На Южном Урале предлагают пересмотреть кадры в школах
Классным руководством, по мнению экспертов, должны заняться отдельные специалисты, для которых это станет основной работой.
- С какими вопросами чаще всего общаются к детскому омбудсмену
- Доведут до успеха. Школьникам помогут выстроить личную траекторию развития
«Это правильно и необходимо. Но, на мой взгляд, этого недостаточно, — считает Евгения Майорова. — На учителей, классных руководителей сегодня возлагается большая нагрузка и ответственность. И не только за обучение детей, но и за своевременное реагирование и помощь детям из социально неблагополучных семей, по сути, их сопровождение. В прошлом году были приняты поправки в закон «Об образовании» об усилении воспитательной работы в школах. И это правильно. Школа, по сути, основное учреждение, в котором ребенок может получить компенсацию воспитания и поддержки, если в семье этого нет. Таким детям может быть уделено дополнительное внимание, предоставлена возможность записаться в кружки и секции. Кроме того, для детей с особенностями развития в каждой школе должно быть место и среда. И для этого тоже должны быть созданы соответствующие финансовые и организационные условия».
Евгения Майорова считает, что одному классному руководителю с такой работой в большом классе не справиться. Поэтому должны быть не просто доплаты, а отдельно выделенные специалисты, для которых это будет основной работой и которые не будут дополнительно обременены учебной деятельностью.
К примеру, в челябинской школе № 73 выстроена эффективная воспитательная система работы с детьми. Для учеников с особенностями развития здесь создан отдельный психолого-педагогический консилиум, на котором разрабатывается индивидуальная программа обучения и развития ребенка. Отдельные специалисты закреплены за ними. У них нет учебной нагрузки, а главная задача — адаптировать ребенка.
«Дополнительные деньги директору на это не выдаются. А результаты серьезно впечатляют. Но, к сожалению, такая практика, скорее, исключение, потому что не предполагает финансовых и организационных условий, — отметила Евгения Майорова в беседе с корреспондентом «ЮП». — В каких-то школах спрашиваешь, кто у них занимается проблемами детей, работает с неблагополучными семьями, а они говорят, что у них такого специалиста нет. У нас классные руководители видят таких детей, могут отреагировать, если с ребенком что-то не так, но дальше эту информацию надо кому-то передать. Социальные работники, которые есть в школах, эту работу не ведут. У них другие задачи. Чтобы в ситуации можно было детально разобраться, решить проблему у ребенка, нужны отдельные специалисты».
«ЮП» решила поинтересоваться у самих классных руководителей, по плечу ли им возложенные функции и вновь принятая воспитательная программа. Многие ответили, что просто физически не могут справиться со всей нагрузкой. Ирина В. работает в одной из челябинских школ учителем математики, является классным руководителем в 7-м классе.
«Работы у классного руководителя всегда было много. Проводить классные часы нужно по пятницам по часу каждую неделю. Работаю я в две смены. У моего седьмого класса занятия идут во вторую смену. Классный час приходится на 18:00. Во втором полугодии тема — профориентация. Обычно мы привлекали на эти классные часы родителей интересных профессий. Они рассказывали о своей профессиональной деятельности, приносили микроскопы, другую атрибутику, детям было очень интересно. Но в этом году приглашать родителей в школы запрещено. И теперь мне нужно проводить профориентацию самостоятельно. На подготовку к одному такому классному часу уходит времени в два раза больше, чем к уроку. Я понимаю, что у меня на это нет времени. Поэтому сейчас буду организовывать родительские презентации профессий в режиме онлайн. А теперь на классных руководителей возложили еще и воспитательную функцию с массой обязанностей. Сейчас у нас в школе разрабатывают воспитательную программу. Процесс идет очень тяжело, и мне страшно представить, что будет. Эта работа была бы под силу, если разгрузить классных руководителей. Дать им возможность работать в одну смену. Но я работаю в две смены и на две ставки, второго учителя математики найти не могут. Такая проблема встречается в школах. В седьмом классе 29 детей. И индивидуальный подход к каждому ребенку, как этого требует от классных руководителей воспитательная программа, просто невозможен при существующей нагрузке».
Насколько эффективно классные руководители смогут реализовать воспитательные программы, по мнению экспертов, сможет показать только время и соответствующий мониторинг. Вполне возможно, что в дальнейшем действительно появятся нормы нагрузки для педагогов, на которых ложится классное руководство, чтобы они могли в полной мере выполнять свои обязанности.
Поделиться