Двигатель науки. В Челябинской области реализуются прорывные научные проекты
Уникальные разработки южноуральские ученые ведут в партнерстве с ведущими предприятиями и при поддержке власти. Теперь у Южного Урала появился реальный шанс вывести на мировой уровень науку и образование региона. Об этом сообщил губернатор Челябинской области Алексей Текслер на открытии Дней науки.
- На Южном Урале открыли представительство УрО РАН
- Академики прочитали лекции для южноуральских студентов
«Ряд из них направлен на создание «умных» материалов и формирование новых компетенций, в том числе на основе искусственного интеллекта, аддитивных технологий. Всего Южный Урал в НОЦ представляют 18 ведущих организаций — это более тысячи специалистов из трех университетов и пятнадцати предприятий. Правительство Челябинской области поддерживает разработки наших ученых бюджетными средствами, а также привлекает частных инвесторов. В 2020 году в проекты суммарно инвестировано почти полмиллиарда рублей», — отметил губернатор Челябинской области Алексей Текслер, открывая мероприятие.
В основной портфель НОЦ от Челябинской области вошли 3 проекта: это «Арктический автобус», разработка и постановка на высокотехнологичное производство систем управления комплексным транзисторным преобразователем, а также прорывной проект двигательной установки и системы управления с искусственным интеллектом ракетно-космического комплекса с многоразовой ракетой-носителем «Корона». Также для Челябинской области невероятно актуальна разрабатываемая система управления экологическими рисками промышленных предприятий «Экомонитор».
«Новые проекты позволят создавать новые высокопроизводительные рабочие места, повышать зарплату, сделают регион более экономически развитым», — подчеркнул глава региона.
На каждом из проектов губернатор остановился подробнее.
Запустить ракету
Проект по созданию ракетно-космического комплекса должен стать для региона и всей страны настоящим прорывом. Его куратором выступает ЮУрГУ. Уникальность проекта состоит в полной возвращаемости ракеты, что гарантирует ее многоразовое использование. За счет этого в четыре раза снижаются затраты и значительно уменьшаются сроки запуска ракеты.
«По расчетам авторов, реализация проекта к 2030 году позволит нашей стране контролировать значительную часть мирового рынка коммерческих пусков и 30 % мирового космического грузопотока. При этом производство космической техники будет целиком локализовано в России, — поясняет глава региона. — Для Челябинской области проект имеет мощный социально-экономический эффект. У нас появляется реальный шанс вывести на мировой уровень науку и образование: аэрокосмический факультет, Высшую школу электроники и компьютерных наук и ряд других отделений ЮУрГУ и других наших вузов. Благодаря проекту к 2030 году появится более 10 тысяч высококвалифицированных рабочих мест».
Фото: официальный сайт ЮУрГУ
Базовые расчеты по проекту были выполнены в прошлом году в ЮУрГУ. Уже в начале октября запланировано провести демонстрационные пуски двигательной установки ракетно-комического комплекса в Научно-исследовательском институте машиностроения в Нижней Салде.
«Эксперимент и подготовка ракетно-космического комплекса, действительно, сможет поразить. Научная часть проекта разрабатывается в Челябинске, а производственная — в Свердловской области в НИИМаш (Нижняя Салда). Также индустриальными партнерами проекта являются ГРЦ им. Макеева (Миасс), екатеринбургское НПО автоматики им. академика Н.А. Семихатова (входит в состав госкорпорации «Роскосмос»), где разрабатывается система управления для ракеты, и еще одно предприятие по производству углепластика и композитов. Кооперация очень серьезная и даст результат, — комментирует ректор ЮУрГУ Александр Шестаков. — Но это было бы невозможно, если бы губернатор не профинансировал эти работы. Создания и испытания финансируются за счет средств бюджета Челябинской области».
