Добавил красок. Каким был Южный Урал сто лет назад
«ЮП» открывает новую рубрику «Кадры века». Мы расскажем об истории самых интересных снимков нашего региона начала XX века.
Природа трех цветов
Первые опыты по созданию цветной фотографии начались в 1850-х годах. Первооткрывателем в США был пастор Ливай Хилл, во Франции — изобретатели Луи Дюко и Шарль Кро, в Англии — физик Джеймс Максвелл. Именно Максвелл в 1861 году в британском Королевском институте продемонстрировал первую в мире цветную фотографию, сделанную с помощью трех экспозиций, — «Ленточка из Шотландии».
Ученые заметили, что человеческое зрение имеет трехцветовую природу, а смешение в определенных пропорциях красного, зеленого и синего дает в результате все цвета и оттенки. Это открытие позволило изобрести цветную фотографию. Чтобы сделать снимок, нужно было трижды сфотографировать объект, меняя красный, зеленый и синий светофильтры. С негативов изготавливались три черно-белых позитива, которые одновременно проецировались на экран через те же светофильтры.
На дрезине недалеко от Петрозаводска на Мурманской железной дороге.1916 г.
Этот метод позволял получать цветные изображения высокого качества с точной цветопередачей. Отснятый материал не содержал красителей, а потому не выцветал. Однако фотограф не мог снимать объекты в движении. Чтобы сделать кадр, человек перед камерой должен был замереть на 6-9 секунд. Любые движения, колыхание деревьев от ветра, дым из трубы, текущая вода проявлялись на изображении радужным дефектом.
Сергей Муромец
Прокудин-Горский родился в 1863 году в городе Муроме Владимирской губернии. Он происходил из дворян. Обучался естественным наукам в Санкт-Петербургском технологическом институте, где посещал лекции Менделеева, рисованию — в Императорской академии художеств. В начале 1890-х годов увлекся цветной фотографией, занимался ею в Берлинской высшей технической школе. По возвращении в Россию открыл в Санкт-Петербурге первые фотографические курсы.
Сергей Прокудин-Горский взял на вооружение метод тройной экспозиции. Осенью 1903 года в Финляндии он сделал первые цветные снимки. В апреле 1905 года фотограф отправился в первую масштабную экспедицию по России. За полгода он побывал на Кавказе, в Крыму, на Украине и сделал около 400 цветных фотографий. В январе 1907 года для съемки солнечного затмения Прокудин-Горский поехал в Среднюю Азию. Запечатлеть затмение не получилось, зато фотограф привез снимки Бухары и Самарканда.
Автопортрет у реки Королисцхали. 1912 г.
По возвращении в столицу он устраивал публичные показы своих снимков и знакомил с секретами цветной фотографии. В 1907 году пресса отмечала: «С.М. Прокудин-Горский эту зиму восхищал не только Петербург, но и Москву своим не одним, а десятками снимков… осенних видов, столь разнообразных по цвету листвы, показав этим, насколько он освоился с трехцветной съемкой и какие возможно получить эффекты, передавая в цветах природу».
Вагон для фотографа
В 1905-1909 годах он был редактором журнала «Фотограф-любитель». В 1908 году разработал план систематизации фотографий различных мест Российской империи с целью ознакомления школьников с историей и культурой страны при помощи «оптических цветных проекций». В мае 1909 года почетный председатель Санкт-Петербургского фотографического общества, великий князь Михаил Александрович пригласил фотографа в Царское Село для показа работ Николаю II. Состоялась аудиенция, Прокудин-Горский продемонстрировал императору свои работы и рассказал об идее запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию. Он получил поддержку государя, ему выделили специальный вагон, оборудованный под фотолабораторию, небольшой теплоход для речных путешествий и документ, по которому Сергей Михайлович со своими помощниками мог фотографировать любые объекты империи. За семь лет, с 1909 по 1916 год, Прокудин-Горский объездил всю Сибирь, Урал, Туркестан, совершил путешествие по Оке и Волге.
В 1909 и 1910 годах побывал на Южном Урале. Он запечатлел виды Аша-Балашовского, Златоустовского, Каслинского, Катав-Ивановского, Кыштымского, Миасского, Миньярского, Саткинского, Симского, Усть-Катавского, Уфалейского, Юрюзанского заводов, производственные процессы: «Столярный цех для выделки ножей при Златоустовском заводе», «Формовочная мастерская Каслинского завода», «Формовка художественного литья», «Работа на Бакальском руднике».
Златоустовский завод и Троицкий собор.1909 г.
Если Златоусту фотограф уделил достаточно много внимания (сняты виды города, завода, продукция и живописные окрестности), то Челябинску повезло меньше. Сохранилось всего два снимка с видами на реку Миасс, где можно различить купола Христорождественского собора, Одигитриевского монастыря и Покровской церкви, дома Ахметова и Покровского.
Немало внимания фотограф уделил природе края: снимал Таганай, Александровскую сопку, озера Ильменское и Зюраткуль, живописные виды Уральских гор. Героями фотографий Прокудина-Горского также стали: мастер Златоустовского завода А.П. Калганов с сыном и внучкой, стрелочник-башкир, рабочие рудника близ Бакала. Примечательно, что в 1990 году снимок «Три поколения. А.П. Калганов с сыном и внучкой» был передан президентом США Рональдом Рейганом в дар президенту СССР Михаилу Горбачеву, так забытый фотограф вернулся на родину.
Сергей Прокудин-Горский составил хронику своих путешествий в виде альбомов с фотографиями. Каждый альбом состоял из печатных снимков, сделанных на основе стеклянных негативов и расположенных в хронологическом порядке.
Ночевка у камня на берегу Чусовой. 1912 г.
Судьба коллекции
В 1919 году Прокудин-Горский эмигрировал из России. Он жил в Норвегии, Англии, Германии, Франции. С собой он вывез коллекцию слайдов. В России осталась значительная часть его фотографий, снимки царской семьи, все это погибло... Фотограф скончался в 1944 году в Париже и был похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. В 1948 году его сыновья продали фотоархив отца (около двух тысяч негативов), который он вывез из России, Библиотеке Конгресса США.
Возвращение наследия Прокудина-Горского произошло благодаря развитию компьютерных технологий. В 2000 году библиотека запустила проект по оцифровке его фотоархива. Сканирование выполнялось в режиме Grayscale c 16-битной глубиной цвета и разрешением свыше 1000 точек на дюйм. Получились снимки высокого качества. Электронные копии фотографий Сергея Прокудина-Горского размещены на порталах Библиотеки Конгресса США, Президентской библиотеки и на других русскоязычных сайтах.
Поделиться