Ученик инклюзивный. В Челябинской области откроются новые ресурсные классы

13 Августа 2021 Автор: Юлия Махлеева Фото: Людмила Ковалева
Ученик инклюзивный. В Челябинской области откроются новые ресурсные классы

Инклюзивное образование, когда дети с ментальными особенностями учатся с обычными учениками, охватывает все больше муниципалитетов Южного Урала. Еще недавно большим событием было появление в Челябинске первого ресурсного класса. В январе такой класс начнет функционировать и в Магнитогорске.



В будущем подобную практику планируют растиражировать и в других муниципалитетах региона. Для этого готовится нормативно-правовая база, разрабатываются программы обучения для педагогов и вовлекаются в процесс бизнес-структуры, общественные организации и федеральные эксперты.

Экономически выгодно

Число детей с ограниченными возможностями здоровья в Челябинской области, как и в целом по стране, растет с каждым годом. На данный момент в регионе насчитывается почти 30 тысяч учеников с ОВЗ. Все они нуждаются в особых условиях обучения. Для этого на Южном Урале действуют 50 коррекционных школ. Там ребята получают не только знания, но и серьезное медицинское сопровождение. Единственный нюанс: в классах коррекции они лишены общения с обычными детьми, а значит, и социализации. А ведь это порой играет важную роль в развитии ребенка. Выходом может стать инклюзивное образование, когда особые дети посещают часть занятий с обычными учениками.

инклюзия_DSC_7368.jpg

«Всего 619 образовательных организаций Челябинской области реализуют инклюзивное образование, в них учится 43 % детей с ОВЗ. В то же время далеко не все школы имеют возможность обеспечить индивидуальное сопровождение особенного ребенка. Мы ведем работу в этом направлении», — отметила начальник управления общего образования регионального минобрнауки Елена Тюрина во время пресс-конференции медиахолдинга «Гранада Пресс».

По ее словам, современной методикой инклюзивного образования являются ресурсные классы, которые позволяют вовлекать детей с ОВЗ по мере их готовности в любую образовательную и воспитательную школьную деятельность совместно с обычными учениками. При этом на протяжении всего обучения ребенка сопровождает тьютор, ресурсный учитель, дефектолог, педагог-психолог и другие специалисты.

Председатель Челябинской областной общественной организации помощи детям «Открытое сердце», член Совета по делам инвалидов при губернаторе Челябинской области Елизавета Кириллова продвигает систему ресурсных классов в регионе с 2016 года. Первый такой класс был открыт на базе челябинской школы № 109. Результаты обучения в нем оказались феноменальными.

«Одна из учениц с синдромом Дауна осваивает 90 % учебной программы в общеобразовательном классе, в то время как раньше она обучалась в коррекционной школе, — рассказывает Елизавета Кириллова. — Еще один плюс такой методики обучения заключается в том, что ресурсные классы позволяют родителям не жить на пособие, а вернуться на работу. Ребенок, социализировавшись, сможет сам себя обслуживать, делать покупки, освоить профессию, трудоустроиться и платить налоги государству вместо того, чтобы всю жизнь получать от него выплаты. То есть экономически это выгодно. В свою очередь, обычные дети становятся более толерантными, и потом, возможно, именно они не боятся принять на работу человека с особенностями».

инклюзия_197381163_рисунок-мелом-на-асфальте.jpg

Запрос от родителей

Сегодня в организацию «Открытое сердце» регулярно поступают запросы на открытие дополнительных ресурсных классов. Есть потребность в создании 20 классов в 10 муниципалитетах Южного Урала. Наиболее активны в этом вопросе родители из Челябинска, Магнитогорска, Миасса, Снежинска, Троицка, Копейска и Трехгорного.

«Сейчас в Челябинской области по инициативе губернатора Алексея Текслера ведется разработка нормативно-правовой базы для развития системы ресурсных классов, чтоб растиражировать данную методику и завести под нее государственное финансирование», — отмечает Елена Тюрина.

Уже с января 2022 года второй ресурсный класс заработает в Магнитогорске на базе общеобразовательной школы № 20.

«В нем смогут обучаться 4-5 детей с особенностями развития. Сейчас в классе проводятся ремонтные работы, составлен перечень оборудование, отобран педагогический состав, который пройдет обучение», — говорит заместитель начальника управления образования администрации города Магнитогорска Ольга Бирюк.

Открытие одного ресурсного класса — дело очень затратное. На это требуется порядка 5 млн рублей. Самая весомая часть расходов — оплата труда педагогов.

«В год на оплату труда работников требуется порядка 3 млн рублей. На создание в классе комфортных и безопасных условий — 600 тысяч. Чтобы обучить педагогов и обеспечить сопровождение — порядка 800 тысяч. Чтобы купить необходимое оборудование — порядка 1 млн. рублей. В связи с этим к открытию классов привлекаются и органы власти, и общественные организации, и бизнес-структуры», — приводит данные детский омбудсмен Евгения Майорова.

Органы власти берут на себя самую весомую часть расходов: это и оплата труда сотрудников, и их обучение. Сейчас в регионе разрабатывается программа повышения квалификации для педагогов, что позволит обучать специалистов для ресурсных классов в Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования (ЧИППКРО).

«К ноябрю мы эту работу завершим и наберем первую группу педагогов. Обучение будет вестись порядка 72 часов. Стажировочной площадкой станет 109-я школа», — отметила Елена Тюрина.

инклюзия_Ковалева_164397890.jpg

Готова на средства грантов обучить педагогов и организация «Открытое сердце». За последний год ей удалось подготовить семь команд для запуска ресурсных классов. С педагогами работали федеральные эксперты, в числе которых президент Центра проблем аутизма, член экспертного совета по организации образования лиц с расстройством аутистического спектра при министерстве образования РФ Екатерина Мень и директор псковского Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Андрей Царев.

«Мы продолжим привлекать к обучению федеральных экспертов и готовы оказать школам, в которых отрылись ресурсные классы, методическое сопровождение», — заключила Елизавета Кириллова.

Поделиться

Вчера | 10:40
Уральский инженер «душит» вражеские дроны

У радиомеханика Дамира из Челябинской области на СВО своя миссия: боец невидимого фронта разрабатывает и собирает в своей мастерской портативные станции радиоэлектронной борьбы.

09.10.2024 | 11:02
В интересах детей. Какие авторские проекты предлагает детский омбудсмен

Что толкает подростков на преступления и как этого избежать, как бороться и реально помогать «трудным» родителям, что такое «Социальный театр для НЕтрудных детей»?

27.06.2023 | 14:54
Энергия будущего. В Челябинской области прощались со школой на «Атомном выпускном»

В Челябинск, в Центральный парк культуры и отдыха имени Ю.А. Гагарина, 24 июня съехались выпускники со всей области. Перед ребятами выступили известные музыканты, для них работали бесплатные аттракционы и теплые шатры с горячим чаем.

26.06.2023 | 16:35
Доброе «УТРО». На Южном Урале проходит масштабный форум для молодежи

В этом году Челябинской области выпала честь принимать молодежный форум «УТРО». На шесть дней на курорте под Миассом собралось около 500 юношей и девушек, педагогов и наставников из 30 регионов России, ЛДНР, а также Казахстана и Беларуси. Главной темой в этом году станет патриотическое воспитание и новые вызовы для России.

Новости   
Спецпроекты