Первым делом самолеты. Почему училище штурманов служит украшением Челябинска

22 Сентября 2020 Автор: Николай Антипин Фото: Вячеслав Шишкоедов
Первым делом самолеты. Почему училище штурманов служит украшением Челябинска


Горожане видят курсантов на торжественных построениях и их учебные полеты в небе над городом, а со славной историей челябинских летчиков можно познакомиться в музее учебного заведения.

Знакомая челябинцам и многим другим за его пределами аббревиатура ЧВВАКУШ теперь в истории, и эта история сохраняется в музее. Сегодня Челябинское высшее военное авиационное Краснознаменное училище штурманов — филиал военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина». Музей ЧВВАКУШ создан в 1958 году как комната боевой славы 15-й военной школы летчиков-наблюдателей.

Герой-музейщик

Создание музея было поручено Борису Рапопорту, который до 1972 года руководил им. Подполковник Рапопорт родился в 1922 году в Винницкой области. В 1940 году поступил в Краснодарское военно-авиационное училище летчиков-наблюдателей, после его передислокации в мае 1941 года отправлен в Челябинскую военную авиационную школу стрелков-бомбардиров. В начале войны был досрочно выпущен в звании сержанта и направлен в действующую армию, в 661-й полк ночных бомбардировщиков По-2, с которым брал Варшаву, долетел до Берлина. За годы войны осуществил 592 боевых вылета!

На его счету больше тысячи уничтоженных бомбами гитлеровцев, пять самолетов люфтваффе на земле, участие в бомбардировке 12 железнодорожных узлов, восьми мостов и одного крупного штаба немецкого командования. Он был представлен к званию Героя Советского Союза, но эту награду заменили на орден Суворова 3-й степени. Кроме того, Борис Рапопорт награжден двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны 1-й степени и тремя десятками медалей.

В конце 1970-х годов комната боевой славы превратилась в настоящий музей. Многие годы музеем руководили полковники Сергей Шарманов и Анатолий Калинин. Они много переписывались с бывшими руководителями училища, с его выпускниками, собирали воспоминания, документы, фотографии и экспонаты. Сегодня в музее семь залов, в них представлена история училища, основные направления деятельности, а также образцы авиационной техники и вооружения.

20180921_103957.jpg

Школа летнабов

Челябинское училище штурманов было создано в 1936 году, тогда оно называлось 15-я военная школа летчиков-наблюдателей, которая размещалась в Красных казармах. Курсантами становились добровольцы, а также комсомольцы по путевкам. Через три года в училище состоялся первый массовый выпуск, 217 летчиков были направлены в Красную Армию. В 1938 году учебное заведение переехало в военный городок у станции Шагол, где располагается и сегодня. В музее представлен масштабный макет территории учебного заведения с учебными корпусами, казармами и взлетно-посадочной полосой.
Великая Отечественная война занимает особое место в истории училища. В первые дни войны штурманы В.М. Балашов, А.А. Бурденюк, А.А. Калинин, В.Н. Самосудов в составе экипажей совершили огненные тараны наземных целей противника. В Челябинске для фронта сформировано пять ночных бомбардировочных авиационных полков, подготовлено 7527 стрелков-бомбардиров, штурманов, стрелков-радистов, радиотелеграфистов и метеорологов для авиации, а также 3485 специалистов для других родов войск.

5 ноября 1944 года указом президиума Верховного совета СССР, подписанным Михаилом Калининым, Челябинское авиационное училище штурманов и стрелков-радистов авиации дальнего действия награждено орденом Красного Знамени, с тех пор в память о боевых заслугах училища в его названии навечно вписано слово «краснознаменное».

В музее сохранились знамена времен войны. На них девиз того времени: «Смерть немецким оккупантам!». Одно из знамен было вручено трудящимися Челябинска перед отправкой на фронт личному составу 685-го бомбардировочного авиаполка, сформированного на базе училища. Из предметов военного времени в музее сохранился фронтовой планшет, летная и парадная форма выпускников и инструкторов, а на стенах — фотографии Героев Советского Союза.

