Ближе к практике. У педагогических вузов появятся базовые школы
Программу педвузов федеральные чиновники хотят приблизить к реальной практике. «ЮП» выяснила, насколько тесно сейчас выстроено взаимодействие будущих учителей со школами.
- Миллиона мало. Как в муниципалитеты Южного Урала привлечь на работу учителей
- Вход в профессию. Студентам педвузов разрешили официально работать в школах
С первого курса
Изменениям подвергнутся вузовские программы для подготовки будущих педагогов. Как отметил министр просвещения РФ Сергей Кравцов, обучение в педвузах необходимо приблизить к школьной практике. Одна из важных задач, по его словам, выстроить единую систему подготовки учителей.
«Внимание к профессии педагога растет. Впервые за многие годы у нас повысился средний балл ЕГЭ при поступлении в педагогические вузы. Мы увидели, что растет конкурс в педагогические вузы, — комментирует Сергей Кравцов. — Мы приближаем педагогические вузы к реальной практике. У каждого педагогического вуза будут свои базовые школы, мы их сейчас определяем вместе с регионами. В рамках нацпроекта «Образование» все педагогические вузы будут оснащены оборудованием, которое используется в школах. Чтобы студенты знали, как работать с этим новым оборудованием, и были к этому готовы».
Планируется, что практика в педвузах будет начинаться уже с первого курса на площадках базовых «сильных» школ. А программы для будущих учителей синхронизируют с современными стандартами школьного образования.
Пока список базовых школ для Челябинской области только определяется, «ЮП» решила выяснить, а насколько тесно сейчас главный педвуз региона выстраивает отношения со школами. Как сообщили в Южно-Уральском гуманитарно-педагогическом университете, студенческая практика в вузе проходит на договорной основе. На 1 сентября этого года общее количество действующих договоров составляет 2 495, в том числе 227 — с организациями предпринимательского сектора. И их число постоянно растет: в 2019 году их было 2503, в 2018-м — 1979). Кроме того, взаимодействие ЮУрГГПУ с региональной и муниципальной системой образования выстраивается через целый ряд совместных мероприятий и проектов.
«К примеру, в рамках сотрудничества с академическим лицеем № 95 Челябинска были организованы проекты «Лесная школа» для обучающихся 2-9-х классов, «Математика как инструмент наук» для обучающихся 6-8-х классов и «Сплит-практика. Лицеист-95» для обучающихся 5-8-х классов. Это выездной формат обучения с погружением детей в «избыточное образовательное пространство». В качестве участников проектов выступили преподаватели и студенты факультетов естественно-технологического, физико-математического и иностранных языков, — комментируют специалисты ЮУрГГПУ. — Традиционно в рамках сотрудничества студенты факультета подготовки учителей начальных классов стали организаторами игровой программы «Вместе — дружная семья!», мероприятий «Прощание с букварем», «Масленица» для обучающихся 1-4-х классов челябинской школы № 4».
Открытый урок
Свою готовность к школе студенты педвуза показывают и в различных профессиональных состязаниях. Так, в рамках «Усовских педагогических чтений» был проведен городской конкурс «Лучшее метапредметное занятие». В нем приняли участие 25 обучающихся с выпускных курсов. Также на базе университете для студентов старших курсов проводится конкурс «Педагогический дебют». В 2020 году одно из его конкурсных мероприятий «Открытый урок и его самоанализ» прошло на базе пяти челябинских образовательных организаций, в том числе в школе № 121 и гимназии № 80.
В ЮУрГГПУ подчеркивают, что ежегодно вуз привлекает к сотрудничеству новые школы и другие учебные заведения.
Как отмечает учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 7 Копейска Оксана Саратовкина, очень правильно, что при обучении будущих учителей сделают больший акцент на практике.
«Я начала преподавать историю с 3-го курса. С одной стороны, не хватало знаний, приходилось много изучать самостоятельно, долго готовиться к урокам, с другой стороны, когда я окончила ЧГПУ, я уже чувствовала себя уверенно, ничего не боялась, была готова к экспериментам, нововведениям лучше, чем те, кто окончил очное отделение, ведь им только предстояло пройти боевой путь вхождения в профессию», — отмечает Оксана Саратовкина.
Она также с сожалением констатировала, что в ее школу студенты-практиканты не наведывались уже около 10 лет.
«Молодых специалистов единицы, остаются в профессии не все, но все же среди них есть хорошие, трудолюбивые, перспективные. Мы очень ждем молодых коллег в школе!» — призналась Оксана Саратовкина.
Поделиться