Пять шагов, которые нужно сделать, чтобы выбрать правильный вуз
Выбор будущей профессии — дело всегда чрезвычайно сложное. В нем сталкиваются мнения и взгляды разных людей: детей, родителей, учителей, друзей… А в этом году к тому же приемная кампания в профессиональные образовательные учреждения из-за пандемии проводится в необычных условиях.
Шаг 1. Выбор профессии
Поскольку профориентационная работа в системе отечественного образования оставляет желать лучшего, зачастую выпускники оказываются в растерянности перед выбором профессии. Итак, шаг первый: если вы затрудняетесь определиться с профессией, первоначально нужно сузить выбор по сфере деятельности «человек — человек», «человек — искусство», «человек — техника», «человек — природа», «человек — знак».
«Человек — человек» — все профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг и другие.
«Человек — техника» — все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники. Это такие профессии, как инженер-конструктор, автослесарь, системный администратор и другие.
«Человек — искусство» — все профессии, связанные с созданием, копированием, воспроизведением и изучением художественных образов. К этой группе относятся такие профессии, как художник, актер, певец, реставратор, искусствовед и другие.
«Человек — природа» — все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы. К этой группе относятся такие профессии, как ветеринар, садовник, агроном, эколог и другие.
«Человек — знак» — все профессии, вязанные с созданием и использованием знаковых систем (цифровых, буквенных, нотных). К этой группе относятся переводчики художественных и технических текстов, аналитики, финансисты и другие.
«Особенность применения данной классификации в наше время состоит в том, что простые профессии с одним объектом труда уходят в прошлое и на смену им приходят профессии с несколькими объектами труда или со сложным объектом труда, — говорит Галина Казакова. — Например, профессия ландшафтного дизайнера одновременно относится и к типу «человек — природа» и к типу «человек — художественный образ».
Второе: если в семье существуют династии и профессиональные традиции, подумайте об их продолжении, поскольку детям уже знакомы многие профессиональные особенности и стереотипы профессионального мышления родителей. В этом случае выбор будет более осознанным.
И последнее: оцените конъюнктуру рынка труда через 4-5 лет. Как при покупке автомобиля нужно задумываться о том, как будешь его продавать, так и при поступлении нужно думать прежде всего о трудоустройстве: какие профессии будут актуальны и хорошо оплачиваемы. Так, например, в ближайшую десятилетнюю перспективу ожидаемый спрос — на IT-специалистов во всех сферах».
Шаг 2. Выбор вуза
Современные правила допускают выбор пяти вузов. Разумно использовать этот шанс полностью: расширить географию, рассматривать вузы с разным рейтингом и разными традициями, оценить отраслевую принадлежность вуза и его связи с потенциальными работодателями.
Важно ознакомиться с проходными баллами на выбранную специальность в каждом из пяти вузов в предыдущие годы. Это поможет выпускнику избавиться от необоснованных ожиданий и правильно рассчитать силы.
«Рейтинги вуза, его репутация среди работодателей, отсутствие кадрового разрыва между вузом и рынком труда, отзывы студентов о качестве подготовки — все необходимо внимательно изучить, — комментирует Галина Казакова. — По отдельности эти характеристики, может, и не являются определяющими, но их совокупность дает исчерпывающую картину о вузе.
И, наконец, важен социальный пакет, предоставляемый вузом. Это наличие мест в общежитии, меры социальной поддержки студентов (повышенная стипендия для первокурсников, в некоторых вузах она доходит до 20 тысяч рублей в месяц), льготы на проезд в общественном транспорте, оплата проезда домой на каникулы, наличие военной кафедры для юношей, наличие социальных льгот малообеспеченным студентам и т.д».
Шаг 3. Оценить трудоустройство по окончании вуза
Целевое направление еще существует и дает гарантированное трудоустройство выпускнику вуза. Это большое преимущество на стадии поступления (конкурс по целевому направлению отдельный, и проходной балл иной) и на стадии выпуска, поскольку выпускнику не грозит биржа труда. В других случаях гарантированного трудоустройства нет.
«Поэтому важно оценить уровень потенциальных работодателей и степень их включенности в образовательный процесс, — отмечает Галина Казакова. — Оценивая эту включенность, обратите внимание на производственные практики, учебно-производственные лаборатории, инжиниринговые центры, спецкурсы и спецсеминары специалистов-практиков и т.д. Среди потенциальных работодателей могут быть корпорации, например, «Роскосмос», «Росатом», РЖД, энергосети и т.д.; IT-компании — «Яндекс», «Майл.ру» и др.; крупные предприятия (у нас в регионе) — «Мечел», ЧТПЗ, ЧТЗ, «Уралмаш» и т.д. Помните, что это очень важная позиция при выборе вуза, поскольку они в разной степени ориентированы на рынок труда».
Шаг 4. Выбор социокультурной среды
Поскольку годы, проведенные в вузе, это период социального становления, важно, в какую культурно-интеллигентную среду попадет выпускник, что максимально он сможет взять из нее и какого уровня — прогрессивного или заштатно-затрапезного.
«Здесь нет однозначного выбора: кому по силам, стоит ориентироваться на столичное образование, в другом случае важно видеть преимущества родного региона по принципу «где родился, там и пригодился». Но всегда цели абитуриента должны иметь масштаб и перспективу», — уверена профессор Галина Казакова.
Шаг 5. Избежать ошибок выбора
Это очень важная часть планирования! Итак, чего, по мнению профессора Галины Казаковой, не нужно делать выпускникам и их родителям?
Не нужно бояться вершин и не верить в свой шанс. Поэтому рассылайте свои заявления в разные вузы и на разные специальности (в совокупности их может быть 15), дайте возможность специалистам в приемных комиссиях решать судьбу абитуриента.
Не нужно родителям делать выбор за абитуриента, выдавать свои нереализованные мечты за мечты ребенка. Лучше поддержите ребенка в его выборе, придайте поддержкой ему сил.
Не нужно расценивать учебу в вузе как «клубное» времяпрепровождение: «а там посмотрим…». Нужно со всей серьезностью понимать главную цель: получить профессию, заложить фундамент всей последующей жизненно-профессиональной стратегии.
Не нужно недооценивать учреждения среднего профессионального образования — техникумы, колледжи, которые по ряду важных показателей не только не уступают, но и превосходят бакалавриат вузов (бюджетные места, оснащенность, наличие производственной базы, прикладной характер обучения, более короткая связь с работодателями, возможность получения смежной профессии, соцпакет и пр.)
Надеемся, эти короткие советы помогут выпускникам школ и их родителям минимизировать ошибки приемной кампании и успешно реализовать задуманное.
Поделиться