Как археологи и библиотекари становятся операционными сестрами

15 Февраля 2024 Автор: Лия Захарова Фото: Людмила Ковалева
Как археологи и библиотекари становятся операционными сестрами


Операция на сердце — сложный многофакторный процесс. В нем задействованы все службы Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии. На 36 хирургов в нем приходится 21 операционная сестра, и каждая высочайший профессионал и мастер своего дела.

«Правая рука», «родные наши», «без них никуда» — такие эпитеты используют хирурги, когда речь заходит о представительницах этой профессии. Бок о бок за операционным столом, и весь процесс хирургического вмешательства кажется магией, подчиняющейся едва уловимым, невидимым знакам и знаниям. Свой профессиональный праздник операционные медицинские сестры получили совсем недавно. В качестве признания их работы он был учрежден 15 февраля Европейской ассоциацией операционных медсестер только в 2009 году. Как попадают в эту профессию? Как о ней узнают? (Спойлер: иногда через библиотеку, а иногда — забросив подальше диплом экономиста.) А можно ли жить без операционной, если медицине отдано почти 45 лет? Спросим у них самих.

photo_2024-02-15_09-32-22.jpg

40 «сердечных» лет

Операционная сестра Надежда Галишевская — одна из самых опытных в кардиоцентре. Родом из Аши, признается, медиков в ее семье нет. После школы хотела поступать на библиотечное дело в челябинский институт. Сдала одну историю на экзаменах и… сбежала обратно домой. Потом устроилась на работу в библиотеку и целый год читала книжки. «Ну и много начиталась про медицину! — смеется. — Решила пойти туда работать. После окончания медицинского училища в 1981 году по распределению попала в областную больницу, сначала в кардиореанимацию к Александру Викторовичу Рыбалову, одному из самых легендарных специалистов, стоявших у истоков кардиохирургии на Южном Урале, а через четыре года перешла в оперблок, уже на кардиооперации». Ее общий стаж работы в медицине — 43 года, из них почти 40 — «сердечные».

— Надежда Ивановна, как вы считаете, повезло вам с профессией или возникало желание бросить все и заняться чем-то другим?

— Конечно, бывало, но я считаю, что повезло! Любая работа в операционной сложна, во всем есть своя специфика и свой интерес. Меня-то занесло в кардиохирургию по личным мотивам. В тот год, когда я поступила в училище, мою маму прооперировали, сделали комиссуротомию* митрального клапана. Поэтому на практику пошла целенаправленно в кардиохирургию.
Сначала было просто интересно, потом стал нарабатываться навык и привычка, и это становится мастерством. Растет профессионализм и признание в профессии, это радует, приносит удовлетворение. Бывает, конечно, происходит что-то из ряда вон выходящее, что-то пойдет не так, потом переживаешь из-за этого, даже возникают где-то мыслишки уйти куда-нибудь. Но коллеги обязательно поддержат — хирурги, сестры, санитарочки, и снова идешь и работаешь…

k-8334.jpg

— Имеет значение, с кем оперировать? Есть любимчики среди хирургов?

— Конечно, есть! Все любимые. Я начинала работать в кардиохирургии с такими звездами и гигантами, как Малышев, Ярыгин, Кликушин, Гладышев-старший, Приходько. Тогда, в 70-80-х годах прошлого века в Челябинске активно шло создание и освоение южноуральской кардиохирургии, ее развитие, многое делалось впервые, приходилось учиться новому прямо в процессе работы. Несмотря на то что это были уже опытные, маститые хирурги, к нам, операционным сестрам, относились с пиететом, были внимательны. У нынешнего поколения молодых хирургов больше амбиций, больше веры в себя, меньше страха чего-то не знать. Ну и в современных операциях на сердце больше предсказуемости, стандартов выполнения, все шаги отработаны и известны наперед.

Майкла Джексона не слушать

Хирургическая бригада состоит, как правило, из трех пар: анестезиолог и анестезистка, хирург и ассистент, операционная сестра и санитарочка. Многое зависит от их характеров, совместимости, от взаимопонимания. Микроклимат за операционным столом создает вся бригада, но задача операционной сестры — обеспечить максимально комфортные условия, чтобы хирург мог выполнить свою работу четко и с оптимальным результатом. Она должна знать ход операции, тогда можно ничего и не говорить: хирург протягивает руку, сестра — подает.

k-8101.jpg

«Важно знать и предпочтения, и пристрастия каждого хирурга, с которым она работает, — отмечает Надежда Ивановна. — Один использует один вид нитей, другой на этот же вид манипуляции предпочитает другой. То же самое с инструментом: у каждого хирурга есть свой любимый набор инструмента, поэтому оперсестра готовит ему именно тот, с которым ему комфортнее работать». Молодых сестер этому и обучают: как и что делать, как приноровиться к хирургам.

«Во время операции у нас в основном все любят слушать музыку, разную — не быструю и не медленную, чтобы создавать настрой, но не мешать, — делится Надежда Ивановна. — Один из хирургов у нас одно время очень не любил Майкла Джексона: у него была с ним связана плохая примета, и мы даже опасались, чтобы, не дай бог, он попал в плей-лист радио! Теперь совсем не поет, и нам даже стало спокойнее».

