Ученик инклюзивный. В Челябинской области откроются новые ресурсные классы
Инклюзивное образование, когда дети с ментальными особенностями учатся с обычными учениками, охватывает все больше муниципалитетов Южного Урала. Еще недавно большим событием было появление в Челябинске первого ресурсного класса. В январе такой класс начнет функционировать и в Магнитогорске.
- В Магнитогорске откроется ресурсный класс на базе обычной школы
- Класс для космонавтов. Какое будущее у инклюзивного образования
Экономически выгодно
Число детей с ограниченными возможностями здоровья в Челябинской области, как и в целом по стране, растет с каждым годом. На данный момент в регионе насчитывается почти 30 тысяч учеников с ОВЗ. Все они нуждаются в особых условиях обучения. Для этого на Южном Урале действуют 50 коррекционных школ. Там ребята получают не только знания, но и серьезное медицинское сопровождение. Единственный нюанс: в классах коррекции они лишены общения с обычными детьми, а значит, и социализации. А ведь это порой играет важную роль в развитии ребенка. Выходом может стать инклюзивное образование, когда особые дети посещают часть занятий с обычными учениками.
«Всего 619 образовательных организаций Челябинской области реализуют инклюзивное образование, в них учится 43 % детей с ОВЗ. В то же время далеко не все школы имеют возможность обеспечить индивидуальное сопровождение особенного ребенка. Мы ведем работу в этом направлении», — отметила начальник управления общего образования регионального минобрнауки Елена Тюрина во время пресс-конференции медиахолдинга «Гранада Пресс».
По ее словам, современной методикой инклюзивного образования являются ресурсные классы, которые позволяют вовлекать детей с ОВЗ по мере их готовности в любую образовательную и воспитательную школьную деятельность совместно с обычными учениками. При этом на протяжении всего обучения ребенка сопровождает тьютор, ресурсный учитель, дефектолог, педагог-психолог и другие специалисты.
Председатель Челябинской областной общественной организации помощи детям «Открытое сердце», член Совета по делам инвалидов при губернаторе Челябинской области Елизавета Кириллова продвигает систему ресурсных классов в регионе с 2016 года. Первый такой класс был открыт на базе челябинской школы № 109. Результаты обучения в нем оказались феноменальными.
«Одна из учениц с синдромом Дауна осваивает 90 % учебной программы в общеобразовательном классе, в то время как раньше она обучалась в коррекционной школе, — рассказывает Елизавета Кириллова. — Еще один плюс такой методики обучения заключается в том, что ресурсные классы позволяют родителям не жить на пособие, а вернуться на работу. Ребенок, социализировавшись, сможет сам себя обслуживать, делать покупки, освоить профессию, трудоустроиться и платить налоги государству вместо того, чтобы всю жизнь получать от него выплаты. То есть экономически это выгодно. В свою очередь, обычные дети становятся более толерантными, и потом, возможно, именно они не боятся принять на работу человека с особенностями».
Запрос от родителей
Сегодня в организацию «Открытое сердце» регулярно поступают запросы на открытие дополнительных ресурсных классов. Есть потребность в создании 20 классов в 10 муниципалитетах Южного Урала. Наиболее активны в этом вопросе родители из Челябинска, Магнитогорска, Миасса, Снежинска, Троицка, Копейска и Трехгорного.
«Сейчас в Челябинской области по инициативе губернатора Алексея Текслера ведется разработка нормативно-правовой базы для развития системы ресурсных классов, чтоб растиражировать данную методику и завести под нее государственное финансирование», — отмечает Елена Тюрина.
Уже с января 2022 года второй ресурсный класс заработает в Магнитогорске на базе общеобразовательной школы № 20.
«В нем смогут обучаться 4-5 детей с особенностями развития. Сейчас в классе проводятся ремонтные работы, составлен перечень оборудование, отобран педагогический состав, который пройдет обучение», — говорит заместитель начальника управления образования администрации города Магнитогорска Ольга Бирюк.
Открытие одного ресурсного класса — дело очень затратное. На это требуется порядка 5 млн рублей. Самая весомая часть расходов — оплата труда педагогов.
«В год на оплату труда работников требуется порядка 3 млн рублей. На создание в классе комфортных и безопасных условий — 600 тысяч. Чтобы обучить педагогов и обеспечить сопровождение — порядка 800 тысяч. Чтобы купить необходимое оборудование — порядка 1 млн. рублей. В связи с этим к открытию классов привлекаются и органы власти, и общественные организации, и бизнес-структуры», — приводит данные детский омбудсмен Евгения Майорова.
Органы власти берут на себя самую весомую часть расходов: это и оплата труда сотрудников, и их обучение. Сейчас в регионе разрабатывается программа повышения квалификации для педагогов, что позволит обучать специалистов для ресурсных классов в Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования (ЧИППКРО).
«К ноябрю мы эту работу завершим и наберем первую группу педагогов. Обучение будет вестись порядка 72 часов. Стажировочной площадкой станет 109-я школа», — отметила Елена Тюрина.
Готова на средства грантов обучить педагогов и организация «Открытое сердце». За последний год ей удалось подготовить семь команд для запуска ресурсных классов. С педагогами работали федеральные эксперты, в числе которых президент Центра проблем аутизма, член экспертного совета по организации образования лиц с расстройством аутистического спектра при министерстве образования РФ Екатерина Мень и директор псковского Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Андрей Царев.
«Мы продолжим привлекать к обучению федеральных экспертов и готовы оказать школам, в которых отрылись ресурсные классы, методическое сопровождение», — заключила Елизавета Кириллова.
Поделиться