В другой жизни. Как в Челябинской области развивают мультиорганное донорство

Один донор органов после смерти может подарить жизнь сразу нескольким тяжелым больным. Мультиорганные трансплантации южноуральские врачи проводят уже сегодня.
-
В Челябинске создадут центр трансплантации донорских органов.
-
В Челябинской области донорскую почку ждут 270 пациентов
Рубеж выживаемости
В конце лета в Челябинской областной клинической больнице провели идеальную, как говорят врачи, мультиорганную трансплантацию. Выполнили пересадку сердца, печени и почек от одного человека, чья жизнь внезапно оборвалась, сразу четырем пациентам.
Одному из них, 33-летнему Илье Геслеру из Миасса, хирурги заменили сердце. Пересадка ему потребовалась после перенесенного на ногах коронавируса. Инфекция вызвала развитие дилатационной кардиомиопатии – болезни, при которой все камеры сердца существенно расширяются. Сократительная способность сердца резко снижается, появляются одышка, отеки, выраженная слабость. Привычная жизненная нагрузка становится для больного непосильной. Тем более при такой работе, как у Ильи: он индивидуальный предприниматель, до того, как заболел, занимался грузовыми перевозками.
«Стал отекать так, что не влезал в свои вещи. После обследования врачи сказали, что нужно заменить сердце. Занесли в реестр, и уже через два месяца нашли донора, — рассказывает свою историю Илья. – Благодаря этому человеку, донору, а также врачам я живу. После операции стало намного легче, ушла одышка. Пока тяжело переносится терапия, много побочных эффектов. Но главное, что я живу и радуюсь жизни».

Врачи говорят, что уже через полгода из лекарственного «рациона» Ильи уберут половину препаратов, а через год пациент должен чувствовать себя идеально. Реабилитацию ускоряет и то, что молодой мужчина проявляет приверженность к терапии, то есть выполняет все рекомендации доктора.

Не считая чашки
Пациенты, получившие новый орган, никогда не знают, кто подарил им шанс на вторую жизнь. По закону информация о доноре конфиденциальна. Друг с другом реципиенты, как правило, знакомятся. Становятся в какой-то степени даже родственниками. Ведь пересаженные этим людям донорские органы в прошлой жизни принадлежали одному человеку.
Данилу Савину из Челябинска всего 21 год. У парня врожденная патология почки. После осложнений, которые дал перенесенный ковид, орган отказал совсем. Почти год Данила три раза в неделю ездил на процедуру гемодиализа. Теперь, после трансплантации донорского органа, он не нуждается в искусственной фильтрации крови. А еще может без ограничений пить чай, который очень любит.

Фото Юлии Боровиковой
«Раньше приходилось ограничивать себя в жидкости, а теперь я могу не считать чашки с чаем, — говорит парень. — По профессии я повар, готовить мне нравилось, но вряд ли я смогу к этому вернуться. Врачи запретили поднимать тяжести. Но я занимаюсь музыкой, сочиняю песни, учу ноты и аккорды».
Врачи говорят, что из всех трансплантируемых органов почка приживается сложнее всего. И на дооперационном этапе почка «капризничает» чаще: искать подходящего реципиента при пересадке этого органа дольше, чем при замене сердца и печени. Всегда нужны дополнительные анализы. Окончательно с подходящим реципиентом для почки специалисты определяются только в течение нескольких часов после изъятия донорского органа.
Сбой системы
Валентина Бакунина из Копейска радуется, что теперь, после пересадки печени, может жить. Несколько лет назад сильнейший стресс спровоцировал у женщины сбой иммунной системы. Состояние привело к циррозу печени.
«Стала сильно уставать, началось потемнение кожи, стали желтыми склеры глаз, все тело чесалось. Похудела, сначала резко на 15 килограммов. Стали меня обследовать и выяснили, что цирроз. У меня был шок. Не пью, не курю — и вдруг такой диагноз!», — рассказывает Валентина.
Она признается, что не верила в возможность трансплантации. Такие операции — большая редкость. Но твердо решила, что во что бы то ни стало будет жить.
«Было и есть для кого жить. У меня трое детей. Старшей дочери 27 лет, сыновьям 17 и 11. Когда поставили диагноз, младшему ребенку было всего пять лет, — с дрожью в голосе говорит Валентина. — Было очень тяжело, ни с кем не общалась, не могла говорить, постоянно лежала. А после операции, как вернулась домой, включила музыку и запела! Спасибо докторам и всему медперсоналу за доброе отношение!»

Как отмечают специалисты, мультиорганные посмертные трансплантации, когда пересаживают сразу несколько органов, проводятся нечасто.

Как объясняет эксперт, в операции по трансплантации органов задействовано огромное количество медперсонала. В оперирующих бригадах — сосудистые хирурги, кардиохирурги, анестезиологи-реаниматологи… Например, в пересадке сердца и печени участвуют сразу около 15-20 специалистов.
В Челябинской области в ЧОКБ выполняют и родственные, и посмертные пересадки органов — сердца, печени и почки. Врачи освоили также вмешательства по трансплантации костного мозга и роговицы глаза. Обсуждается возможность трансплантации поджелудочной железы.
Стать службой
Параллельно с этим в ЧОКБ прорабатываются перспективы создания целой службы трансплантации органов. Об этом говорили еще летом, во время визита в регион главного внештатного трансплантолога Минздрава России, директора НМИЦ трансплантологии и искусственных органов имени В.И. Шумакова Сергея Готье. Тогда эксперт отмечал, что в Челябинской области есть все возможности для развития родственной и посмертной трансплантации органов. В нашем регионе реализуют сложные трансплантационные программы, сложнее, чем во многих других из 34 российских регионов, где вообще оказывают этот вид медпомощи.
Сейчас Центр трансплантации в ЧОКБ существует на функциональной основе, но обсуждается создание отдельной службы. Вопрос сложный, масштабный. Однако работа в этом направлении идет: для развития трансплантологии должны быть штатные сотрудники и полноценные специализированные отделения.

Еще важно, и об этом тоже говорил в Челябинске Сергей Готье, менять отношение в обществе к теме посмертного донорства. Доносить до людей, что это «богоугодное дело — сохранять людям жизнь, даже после смерти быть полезными другим». Разбивать мифы, сложившиеся вокруг органного донорства.
«Посмертными донорами органов могут быть пациенты с тяжелым, не совместимым с жизнью поражением головного мозга, наступившим вследствие острого нарушения мозгового кровообращения, изолированной черепно-мозговой травмы. Это две наиболее частые группы причин смерти доноров органов, — поясняет Александр Полторак. – Процедура диагностики смерти головного мозга строго регламентирована. В констатации этого состояния участвует минимум три врача. Процедура серьезная, ошибки исключены. История этого диагноза в мире насчитывает более 50 лет. Ни одного случая выживания после постановки данного диагноза не описано».
В это же время в одном только Челябинске мы знаем десятки случаев, когда доноры органов после своей смерти живут здесь, с нами. Даже если и в другой жизни – жизни спасенных ими людей.
Поделиться