Новое железо Урала. Какое будущее у горнозаводских городов

15 Апреля 2021 Автор: Марат Гайнуллин
Новое железо Урала. Какое будущее у горнозаводских городов


Героиня нашего очерка — это современный «хроникер» перемен, но происходящих отнюдь не на таинственной Красной планете, а совсем рядом с нами, в горнозаводском регионе Челябинской области.

Венец из городов-заводов

Ее фильмы о прошлом и настоящем «родовых гнезд» металлургии имеют не меньшую значимость для южноуральцев, чем открытия на других планетах. Почему? Да хотя бы потому, что помогают разглядеть «глобальное» в «локальном», сломать стереотипы о старых городах-заводах, увидеть и понять суть трансформации «родовых гнезд» железного дела в контексте столетий.

Почти три десятилетия подряд она пишет собирательный портрет «человека горнозаводского», пытаясь вникнуть «в недвижный замысел веков», уготованный этой территории.

…Камера парит над бурной рекой, надежно охраняемой стенами могучего леса. Мощные потоки воды вдруг обрываются на стенах плотины. Тех самых знаменитых «Порогов». И под мерные звуки знаменитой свиридовской музыки-мантры, словно под ударами кузнечного молота, вдруг ощущаешь невероятную силу и этой древней земли, и этой матерой плотины, затерявшейся в глубинах уральских лесов.

¦Великое-наследие¬21.jpg

Исакова-Н.jpgЭто кадры новой работы Натальи Исаковой, журналиста и автора документальных фильмов из Трехгорного. Про что кино? Вот один из фрагментов закадрового текста: «Индустриальный креатив, уверенно шагая по планете, добрался и до Урала. Происходящее сегодня в «родовых гнездах» железного дела можно назвать четвертой промышленной и социокультурной революцией. «Горнозаводская цивилизация» переживает один из переломных моментов своего существования.

Уже сейчас к руководителям городов и предприятий приходит понимание того, что старые заводские стены так же ценны, как и новые цеха, что форма старейших индустриальных центров — такое же богатство, как и их содержание, что мурал и современная заводская печь — явления одного порядка, поскольку свидетельствуют о развитии территории».

Авторский проект Натальи Исаковой «Новое железо Урала» — цикл фильмов о тех, кто меняет жизнь в старых индустриальных центрах. Несколько частей уже готовы к показу, в планах съемки в Катав-Ивановском районе, Златоусте, Усть-Катаве, Симе.

— Горный Урал взял меня в плен раз и навсегда еще в 1993 году, — рассказывает Наталья. — Я приехала сюда из Екатеринбурга, после журфака УрГУ. И задержалась на 27 лет. С тех пор горнозаводский регион — «железный мой венец». Драгоценный венец из городов-заводов, где живет особенный народ. На фестивалях меня часто спрашивают: «Где вы находите таких людей?» А я отвечаю, что никого не ищу, у нас все такие! Жизнь меняется, люди уходят, и нужно успевать фиксировать события, лица, голоса эпохи. Иначе каждое новое поколение будет считать, что история начинается с него.

— Как вы формулируете для себя сверхзадачу нового проекта?

¦Великое-наследие-3.jpg

— Поиск и тиражирование новых форматов развития горнозаводских городов. Герои фильмов — эксперты в разных сферах, промышленники, представители муниципальных и областных властей, туристических организаций, музеев, фондов развития культурных инициатив, Уральской индустриальной биеннале. Вместе с ними я пытаюсь найти ответы на вопросы, какие сценарии будущего выбирают горнозаводские моногорода в XXI веке, как и зачем сохранять индустриальное наследие, может ли индустриальный креатив (в том числе промышленный туризм) стать «новым железом» Урала. Ключевая мотивация — искать, обсуждать, объяснять, сохранять, транслировать.

Один из героев первых частей проекта — автор концепции «индустриальный креатив — новое железо», основатель «Агентства развития территорий 1732», лидер проекта «Лето на заводе» Ян Кожан. И если для него «новое железо» — это прежде всего новая экономика, то для меня это люди, меняющие жизнь своей территории.