IMG_1234.JPG

Катапульта и черный ящик

Со времен войны при училище работали курсы подготовки техников по эксплуатации самолетов и двигателей, по вооружению, курсы метеорологов, начальников связи и воздушно-огневой подготовки эскадрилий, инструкторов по физической подготовке. С середины 1960-х годов стали выпускать штурманов фронтовой бомбардировочной авиации, морской ракетоносной и дальней авиации.

В экспозиции музея собрана богатая коллекция моделей самолетов: военные и гражданские, истребители и бомбардировщики, пассажирские и грузовые, отечественные и зарубежные. Здесь, наверное, представлены все модели самолетов, когда-либо выпускавшиеся в России.

Представить повседневность летчиков позволяет разнообразное навигационное снаряжение, например, ветрочет, навигационная линейка или обычная бумажная карта. Хотя и теперь это все используется, но в практике все больше применяется бортовой компьютер. Не меняется летная книжка, в которую записываются все упражнения и полеты. В экспозиции можно примерить настоящий шлем и увидеть экипировку штурмана разных времен.

В новостях мы часто слышим о черных ящиках. Так вот, они совсем не черные, а оранжевые, и не ящики, а шарообразные капсулы. Образцы бортовых аварийных самописцев представлены в музее. Здесь же катапультное кресло и специальные летные костюмы, которые часто спасают жизнь летчика.

20190222_110617.jpg

В кабине самолета

В музее ЧВВАКУШ можно посидеть в кабине настоящего фронтового бомбардировщика СУ-24 и высотного истребителя-перехватчика МиГ-31. В НАТО их прозвали «фехтовальщик» и «лисья гончая». СУ-24 принят на вооружение в 1975 году, а МиГ-31 — в 1981 году.

Эти носители тактических ядерных зарядов предназначаются для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением воздушных, наземных и надводных целей. В 2016 году СУ-24 сняли с вооружения, сейчас в Российской армии на боевом дежурстве находится модифицированная версия бомбардировщика, на МиГ-31К поставили новейший вид вооружения ракетный комплекс «Кинжал».

Ту-134 Ш 0013.JPG

СУ-24 обладает особенностью — изменяемой стреловидностью крыла. На больших скоростях полета более эффективна большая стреловидность, а на малых (взлет, посадка) — меньшая. В экипажах самолетов два человека (пилот и штурман), максимальная скорость СУ-24 — 1700 километров в час, МиГ-31 — свыше 3000 километров в час.

Находясь за штурвалом самолета, посетители увидят всю сложность его устройства (различные индикаторы и тумблеры, манометры, тахометры, курсовые приборы) и оценят насколько должен быть хорошо обучен и подготовлен летчик, для того чтобы управлять современной авиационной техникой.

Адрес музея: Челябинск, 11-й городок, 1
Режим работы: по предварительной записи
Телефон +79514449001
E-mail: chelaviamuseum@mail.ru
Сайт: http://chelmuseum.wixsite.com/avia/

Фотографии предоставлены музеем

Поделиться

23.07.2024 | 13:43
Как вернувшимся домой добровольцам помогают найти себя в мирной жизни

С ветеранами спецоперации мы встретились у здания, где находится редакция «Южноуральской панорамы». Недавно они создали свой ветеранский фонд помощи бойцам ЧВК «Вагнер». Взяли в аренду помещение и помогают им включиться в мирную жизнь.

22.07.2024 | 16:48
Плавят медь. Как в Кыштыме отметили День металлурга

На один день в году население Кыштыма, особенно Нижнего микрорайона, увеличивается кратно. Как правило, это происходит в день профессионального праздника металлургов.

07.07.2024 | 18:02
Батыр, тархан и дипломат. Интересные факты жизни Таймаса Шаимова

Таймас Шаимов — одна из ключевых фигур южноуральской истории XVIII века. Он был башкирским старшиной, участвовал в переговорах, в результате которых казахи Младшего жуза присоединились к России, отбивал нападения кочевников, содействовал основанию Верхнеуральской, Челябинской, Еткульской и других крепостей.

01.07.2024 | 14:24
Пласт истории. К чему привела золотая лихорадка на Южном Урале

В 1798 году в окрестностях Кочкаря было открыто месторождение золота. Золотая лихорадка здесь началась в середине XIX века. В надежде на успех и большие деньги сюда устремились старатели и предприниматели. С этого начиналась история города Пласта, который и сегодня остается золотым городом.

Новости   
Спецпроекты