Ложь на страницах. Чему учили украинские учебники и в чем сейчас нуждаются жители Донбасса?

8 Мая 2022 Автор: Юлия Махлеева Фото: сделано с видеоролика Минобороны РФ
Ложь на страницах. Чему учили украинские учебники и в чем сейчас нуждаются жители Донбасса?


80 тонн гуманитарной помощи было доставлено на Донбасс в конце марта российскими парламентариями. Тогда в ДНР и ЛНР еще было неспокойно, и помогать людям приходилось под звуки обстрелов из «Градов», передвигаясь небольшими колонами без касок и бронежилетов.

В состав российской делегации вошла и депутат Госдумы, первый заместитель председателя комитета по образованию Яна Лантратова. Во время поездки она посетила местные больницы и школы, ознакомилась с учебниками, по которым на Украине учили на детей, и выяснила, в чем сейчас больше всего нуждаются жители Донбасса. Подробнее о своем визите в ДНР и ЛНР Яна Лантратова рассказала в интервью «ЮП».

«Дети, мы вас ищем»

— Яна Валерьевна, знаю, что эта не первая ваша поездка на Донбасс. Вы были там в 2014-м, после чего на Украине вас объявили чуть ли не террористкой. Как так получилось и с чем пришлось столкнуться?

— Тему помощи Донбассу я начала еще в 2014 году. Дело в том, что я всегда занималась гуманитарным направлением, в те годы была правозащитницей, работала в совете по правам человека, видимо, поэтому именно ко мне обратилась женщина из Краматорска. Я хорошо помню этот звонок: я тогда укладывала спать своего маленького ребенка, а она плачет в трубку и говорит, что город заблокирован, электричества нет, а у них в подвалах сидят 3 тысячи детей! Она сказала: «Пожалуйста, сделайте все, что угодно, только вывезите их из зоны боевых действий». На следующий день я вылетела в Ростовскую область, забрала в региональном отделении Союза добровольцев России гуманитарку, которую мы собирали под другие цели, и привезла ее на Донбасс. Под свист «Градов» мы заносили ее в подвалы, где сидели дети. Когда чуть-чуть стрельба стихала, мы вместе с ребятишками выбегали в автобусы, ложились на пол и, постоянно меняя траекторию движений, выезжали из зоны боевых действий. По нашим автобусам был открыт огонь, машины переворачивались, вылезавшим оттуда детям прямо в спины стреляли боевики. Эти ужасы были уже на тот момент.

Мне было неважно, куда везти детей, в Киев или на территорию России, лишь бы довезти их живыми. И я написала письмо на имя Порошенко с просьбой предоставить гуманитарный коридор, но ответа не последовало. Ответа от уполномоченного по правам человека Украины также не было. Тогда я стала собирать под письмом подписи людей с разных уголков мира. Их поставили депутаты Европарламента, профессора и другие известные люди из 19 разных стран. Это письмо на имя Порошенко было опубликовано в СМИ. В нем значилось, что в соответствии с международной конвенцией, которую Украина подписала, нам обязаны предоставить гуманитарный коридор и помочь вывезти детей. За это меня признали террористкой на территории Украины и запретили въезд в эту страну. Поэтому детей мы вывозили уже на территорию России. Всего удалось эвакуировать на тот момент 2700 мам и детей, а также 127 тяжелораненых ребятишек. Им была оказана помощь, лечение, реабилитация. С тех пор я стала заниматься Донбассом и эту тему не оставляла.

Лантратова_Боровикова_271177804_.jpg
Фото Юлии Боровиковой («Вечерний Челябинск»)

— Каковы были основные цели поездки на Донбасс в этот раз?

— Мы собрали с депутатами от разных фракций гуманитарную помощь, 80 тонн, чтобы доставить ее в ЛНР и ДНР. Лично для себя я ставила две задачи: первое — пообщаться с людьми и своими глазами увидеть реальную картину происходящего и второе — понять, чем им можно помочь, чтобы собирать гуманитарку уже под конкретные потребности.