Наверное, эти слова (еще один фрагмент фильма) могут исходить только от человека, перемоловшего в себе историю нашего края, переболевшего судьбами своих героев: «Горнозаводские — народ консервативный. Творческий, но почти не склонный к фантазиям, выходящим за рамки изобретений практического свойства на благо родного производства, профессиональной среды или города. И не то чтобы технократы оскорбляли «алгеброй гармонию», просто они всегда видели гармонию в том, что делают.

Превыше иных ценностей здесь во все времена было высокое искусство работы с металлом, камнем, огнем, тяжелыми механизмами, дороже благ земных — сакральные знания мастеров, железная воля и логика. Да и немудрено. Трижды за историю государства горнозаводский регион наполнялся лучшими технарями страны — талантливыми инженерами и рабочими. Вся жизнь местного народа была «заточена» под заводы».

«Когда локальное становится глобальным», «Индустриальное наследие. Теория и практика ревитализации», «Металлурги на тропе туриндустрии», «Каждому художнику — по заводу» — четыре части документального цикла знакомят зрителя с раритетами промышленных революций XVIII-XX веков и современными арт-объектами, рассказывают о новых моделях развития «родовых гнезд» железного дела.

Великое-наследие--9.jpg

— Первые части проекта посвящены опыту Сатки, Сысерти и поселка Пороги. С чем связан этот выбор?

— Вглядитесь в то, что происходит сегодня в Сатке… И вы поймете, что находитесь в эпицентре большого эксперимента. Здесь и сейчас рождается новая модель существования малых городов России. Наблюдаю за районом уже лет пятнадцать. К мысли о том, что надо что-то менять, Сатка пришла лет двадцать пять назад. Тогда, в конце 90-х, промышленные предприятия горнозаводского региона, лишившись государственного заказа, медленно умирали. А вместе с заводами — города…

Саткинцы чуть ли не первыми в регионе поняли: нужно немедленно создавать «подушку безопасности», уходя от монопрофильной экономики. Социальное партнерство стало базовым принципом работы местных властей, а диверсификация — главным направлением. Не сомневаясь в том, что локомотивом новой экономики по-прежнему останутся заводы, начали развивать малый бизнес. Ученые подсказали, в каком именно направлении выгоднее двигаться, и металлурги вышли на тропу туриндустрии.

Уже в 2006 году там во всю мощь работала формула социального партнерства «бизнес + общество + власть». Решая старую как мир дилемму — «люди для заводов или заводы для людей», местные власти пришли к выводу, что в этой связке нет главных. Чтобы градообразующее предприятие работало, нужны люди. А чтобы молодежь не уезжала, нужна особая социокультурная среда, где амбиции юного поколения будут сопоставимы с возможностями территории. Вот тогда и родилась уникальная стратегия развития района, сделавшая Сатку «культурной столицей» региона.

Сначала в город металлургов пожаловали шедевры Русского музея, потом — поток всемирно известных творцов: Елена Образцова, Денис Мацуев, Гарри Бардин …

великое-наследие_Сатка_2.jpg

Сегодня Сатка — центр притяжения европейских художников, ученых, музыкантов, архитекторов, скульпторов. Для города-завода начался новый этап истории.

— Вы всерьез верите в то, что город-завод в случае чего может пойти по иному пути развития?

— Верю, что это возможно. Загляните в горнозаводскую историю, книги Александра Мукомолова, и вы увидите, что раз пять в столетие промышленникам региона приходилось изобретать свое «новое железо». Например, во время мирового экономического кризиса 1908 года. Тогда на много лет остановились, в частности, предприятия Юрюзани и Катав-Ивановска. Без работы остались тысячи заводчан. А «новым железом» во время этого кризиса стало сразу два грандиозных проекта: Белорецкая узкоколейка и Порожская ГЭС! Более того, примерно в это же время в Катав-Ивановске обнаружили залежи мергеля и наладили производство цемента. А антикризисные дерзкие проекты князя Белозерского-Белосельского? И таких примеров масса.

