Цветные рубахи. Фотограф добавил красок руднику на Урале
Люди век назад не жили в черно-белом мире, как может показаться при взгляде на старые фотографии. Сергей Прокудин-Горский летом 1910 года побывал на Бакальском руднике, на его снимках рабочие в красных, белых, синих, серых, черных, голубых, малиновых, иногда и линялых, рубахах.
- Дом князей. История Катав-Ивановска в объективе Прокудина-Горского
- У Красной скалы. Что на Урале прозвали Русской Швейцарией
Сергей Прокудин-Горский выходил из вагона и снимал окрестные горы, на одной из фотографий — река Малая Сатка. Ее берега покрыты пихтово-еловыми лесами с примесью березы, лиственницами, ольхой и сосной. Здесь рубили лучший сосновый лес, а в поселке Малая Запань стояли углевыжигательные печи, где изготавливали уголь для Саткинского завода. Одна из таких печей попала в объектив фотографа.
Домна и кауперы
Сергей Михайлович обследовал Саткинский завод, он побывал на самом предприятии, где сфотографировал доменную печь, увенчанную двуглавым орлом и цифрами «1903», указывающими на год постройки. Обойдя пруд, перед фотографом предстал классический вид уральского завода — обширная гладь воды, заводские постройки, контора, высокий белоснежный храм, и все это в окружении гор. Правда, в кадр не попала строящаяся Никольская церковь.
Доменная печь на Саткинском заводе. Фотография Сергея Прокудина-Горского, 1910 г.
В центре кадра та же доменная печь, но уже с другой стороны, рядом с ней, ряд кауперов (аппаратов для нагрева воздуха перед подачей его в доменную печь) и стройная заводская труба. От старого завода к приезду Сергей Прокудина-Горского осталось немного. Предприятие было основано Строгановыми в 1756 году как железоделательный завод, а пущено в 1758 году. К этому времени завершилось возведение плотины на реке Сатке, доменного корпуса, колотушечной, укладной, якорной и пильной фабрик, кричных и молотовых мастерских, завод окружала стена из сосновых бревен, призванная защитить от набегов башкир.
Завод не раз менял хозяев, в годы Пугачевского восстания был сожжен и после вновь отстроен, а в начале XIX века оказался в собственности государства. Под казенным управлением предприятие перешло на выпуск военной продукции. В сентябре 1824 года завод посетил император Александр I.
Храм Святой Троицы
В центре снимка — Свято-Троицкая церковь. Ее построил заводовладелец Ларион Лугинин в 1780-х годах вскоре после Пугачевского восстания, когда сгорел первый деревянный храм. «Церковь двухэтажная из кирпича, покрыта тесом, об одной главе, длина церкви 14 сажен 1,5 вершка, ширина — 5 сажен 2 вершка, высота с крестом — 14 сажен 2 вершка, высота колокольни с крестом — 18 сажен 2,5 вершка. Толщина стен 1,5 аршина», — описывается храм в документах конца XVIII века. Престол нижнего этажа был освящен во имя святителя Николая Чудотворца (здесь службы проводились по праздникам), а верхний — в честь Живоначальной Троицы.
Особенностью храма были часы на колокольне, сделанные слесарным мастером-самоучкой Саткинского завода. Подвесные гири часов приводили в движение кованые железные шестеренки. На валиках шестерен помещалось несколько десятков различной длины и ширины зубьев, захватывающих веревки от колоколов, которые каждые четверть часа отбивали время. В 15 минут бой производил один колокол, в полчаса — два, каждый час — все колокола.
Река Сатка. Фотография Сергея Прокудина-Горского, 1910 г.
В начале 1930-х годов храм был закрыт. Вскоре сняли колокола, церковь обезглавили: разобрали купол и высокую колокольню (вместе с ней исчезли и часы). До Великой Отечественной войны в этом здании располагался столовая. В годы войны — школа снайперов, а после — Дом пионеров. В 1956 году разместился кинотеатр имени С.М. Кирова. Сегодня бывший храм занимает краеведческий музей.
Зюраткуль и Иркусан
Уезжая из Саткинского завода, Сергей Прокудин-Горский еще раз вышел из вагона и сфотографировал заводской поселок с теснившимися вдоль берега реки домами под серыми крышами, вдали виднелся краснокирпичный храм с зелеными куполами, а на переднем плане — уже привычные длинные вереницы поленниц дров.
На озере Зюраткуль. Фотография Сергея Прокудина-Горского, 1910 г.
Видимо, наслышанный о красоте озера Зюраткуль, фотограф решил посмотреть на него вживую. На северном берегу озера он сделал один снимок, поражающий покоем, безмятежностью и умиротворением. На берегу под соснами на лодке-долбленке сидит мужчина в шляпе и зеленой рубахе, подпоясанный синим кушаком, он смотрит в спокойную воду озера, уходящую вдаль к подножию гор...
Приехав на Бакальские рудники, Сергей Михайлович забрался на гору Иркусан, откуда открывался просторный вид на окрестные горы и село Рудничное, оно и сейчас сохранилось. Только при большом увеличении на снимке можно разглядеть стройные улицы деревянных домов, большие огороды и каменный храм в центре села. Люди в Рудничном поселились еще в середине XVIII века, кроме церкви, здесь была библиотека, открытая на средства издателя Флорентия Павленкова, трехклассная земская школа, лавки, потребительское общество и аптека.
На рудниках
Бакальские рудники возникли в середине XVIII века, когда купцы Твердышев и Мясников попросили отвести им землю под железные рудники на склонах гор Шуйда и Иркусан. Промышленная добыча железной руды в этих местах началась с сентября 1757 года, руда шла на Катав-Ивановский, Юрюзань-Ивановский, Симский, а затем и Саткинский заводы. Поначалу работы на руднике носили сезонный характер, рабочие направлялись с заводов, работали здесь мужчины, женщины и дети. После отмены крепостного права некоторые крестьяне стали брать подряды на добычу и перевозку руды. Летом шла заготовка, затем обжиг руды, а зимой по снегу ее вывозили на заводы.
На Бакальском руднике. Фотография Сергея Прокудина-Горского, 1910 г.
В начале XX века запасы железной руды в Бакале оценивались в 17 млн тонн, при этом приповерхностные залежи были практически исчерпаны, поэтому пришлось перейти к карьерному способу добычи. Сергей Прокудин-Горский как раз снял процесс добычи и перевозки руды: возможно, это одна семья, мужчина и подросток просеивают породу, загружают телеги рудой, на козлах сидит женщина, которая, вероятно, возила добытое на поверхность, рядом девушка с чайником и фарфоровой чашкой в руке. На другом снимке Ф.Ф. Павленкова накатка дров для обжига руды. Фотограф остановил работы и посадил на бревна двадцать мужиков в цветных рубахах, картузах и шапках, большинство в сапогах, но некоторые в лаптях, есть среди них и подростки.
На смену тяжелому ручному труду приходили новые технологии. Железная дорога сократила путь доставки руды на предприятия. В 1908-1911 годах на Бакальских рудниках с помощью немецкой фирмы «Полиг» были построены две воздушно-канатные дороги для транспортировки руды, одна из которых, длиною восемь километров, соединяла Тяжелый рудник и Южные печи, где происходил обжиг руды. В объектив фотографа попала эта канатная дорога с нагруженными рудой вагонетками.
Поделиться