Завод с колокольни. В 1909 году Сергей Прокудин-Горский побывал в Кыштыме
Тогда он только присматривался к Южному Уралу. В 1910 году знаменитый фотограф вернулся сюда, чтобы запечатлеть заводы и поселки, железную дорогу и живописные виды гор.
- Художества из чугуна. В 1909 году фотограф Сергей Прокудин-Горский побывал на Каслинском заводе
- С высоты Ильменских гор. Каким увидел Миасс Прокудин-Горский
- Купола над городом. В 1909 году Сергей Прокудин-Горский посетил Златоуст
Журналист Виктор Весновский в своем путеводителе по Уралу, изданном в 1904 году, отмечал: «В настоящее время Кыштым — один из крупных заводов на Урале, с 18 тысячами жителей. При въезде в центр завода на заводской площади поставлен большой фонтан, а немного повыше на бугре красуется мраморный памятник в честь 19 февраля 1861 года. Лучший дом в заводе — «господский». Он окружен каменной стеной, по углам которой расположены башни. Большинство домов в заводе деревянные, но есть много и каменных. С внешней стороны селение выглядит довольно бойким городом».
Таким и увидел Кыштымский завод Сергей Прокудин-Горский. Кыштымская серия снимков состоит из 14 фотографий, из них семь цветных, а семь сохранились только в виде черно-белых контрольных отпечатков. Чтобы сделать панорамные снимки, Сергей Прокудин-Горский забрался на колокольню Духосошествиевской церкви, что и сегодня стоит на острове в центре города, откуда открывался вид на завод и поселок. Отсюда он сделал три снимка, в объектив попала усадьба, Свято-Троицкая церковь и заводской госпиталь.
Белый дом
Белокаменный дворец с многочисленными постройками вокруг было хорошо видно с колокольни. Он на переднем плане снимка, на берегу пруда, а вокруг его плотно обступают крыши деревянных изб заводских жителей.
Строительство усадьбы началось одновременно с возведением завода. В 1758 году на высоком берегу заводского пруда Верхнекыштымского завода появился деревянный господский дом, его спустя два года сменил каменный. В документах 1762 года он описывается так: «При оном же заводе имеется дом господский о двух апартаментах, складен собственными же господина Демидова крестьянами из камня и кирпича, в коем дому двор вокруг обнесен каменной стеною». Строительством усадьбы занимался уже сын Никиты Никитича Демидова, которого также звали Никита. После смерти отца в 1758 году он унаследовал его заводы и переехал жить в Кыштым.
В 1809 году Павел Григорьевич Демидов продал за 700 тысяч рублей Кыштымские и Каслинский заводы купцу и заводчику Льву Ивановичу Расторгуеву. После его смерти дочери Мария и Екатерина решили перестроить усадьбу (остатки сводов первого демидовского дома обнаружены в 2001 году во время реставрации). Работы велись в 1824-1826 годах по проекту архитектора Екатеринбургского горного округа Михаила Малахова. К фасадам дома были пристроены ризалиты, над центральной частью — мезонин, главный фасад украсил четырехколонный портик коринфского ордера на стройной аркаде. Помещения первого и третьего этажей, выходящие окнами на пруд, выполнены по анфиладной системе. На третьем этаже разместились парадные залы с каминами из чугунного литья и оригинальным декоративным оформлением, здесь же расположился танцевальный зеркальный зал.
Главный дом является доминантой архитектурного ансамбля, он и на снимке 1909 года выделяется колоннами, фасадом, балконом, обращенным к пруду. Вокруг него с севера и юга — корпуса флигелей, над которыми возвышаются массивные восьмигранные сторожевые башни (построены в 1760-х годах) с высокими шатровыми крышами, увенчанными шпилями. Дом окружали парк и ажурная ограда с массивными трехпролетными арочными воротами.
К сожалению, «Белый дом» давно утратил былое величие, хотя и признан памятником федерального значения, но уже многие годы находится на реконструкции…
Свято-Троицкая церковь. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1909 г.
По проекту Тона
Затем фотограф повернул свой фотоаппарат влево и снял Свято-Троицкую церковь. Это была единоверческая церковь, строилась она на берегу заводского пруда в 1847-1849 годах по проекту известного архитектора Константина Тона, автора храма Христа Спасителя в Москве. Во внешнем облике храма сочетались традиции древнерусской архитектуры и классицизма XIX века.
Сохранилось описание прихода на начало XX века: «Храм каменный, трехпрестольный; правый придел в честь Богоявления Господня, а левый в честь Казанской иконы Божьей матери. Правый придел в честь Богоявления Господня освящен 21 ноября 1894 года. Храм доселе существует в своем первоначальном виде. К приходу принадлежат единоверцы села Губернского в 25 верстах, деревни Сак-Элгинской в 30 верстах и Нижне-Кыштымского завода в пяти верстах, всего числится в приходе 673 души мужского и 744 души женского пола. Причта по штату положено: один священник и один псаломщик. Для священника имеется церковный дом».
В 1930-х годах храм был закрыт, после чего началось его постепенное разрушение, церковь лишилась пяти куполов. Здесь разместился заводской клуб, тут же действовал кинотеатр. В 1990-х годах здание было заброшено и постепенно пришло запустение. В 2000-х годах началось его возрождение, демонтированы построенные межэтажные перекрытия, перегородки, восстанавливаются своды и купола, однако до завершения работ еще далеко, поэтому пока только фотография Сергея Прокудина-Горского позволяет представить, как некогда выглядел этот храм.
Поселок Кыштымского завода. На переднем плане госпиталь. Гора Сугомак. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1909 г.
Портик ионического ордера
Затем Сергей Прокудин-Горский перешел на другую сторону колокольни Духосошествиевской церкви и снял западную часть заводского поселка. За дальнем плане — гора Сугомак, а на переднем за мостом через пруд — заводской госпиталь. Горнозаводские госпитали были особым видом лечебных учреждений в дореволюционной России. Они открывались при заводах и оказывали медицинскую помощь горнозаводскому населению.
Кыштымский заводской госпиталь построен в 1846 году по проекту архитектора Александра Чеботарева, построившего госпиталь, заводскую контору в Нижнем Тагиле, церковь в Нижней Салде. Первоначально здание использовалось как игорный дом, но после эпидемии холеры в середине 1850-х годов несколько помещений было выделено под госпиталь на 15 коек, затем здание полностью было занято госпиталем.
На фотографии Сергея Прокудина-Горского хорошо видно весь госпитальный комплекс: главный корпус, два флигеля, подсобные помещения. Фасад центрального двухэтажного корпуса декорирован в стилистике классицизма, выделяется шестиколонный портик ионического ордера с фронтоном. Здание, хотя и перестроенное, сохранилось, его занимает Центральная городская больница, оно признано памятником архитектуры.
Поделиться