— А нужно ли вообще вдыхать жизнь в полуживые предприятия? Зачем сохранять старые заводы?

— Спросите об этом при случае у лидера проекта «Лето на заводе» Яна Кожана. За два месяца его команде удалось «оживить» градообразующее предприятие Сысерти, остановившееся еще в прошлом веке. Старые заводские стены стали приносить по 500 тысяч в месяц. О смысле «оживления» и сохранения руин Ян Кожан, исполнительный директор Уральской биеннале Анна Пьянкова, куратор «Лаборатории индустриальности» Анна Акимова подробно рассказывают в фильме «Индустриальное наследие. Теория и практика ревитализации». Эта информация может оказаться, на мой взгляд, очень актуальной для промышленников и муниципальных властей. Не зря же я называю про себя эти фильмы «методичками».

великое-наследие_DSC_4983-35.jpg

А история реальна…

— Вы сценарист, режиссер, монтажер, продюсер своих проектов, а иногда оператор…

— Я долго шла к этому. Журфак УрГУ, практика в краевых газетах, работа в ИА «Европейско-Азиатские новости», в тележурналистике, фестивали, многочисленные мастер-классы у ведущих журналистов страны, тонны вгиковской литературы. А киношкола Марины Разбежкиной (московский ГУ«Высшая школа журналистики» при ГУ ВШЭ. — Прим. ред.) стала пропуском во «взрослую» документалистику. Там, в киношколе, произошла мощнейшая ломка профессиональных стереотипов, там каленым железом выжигали во мне шаблоны тележурналистики. Было очень больно. Сопротивлялась. Страшное дело: заставили расстаться с оператором и монтажером. В итоге освоила все смежные профессии. И теперь, десять лет спустя, низко кланяюсь за это своему учителю.

— Вы оптимист по жизни?

— Скорее, реалист. Верю фактам. Ищу парадоксы. Живу под девизом: «Делай что должно, и будь что будет». Моя работа — это мой личный способ существования в мире и воздействия на мир. Главное — преодолеть сопротивление материала. Я не берусь судить о том, кого и чем может зацепить, к примеру, мой новый проект. Ибо я снимаю «про свое», а зрители видят свое. И это нормально. Кто-то сказал, что «документальное кино — это зеркало, но зеркало мыслящее»…

Документалисту противопоказано рефлексировать по поводу того, будет ли он понят человечеством вообще и конкретным индивидом в частности… Если начнет подстраиваться, ничего не получится. Как говорил Мережковский: «Всякая критика — это всего лишь спор о вкусах…» В природе не существует продукта, который бы пришелся по вкусу всем. И создать его невозможно.

Великое-наследие-TВ¦¦¦-3.jpg
Досье «ЮП»

Наталья Исакова — неоднократный победитель, призер, номинант всероссийских и международных фестивалей документальных фильмов и журналистских конкурсов. С 2005 по 2021 год автором создано более 50 работ, связанных с горнозаводской тематикой (документальных фильмов, публикаций). Авторский документальный проект «Новое железо Урала» — продолжение многолетней работы автора по популяризации, продвижению и осмыслению исторического, культурного, индустриального наследия горнозаводского региона.

Поделиться

Сегодня | 15:11
На Южном Урале впервые проходит форум креативных индустрий

В регион приехали эксперты из креативного бизнеса, люди, чьи имена и бренды знает вся Россия.

Сегодня | 11:47
В Челябинске больше детей смогут получать бесплатное питание

Список получателей этой меры соцподдержки дополнен по решению депутатов Челябинской городской Думы.

20.05.2021 | 12:56
Челябинский учитель истории считает, что школам не нужны учебники без героев

Министерство просвещения проведет полный анализ всех учебников истории. Об этом заявил глава ведомства Сергей Кравцов в ответ на критику президента Владимира Путина, прозвучавшую в рамках послания Федеральному собранию.

15.05.2021 | 09:06
В «Ночь музеев» челябинцы увидят питерское кино и научатся делать «зин»

В субботу, 15 мая, Челябинский музей изобразительных искусств будет работать с полудня до полуночи.

Новости   
Спецпроекты