Ученик инклюзивный. В Челябинской области откроются новые ресурсные классы

13 Августа 2021 Автор: Юлия Махлеева Фото: Людмила Ковалева
Ученик инклюзивный. В Челябинской области откроются новые ресурсные классы

Инклюзивное образование, когда дети с ментальными особенностями учатся с обычными учениками, охватывает все больше муниципалитетов Южного Урала. Еще недавно большим событием было появление в Челябинске первого ресурсного класса. В январе такой класс начнет функционировать и в Магнитогорске.



В будущем подобную практику планируют растиражировать и в других муниципалитетах региона. Для этого готовится нормативно-правовая база, разрабатываются программы обучения для педагогов и вовлекаются в процесс бизнес-структуры, общественные организации и федеральные эксперты.

Экономически выгодно

Число детей с ограниченными возможностями здоровья в Челябинской области, как и в целом по стране, растет с каждым годом. На данный момент в регионе насчитывается почти 30 тысяч учеников с ОВЗ. Все они нуждаются в особых условиях обучения. Для этого на Южном Урале действуют 50 коррекционных школ. Там ребята получают не только знания, но и серьезное медицинское сопровождение. Единственный нюанс: в классах коррекции они лишены общения с обычными детьми, а значит, и социализации. А ведь это порой играет важную роль в развитии ребенка. Выходом может стать инклюзивное образование, когда особые дети посещают часть занятий с обычными учениками.

инклюзия_DSC_7368.jpg

«Всего 619 образовательных организаций Челябинской области реализуют инклюзивное образование, в них учится 43 % детей с ОВЗ. В то же время далеко не все школы имеют возможность обеспечить индивидуальное сопровождение особенного ребенка. Мы ведем работу в этом направлении», — отметила начальник управления общего образования регионального минобрнауки Елена Тюрина во время пресс-конференции медиахолдинга «Гранада Пресс».

По ее словам, современной методикой инклюзивного образования являются ресурсные классы, которые позволяют вовлекать детей с ОВЗ по мере их готовности в любую образовательную и воспитательную школьную деятельность совместно с обычными учениками. При этом на протяжении всего обучения ребенка сопровождает тьютор, ресурсный учитель, дефектолог, педагог-психолог и другие специалисты.

Председатель Челябинской областной общественной организации помощи детям «Открытое сердце», член Совета по делам инвалидов при губернаторе Челябинской области Елизавета Кириллова продвигает систему ресурсных классов в регионе с 2016 года. Первый такой класс был открыт на базе челябинской школы № 109. Результаты обучения в нем оказались феноменальными.

«Одна из учениц с синдромом Дауна осваивает 90 % учебной программы в общеобразовательном классе, в то время как раньше она обучалась в коррекционной школе, — рассказывает Елизавета Кириллова. — Еще один плюс такой методики обучения заключается в том, что ресурсные классы позволяют родителям не жить на пособие, а вернуться на работу. Ребенок, социализировавшись, сможет сам себя обслуживать, делать покупки, освоить профессию, трудоустроиться и платить налоги государству вместо того, чтобы всю жизнь получать от него выплаты. То есть экономически это выгодно. В свою очередь, обычные дети становятся более толерантными, и потом, возможно, именно они не боятся принять на работу человека с особенностями».

инклюзия_197381163_рисунок-мелом-на-асфальте.jpg

Запрос от родителей

Сегодня в организацию «Открытое сердце» регулярно поступают запросы на открытие дополнительных ресурсных классов. Есть потребность в создании 20 классов в 10 муниципалитетах Южного Урала. Наиболее активны в этом вопросе родители из Челябинска, Магнитогорска, Миасса, Снежинска, Троицка, Копейска и Трехгорного.

«Сейчас в Челябинской области по инициативе губернатора Алексея Текслера ведется разработка нормативно-правовой базы для развития системы ресурсных классов, чтоб растиражировать данную методику и завести под нее государственное финансирование», — отмечает Елена Тюрина.

Уже с января 2022 года второй ресурсный класс заработает в Магнитогорске на базе общеобразовательной школы № 20.

«В нем смогут обучаться 4-5 детей с особенностями развития. Сейчас в классе проводятся ремонтные работы, составлен перечень оборудование, отобран педагогический состав, который пройдет обучение», — говорит заместитель начальника управления образования администрации города Магнитогорска Ольга Бирюк.

Открытие одного ресурсного класса — дело очень затратное. На это требуется порядка 5 млн рублей. Самая весомая часть расходов — оплата труда педагогов.

«В год на оплату труда работников требуется порядка 3 млн рублей. На создание в классе комфортных и безопасных условий — 600 тысяч. Чтобы обучить педагогов и обеспечить сопровождение — порядка 800 тысяч. Чтобы купить необходимое оборудование — порядка 1 млн. рублей. В связи с этим к открытию классов привлекаются и органы власти, и общественные организации, и бизнес-структуры», — приводит данные детский омбудсмен Евгения Майорова.

Органы власти берут на себя самую весомую часть расходов: это и оплата труда сотрудников, и их обучение. Сейчас в регионе разрабатывается программа повышения квалификации для педагогов, что позволит обучать специалистов для ресурсных классов в Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования (ЧИППКРО).

«К ноябрю мы эту работу завершим и наберем первую группу педагогов. Обучение будет вестись порядка 72 часов. Стажировочной площадкой станет 109-я школа», — отметила Елена Тюрина.

инклюзия_Ковалева_164397890.jpg

Готова на средства грантов обучить педагогов и организация «Открытое сердце». За последний год ей удалось подготовить семь команд для запуска ресурсных классов. С педагогами работали федеральные эксперты, в числе которых президент Центра проблем аутизма, член экспертного совета по организации образования лиц с расстройством аутистического спектра при министерстве образования РФ Екатерина Мень и директор псковского Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Андрей Царев.

«Мы продолжим привлекать к обучению федеральных экспертов и готовы оказать школам, в которых отрылись ресурсные классы, методическое сопровождение», — заключила Елизавета Кириллова.

Поделиться

Сегодня | 17:22
Перемена блюд. В Челябинске депутаты пришли в школьные столовые

Традиционно в Челябинской области в топ жалоб от родителей на школьное питание входят следующие нарекания: блюда холодные, еда невкусная и нет индивидуального меню для детей с особыми потребностями. Вместе с южноуральскими депутатами и общественниками корреспондент «ЮП» совершил рейд по школьным столовым.

Вчера | 13:13
Золото для всех. В школах с нового учебного года начнет действовать единый стандарт образования

С 1 сентября во всех школах появится единая школьная программа, так называемый золотой стандарт знаний по всем предметам. Ниже этой базы учебным заведениям опускаться будет нельзя. Для каждой дисциплины при этом разработают новые учебники. Готовы ли к нововведениям южноуральские учителя и что делать школам с уже закупленной литературой.

Вчера | 13:13
Золото для всех. В школах с нового учебного года начнет действовать единый стандарт образования

С 1 сентября во всех школах появится единая школьная программа, так называемый золотой стандарт знаний по всем предметам. Ниже этой базы учебным заведениям опускаться будет нельзя. Для каждой дисциплины при этом разработают новые учебники. Готовы ли к нововведениям южноуральские учителя и что делать школам с уже закупленной литературой.

02.02.2023 | 14:40
Могут ли родителей оштрафовать за то, что ребенок не носит школьную форму

В челябинском ОЦ № 5 хотят организовать рейды, чтобы выявить одетых не по уставу детей.

Новости   
Спецпроекты