Пешком по заводам. Южный Урал готов к развитию промышленного туризма
Эксперты Агентства стратегических инициатив (АСИ) оценили туристический потенциал пяти предприятий Челябинской области, которые вошли в число российских пилотников по внедрению методических рекомендаций агентства.
- На площадке ММК будут обучать лучшим практикам в сфере промтуризма
- На Южном Урале может появиться первый в России центр компетенций по промтуризму
- Новое железо Урала. Какое будущее у горнозаводских городов
Ранее эти предприятия заявили о своей готовности внедрить методические рекомендации, разработанные специалистами АСИ. Предполагается, что их опыт создания экскурсий в дальнейшем будет распространен на другие компании.
Напомним, в 2020 году правительство Челябинской области и АСИ подписали соглашение о сотрудничестве в сфере промышленного туризма, документ подразумевает взаимодействие с целью создания новых и экспертизы действующих промышленных туров.
Единый продукт
Своими впечатлениями от визита эксперты АСИ поделились на круглом столе в правительстве региона, который проходил под председательством заместителя губернатора Челябинской области Егора Ковальчука.
По словам Ольги Шандуренко, на Южном Урале они «увидели то, чего не видели ни в одном российском регионе». «Сейчас в повестке этой инициативы более 20 регионов и более 100 предприятий, но с большинством из них мы находимся на стадии проектирования продукта непосредственно на предприятии. А Южный Урал представил не проекты, а отработанные и уже успешно реализуемые туристические маршруты, то есть промышленный туризм не новая тема для пилотных предприятий», — отметила она.
При этом, как добавила Шандуренко, в экскурсионных программах учтены важные моменты относительно соблюдения правил безопасности и презентационной части.
В ходе тестирования маршрутов каждой компании удалось удивить и заинтересовать туристов. «Теперь задача региона, используя этот огромный потенциал, — интегрировать посещение промышленных объектов в единый региональный туристический продукт, который станет визитной карточкой Челябинской области и привлечет туристов», — сказала Шандуренко.
Эксперты АСИ, впрочем, указали на некоторые нюансы, которые требуют дополнительного внимания. Например, во время экскурсии по «Макфе» (здесь пока еще не работают с туристами, но готовы развивать это направление) было бы правильно обеспечить возможность продегустировать продукцию предприятия, считают специалисты.
Инвестиции в имидж
Ольга Шандуренко выделила два основных направления, по которым может строиться дальнейшее сотрудничество правительства Челябинской области с АСИ. Во-первых, это помощь предприятиям с оформлением промышленных маршрутов как туристического продукта (создание фото- и видеопродукции, полиграфии, сайтов и т.д.). Во-вторых, это подготовка кадров, гидов промышленного туризма. Здесь возможно создание центра профессиональных компетенций на базе Магнитогорского металлургического комбината, который уже имеет опыт обучения экскурсоводов.
Фото Вячеслава Шишкоедова
«У нас самый большой запрос от предприятий — «покажите, как надо сделать». Им нужен источник вдохновения. И если получится создать такой центр в Челябинской области, это был бы совершенно уникальный проект. Для нас это тоже новая тема, но мы готовы подключиться к работе над его созданием», — отметила руководитель группы АСИ.
Коуч и методолог Наталья Кисельникова озвучила несколько рекомендаций предприятиям: использовать системы аудиогидов во время экскурсий, рассказывать о сотрудниках, трудовых династиях, личном опыте, оформлять технологические карты.
Как отмечал ранее Егор Ковальчук, около 35 южноуральских предприятий так или иначе занимаются вопросами промышленного туризма. Если некоторые из них давно работают с туристами (например, ММК, «Магнезит», «Златоустовские оружейные мастерские»), то многие организуют ознакомительные экскурсии только для студентов профильных специальностей и деловых партнеров.
При этом, по словам Ковальчука, руководители многих предприятий уже осознают, что промышленный туризм может стать серьезным инструментом продвижения предприятий, в том числе на рынке реализации продукции.
Подводя итоги круглого стола, Егор Ковальчук предложил экспертам АСИ добавить в методические рекомендации раздел, посвященный монетизации промышленных маршрутов.
«Коллеги, прошу вас прислушаться к рекомендациям экспертов Агентства стратегических инициатив, именно они сегодня задают стандарты промышленного туризма в России, — обратился он к представителям предприятий. — Не рассматривайте затраты на создание маршрутов как расходы, это долгосрочные инвестиции в свой имидж, в возможность заявить о себе».
Поделиться