В Луганскую народную республику мы приехали, когда была вторая неделя поста. Местные магазины там были почти полностью пустые. Сейчас хоть что-то в них начинает появляться. Взрослые и дети выстроились к нам, чтобы получить еду и воду, и сразу предупредили: «Вы только не ходите в сторону травы, там все заминировано, можно идти только по асфальту». Вот в этих реалиях люди там живут.

В ЛНР мы заехали в больницу, где находились раненые из армии народных республик и России. Им мы вручили памятные медали. Для меня это был яркий и сложный момент: солдаты, несмотря на тяжелые ранения, вставали с кроватей и говорили: «Служу России!» Я увидела в них этот несломленный боевой дух.

Затем мы отправились в освобожденные территории, в том числе поселок Счастье. По дороге нам попадались взорванные детские площадки, целенаправленно взорванные… Когда мы проехали блокпост, сотрудники милиции показали нам склад с оружием, которое было у ВСУ Украины. Что удивительно, это все оружие 2021 года, иностранное. Новейшая техника, которой их серьезно снабжают иностранные государства. Я лично в этом убедилась.

В Донецкой народной республике мы отправились в детскую больницу. Ребятишки там лежат с осколками, некоторые без рук, без ног… Многие из них из Мариуполя. Они рассказали, что были ранены, когда украинская армия выставила их перед собой как живой щит, когда на первом плане стоит техника, потом люди, потом снайперы, потом снова люди. Это делалось, чтобы можно было стрелять в приближающуюся Российскую армию, а наши чтоб не могли ответить встречным огнем, потому что там дети, женщины.

На следующий день мы поехали уже в сам Мариуполь, он расположен в 15 километрах от линии фронта. Эту страшную дорогу я очень хорошо запомнила. Чуть ли не на каждом шагу сожженные машины и убитые люди. Тогда город был все время под обстрелом. Мы приехали в центр гуманитарной помощи, где находилось большое количество взрослых и детей. Помню, как я там вздрагивала от выстрелов, а детишки так спокойно смотрели вверх и говорили: это сейчас стреляют «Градом», а это другим оружием. Они уже привыкли. Особенно мне запомнился мальчонка Никита, который никак не мог оторваться от воды, которую мы привезли. Все дети, которые там находились, нормально не ели и не пили 27 дней.

Следующая наша остановка была в мариупольском пункте временного размещения. Меня тронули там стенды с множеством объявлений о пропавших людях. Повсюду сообщения: «дети, мы вас ищем», и указаны данные родителей. Есть, наоборот, сообщения от детей, которые потеряли родных, записки «мама, я жив». И еще очень много историй, когда взрослые погибают и остается колясочка с малышом, и соседи пишут данные: Ф.И.О., когда родился, кто родители, чтоб ребенок не остался безымянным. После увиденного мы запустили проект совместно с Союзом добровольцев России, телевидением и рядом структур по помощи в поиске потерянных взрослых и детей как среди беженцев, прибывших в РФ, так и на территории республик.

По итогу из Мариуполя мы вывезли в Донецк несколько беременных женщин, раненого ребенка, еще одного мужчину, у которого были проблемы сердцем. Там они получили лечение и реабилитацию.

гуманитарная-помощь-Боровикова.JPG
Фото Юлии Боровиковой («Вечерний Челябинск»)

Другие герои и победители

— Вы ведь сами тоже вернулись не с пустыми руками. Привезли украинские учебники. Много слухов о них ходит, что-то в них удивило именно вас?

— Да, мы заезжали в несколько учебных заведений Донбасса и нашли украинские учебники по истории и обществознанию. Я об этих изданиях читала, слышала, но всегда же задумываешься, правда это или нет.