Не портить воздух
Еще один проект, рожденный в стенах ЮУрГУ, представляет собой систему управления экологическими рисками промышленных предприятий «Экомонитор». Для Челябинской области этот проект особенно актуален. Перед регионом стоит задача в ближайшие годы существенно сократить объемы выбросов. Поэтому на первый план выходит контроль за промышленными организациями. «Экомонитор» позволит в режиме реального времени отслеживать распространение загрязняющих веществ на прилегающей к предприятиям территории, а также моделировать сценарии распространения загрязняющих веществ с учетом прогноза погоды. Это совместный технологический проект промышленной группы «Метран» и ЮУрГУ. Партнерами проекта выступают также Росприроднадзор и производитель датчиков «Эмерсон».
Фото: официальный сайт ЮУрГУ
«Экомонитор» дает визуализацию распространения загрязняющих веществ, изменения концентрации и далее рассчитывает их рассеивание. Мы сможем отслеживать состояние атмосферы на интересующей территории, — поясняет губернатор Алексей Текслер. — Этот проект напрямую связан с работой, которую мы в течение нескольких лет ведем в регионе. Система мониторинга уже существует в Челябинске. По всему городу стоит почти два десятка мониторинговых станций. Проект «Экомонитор» призван усилить и поднять на новый уровень эту работу. Мы ставим перед собой задачу, чтобы в случае нарушений промышленные предприятия в автоматическом режиме получали предписания и штрафы, как это происходит на автомобильной дороге, когда кто-то превышает скорость. Это будет происходить в режиме реального времени».
Проехаться по Арктике
Еще один ключевой проект — создание высокотехнологичного производства семейства транспортных средств «Арктический автобус». Это транспорт, который позволит передвигаться по Крайнему Северу в любых условиях, а также выжить при аварийных ситуациях. Проект разрабатывается ЮУрГУ совместно с миасским автозаводом «Урал». Аналогов такого транспорта сейчас нет, а потому перед разработчиками открываются большие перспективы.
Фото: официальный сайт ЮУрГУ
«Основная задача проекта — трансмиссия, внедрение современных технологий, которые позволят использовать в Арктике более эффективно транспорт для решения любых задач — экономических, военных. Проект очень перспективный. К концу этого года запланированы разработка эскизной, технической документации, проведение испытаний и публикации научных статей», — отметил Алесей Текслер.
Сейчас проводятся исследовательские работы для начала эскизного проектирования модулей арктического автобуса. Параллельно ведется работа по созданию высокотехнологичного производства унифицированного семейства транспортных средств — автопоезда для организации и транспортировки медицинских, социально-бытовых предметов в условиях экстремальных температур.
Комментарии
Подключили власть
Валерий Чарушин, вице-президент РАН, председатель УрО РАН:
— Дни науки в Челябинской области получились очень насыщенные. В Челябинской области собралось представительное научное сообщество: более 30 ученых из разных уголков, 20 членов академии РАН, выступили шесть ректоров, которые работают в составе Уральского НОЦ, представители крупнейших предприятий, в том числе «Росатома» и «Роскосмоса», и губернатор Челябинской области.
Такая коллаборация власти, вузов и предприятий очень перспективна. Интеграция была и раньше, но это было больше между вузами и научными институтами. А сегодня власть является участником этого процесса. Это изменило ситуацию во взаимокооперации между научной и производственной сферами. Привлечь индустриальных партнеров без участия власти было бы намного сложнее. Поэтому я хотел выразить благодарность руководству Челябинской области.
Космическая держава
Виктор Кокшаров, председатель Управляющего совета УМНОЦ, ректор Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина:
— Проект двигательной установки и системы управления с искусственным интеллектом ракетно-космического комплекса с многоразовой ракетой-носителем ЮУрГУ — один из самых важных в деятельности всего Уральского НОЦ. Эта разработка определит развитие всего ракетно-космического комплекса России на многие десятилетия вперед. Она действительно уникальна и позволит нашей стране закрепить лидерство как мировой космической державе. После удачного демонстрационного пуска в Научно-исследовательском институте машиностроения проект будет продемонстрирован «Роскосмосу» и руководству страны. Далее будут выделены серьезные средства на дальнейшее его воплощение. Что важно, ракета «Корона» ЮУрГУ по ценам будет гораздо конкурентоспособнее, чем разработки Илона Маска и других космических предпринимателей.
Поделиться