Нужны ли правила поведения в родительских чатах
Пандемия перевела общение родителей и педагогов в онлайн-формат. Даже школьные собрания сегодня проводятся не в классах, а в мессенджерах. Однако пока родительские чаты живут скорее по законам улицы, а не по принципам цивилизованного общества.
- В Челябинске нашли «рецепт» против родительского экстремизма
- Уроки понимания. Как родителям настроиться на новый учебный год
Превратились в напоминалку
В связи с переходом на дистанционное образование даже ярые противники мессенджеров были вынуждены выйти в родительский чат, чтобы обсудить насущные учебные вопросы. Однако, как показала практика, онлайн-общение бывает не столь конструктивным. В топе тем родительских чатов оказались домашние задания, обсуждение подарков к 8 Марта, поздравление педагогов со всевозможными праздниками или даже разбор поведения нового учителя.
«Любой чат — это очень удобное средство, чтобы обсудить оперативные вопросы. Но, к сожалению, родительские группы в мессенджерах превратились в напоминалки, исключив ответственность школьников перед учебным процессом. Сегодня дети становятся абсолютно несамостоятельными. Зачем записывать домашнее задание, если есть мама, которая по первой же просьбе задаст вопрос в родительском чате и все выяснит, — комментирует начальник управления общего образования регионального минобрнауки Елена Тюрина. — Поэтому наша позиция: чаты, конечно, нужны, но они должны быть культурными, эмоционально выдержанными и отвечать тем целям, для которых они создаются. Это срочные объявления для родителей, голосование по определенному вопросу, то есть темы, которые касаются всех».
Никто не будет спорить, что чаты и быстрый обмен информацией — это необходимость в цифровую эпоху. Тем более вход родителей в школу до сих пор воспрещен в связи с правилами санитарной безопасности. Однако такой способ общения имеет ряд минусов с точки зрения психологии.
«Мы вошли в новый мир информационных технологий, но как вести себя в нем и какие нормы и ограничения соблюдать, этому никто не обучен. При этом чат представляет собой скопление незнакомых людей с разным социальным уровнем, образованием, ценностями, нормами этики и поведения. По сути, чат сегодня живет по правилам улицы: кто понахальнее и поактивнее, тот и будет заполнять чат ненужной, засоряющей эфир информацией. Это порождает напряжение и конфликтные моменты, — рассуждает доцент кафедры специальной и клинической психологии ЧелГУ Екатерина Веденеева. — Так как в связи с пандемией все люди испытывают больше тревоги, то вся эта негативная энергия может сливаться в родительский чат. Визуальная картинка улучшает контакт: общаясь глаза в глаза, мы более тактичны. Но есть особенность нашей психики: когда люди не видят друг друга и фактически обезличены, спрятавшись за экраном телефона или монитора, то могут сказать все что угодно. По моему мнению, в сообществе онлайн заранее должны быть оговорены границы поведения, иначе это превращается в хаос».
Собрания — в «цифру»
Порой родительские чаты негативно сказываются на самих детях. Если один родитель жалуется и называет хулиганом ребенка другого родителя, то эту информацию видят все и начинают придерживаться такого же мнения. В итоге такой школьник может стать изгоем в классе. Выходит, что сегодня родительский чат, как русский бунт у Пушкина, — «бессмысленный и беспощадный». Такого мнения придерживается председатель Совета родительской общественности Копейского городского округа Андрей Горланцев. Он имеет весьма внушительный опыт общения с родителями в сети.
«Мой опыт говорит о том, что важно всегда создавать два чата: один для педагогов и родителей, где будет по делу обсуждаться учебный и воспитательный процесс, а второй только для родителей, своеобразный чат-болталка, где мамы и папы могут выбрать подарки учителям, пообщаться на разные темы (это все не нужно педагогу). Но я бы посоветовал родителям подумать, прежде чем высказаться, насколько это сообщение будет полезно для большинства, — отмечает Андрей Горланцев. — И еще один важный момент: в чате обязательно должен быть человек-модератор, который приводит людей в чувства, просит конфликтующих сбавить эмоции и перейти в личную переписку, а не общественную и удаляет негативные сообщения. В общем, не позволяет накалять обстановку как медиатор. Не в обиду прекрасному полу, но, как правило, мужчины более подходят на эту роль, так как более сдержанны и немногословны в сообщениях. И ни в коем случае в чаты нельзя втягивать детей, обсуждать при них педагогов».
Директор по информационной политике медиахолдинга «Гранада Пресс» Андрей Трушников также считает, что в чатах должен появиться модератор. Но, по мнению эксперта, это должен быть не представитель родительской общественности, а педагог-психолог, который как никто другой сможет предотвратить конфликтные ситуации. Понятно, что на все чаты таких специалистов не хватит. В этом случае их могут регулировать учителя. Эксперты уверены, что при накале эмоций они должны не оставаться в стороне, а выступать миротворцами. Их авторитет поможет урегулировать непростую ситуацию. Андрей Трушников предлагает посмотреть на проблему общения в чатах более глобально и придать ей системность.
«Все то безобразие, которое происходит в родительских чатах, потом оттуда выливается на улицу, это недоработка государства. Оно отпустило эту тему, но должно туда вернуться. Пандемия нас к этому подталкивает, — считает Андрей Трушников. — В нынешний период мы все реже можем лично пообщаться с педагогами, поэтому я считаю, что родительские собрания сегодня должны перейти в цивилизованный онлайн-формат. Пора начинать эту трансформацию. Цифровые собрания могут проводиться раз в месяц, к примеру, в режиме видеоконференции, чтобы был действительно визуальный контакт и люди не позволяли лишнего. К нему должны подключаться классные руководители, предметники, директора. Тогда такие совместные встречи превратятся не просто в болталку, а в решение конкретных вопросов. Решение родительских чатов должны быть приравнены к решению родительских собраний. Общество созрело, чтобы начать этот путь».
Как отметила Елена Тюрина, данная идея уже начала свою реализацию. Пандемия заставила еще с весны проводить некоторые собрания в режиме онлайн и в тестовом видеоформате. Над данной темой сейчас работают и психологи, и педагоги.
«Я считаю, что удаленные собрания сильно сэкономят время. Можно заранее обозначить вопросы, которые будем обсуждать, и даже предложить варианты решения, а потом устроить голосование. Это уберет дискуссию и лишние эмоции. Видео с собранием и принятый протокол можно потом рассылать всем родителям», — добавил Андрей Горланцев.
Эксперты сходятся во мнении, что алгоритмам цифрового общения сегодня нужно обучать и студентов педагогических направлений, и опытных учителей. В чатах они должны стать лидерами общественного мнения. Также важно развить тему школьной медиации. Только тогда онлайн-общение перетечет в конструктивный диалог.
Поделиться