Вообще, что такое учебник по истории? Мы привыкли, что это безоценочное описание фактов. В украинских же учебниках по истории и по обществознанию все не так. Там представлено оценочное суждение, где Россию преподносят как страну-агрессора, некое террористическое государство. В этих изданиях перевираются факты: Великая Отечественная война названа советско-германской, наш танк изображается с фашистской свастикой, герои Великой Отечественной войны подменяются бандеровцами и националистами. Я вам серьезно говорю, там прямо в заголовке прописано: «герой Степан Бандера». В этих учебниках другие герои и другие победители. Если Россия преподносится как агрессор, то США и ООН — единственные миротворцы. Что интересно, прямо в учебниках идут ссылки на методички НАТО, то есть эти издания готовились под кураторством западных спецслужб. И это уже не мнение, а факт, который я видела своими глазами и который могу подтвердить любому, показав данные издания. Более того, в учебных методичках идет описание разных калибров пуль, видов оружия, даны фотографии солдата и инструкция, как надо в него стрелять. И это в школьной литературе. Я пришла к выводу, что детей на протяжении большого количества времени готовили к войне с Россией, воспитывали в них ненависть ко всему русскому.

Мы посмотрели, что за структура, которая эти учебники разрабатывает. Это украинский институт национальной памяти. Его возглавляет Владимир Вятрович, работавший в СБУ. Что интересно, учился он в Гарварде, и проживает он сейчас в Штатах. Прослеживается определенная цепочка...

Сейчас школы на Донбассе, несмотря на всю ситуацию, продолжают функционировать и работать, где-то в дистанционном формате. Они осваивают уже российские программы, перенимают наш опыт, учителя проходят переподготовку, готовят ребят к ЕГЭ. Единственная острая нехватка в школах ЛНР и ДНР — это учебники и книги на русском языке.

— Вы же понимали, что поездка на Донбасс будет очень рискованной. Вы женщина, мама, почему вас это не остановило на пути туда?

Лантратова_гуманитарная-помощь_Боровикова_photo_2022-04-12_10-54-04.jpg
Фото Юлии Боровиковой («Вечерний Челябинск»)

— Как раз как женщина и как мать, я понимала, насколько там сложно детям, их родителям. И мне было очень важно лично пообщаться с людьми и понять, в какой реальной помощи они нуждаются. Сейчас мы уже начали собирать гуманитарную помощь под конкретные нужды. Это не только продукты питания и комплекты первой необходимости, но и, например, семена. Люди очень просили их привезти, чтоб они могли их вовремя высадить и прокормить себя. Второе: я подняла вопрос с разминированием территорий. Этим важно начинать заниматься, чтобы люди могли начать хотя бы безопасно передвигаться возле дома. Третье: школы Донбасса необходимо обеспечить учебниками. По приезде в Россию я подготовила документы и обратилась с этим вопросом к премьер-министру Михаилу Мишустину. Я спросила, готово ли правительство при корректировке бюджета обеспечить освобожденные территории русскими учебниками и литературой. Михаил Владимирович сказал, что министерство просвещения этим занимается и в ближайшее время такая помощь будет предоставлена. То есть наша поездка принесет конкретные результаты, а это очень важно.

— Вы в ближайшее время вновь планируете поездку на Донбасс?

— Да, она состоится. Просто накопились дела в Челябинской области, которые я должна довести до конца. Как только закончу это, снова поеду на Донбасс. Там у меня запланирована целая серия мероприятий. Много всего я туда должна привезти. Не буду говорить подробностей. Стараюсь ничего не загадывать, пока не окажусь непосредственно на территории республик.

Поделиться

03.12.2022 | 18:17
Челябинские эксперты оценили идею введения школьной формы

Министерство просвещения предлагает на законодательном уровне закрепить необходимость носить единую школьную форму.

02.12.2022 | 15:37
В Челябинске прошел первый совет Российского движения детей и молодежи

С активистами нового движения встретился губернатор Челябинской области Алексей Текслер. Эти ребята — финалисты Всероссийского конкурса «Большая перемена», победители различных олимпиад, лидеры юношеских общественных организаций.

30.11.2022 | 10:12
В Челябинске открылся студенческий волонтерский центр «Твоя культура»

Его особенность в том, что он будет работать в области искусства.

27.11.2022 | 17:49
Искусство в коридорах. В сельских школах Челябинской области появились картины

Коридоры сельских школ Южного Урала превращаются в выставочные пространства. Их заполняют репродукции картин уральских художников. Идея организовать экспозиции прямо в учебных рекреациях принадлежит основателю проекту «Сельские школы РФ» Николаю Махневу.

Новости   
Спецпроекты