Обязанности операционной сестры очень широкие. Она обеспечивает работоспособность операционной, следит в ней за порядком, сверяясь по специальному чек-листу хирургической безопасности. Подготовка начинается накануне. После того, как определен список операций и хирургов, которые будут их выполнять на следующий день, оперсестра готовит инструмент. После операции использованный она отвозит на стерилизацию, а потом забирает готовые наборы из центрального стерилизационного отделения (ЦСО), накрывает столики с инструментарием и большой операционный стол для пациента. Сверяет его данные с его личностью, поэтому никакой ошибки в проведении не той операции не тому пациенту быть не может. Анестезиологи уточняют у пациента наличие аллергических реакций и сопутствующих патологий, и оперсестра это тоже должна знать, чтобы выбирать правильные материалы для операции (например, не использовать йодсодержащие жидкости). Проверяет само помещение: чисто ли, порядок ли, нужна генеральная или обычная уборка и т.д. Важный этап после операции — подсчет инструмента, салфеток и т.д.

k-8264.jpg

В день операции операционная сестра тоже моется, как и хирург, одевается, раскладывает по местам все, что приготовила. Одевать оперсестру помогает санитарка, ее главный помощник. Она распаковывает, убирает внешний слой, чтобы оперсестра доставала стерильное стерильным. Когда все готово, ждут хирурга. Он моется, его одевают, и начинается операция...

Надежде Ивановне пора на смену. На прощание она сетует, что никакая и не героиня: «Склад характера у меня немножко не такой, как, мне кажется, нужен операционной сестре. Она должна быть строгая, требовательная к себе и окружающим, очень ответственная, а я слишком мягкая и добрая. Хотя, может быть, мы, все разные, тоже нужны»...

Помогать хирургам

Маша Скобелкина — специалист молодой и универсальный, она освоила практически все виды операций, которые проводятся в центре. Сначала четыре года отработала в открытой, и вот уже больше трех — в рентген-операционной. Признается, что операционной сестрой стала случайно.

k-8085.jpg

«С детства я хотела стать археологом, — вводит в курс дела. — После того, как у меня родилась сестра с пороком сердца, я загорелась желанием стать кардиохирургом. Но так сложилось, что поступила в университет совершенно на другую специальность — на экономиста. Во время учебы убедилась, что это точно не мое, и после получения диплома поступила в медколледж. На первом курсе там один из преподавателей рассказал нам, что есть такая специальность — операционная медицинская сестра. Я загорелась идеей и поняла, что мне это интересно и нигде кроме оперблока я не буду работать.

— Что привлекло в профессии?

— Мне хотелось быть в гуще событий, где хирургия, инструмент, много инструментов, операции, чтобы помогать хирургам, чтобы играть немаловажную роль во всем этом процессе. Мне интересно узнавать что-то новое — осваивать новую аппаратуру, новые виды операций. Сознание того, что я делаю важное дело, что в этом есть значимость, смысл, что все вместе мы помогаем людям, это приносит очень глубокое удовлетворение. И тогда отступает усталость, и не так важно, что задерживаешься порой на работе допоздна, все приобретает другой смысл.
Бывает, когда операция идет не по плану — и так не идет, и эдак, и несколько часов подряд, ковыряемся, возимся, а потом словно второе дыхание находит на всю нашу команду, и становится ясно: мы справились! Вот тут очень четко понимаешь, какое важное дело сделали!

photo_2024-02-15_09-32-22 (3).jpg

— Как справляетесь с усталостью, с трудностями?

— Бывает, что выходишь из операционной и хочется кричать от усталости и никого не видеть. Потом идешь домой, ложишься спать, отдыхаешь, а утром думаешь: ну все прошло уже, и идешь дальше работать. К тому же почти год я занимаюсь силовыми видами спорта с тренером. Вот там все накопившееся напряжение и вымещаю! И для здоровья полезно: работа у нас в основном стоячая, на ногах, и занятия спортом укрепляют тело. И так легче переносить моральное напряжение.

k-8022.jpg

— Насколько удобно работать с разными хирургами? Правда ли, что у них у всех есть свои особенности?

— Да, это правда, у каждого хирурга есть свои особенности. Я начинала свою работу в открытой операционной, у «соседей», и там я со всеми работала, и здесь, в рентген-хирургической операционной тоже, и никаких проблем у меня с этим нет. Опытная сестра, на мой взгляд, должна быть универсалом и уметь работать со всеми. Вне работы отношения могут по-разному складываться, но в операционной никаких проблем быть не должно.

Один любит, чтобы ему перчатки с левой руки надевали, другому нужно нитку заряжать по-особому, третьему нужен определенный набор инструментов, и мне нетрудно это запомнить и сделать для них так, как им удобно. Я знаю всех хирургов, со всеми поработала, во всех операционных. Очень довольна своей профессией и не представляю себя в другой сфере. Я нахожусь на своем месте.

photo_2024-02-15_09-32-23.jpg

Родные наши…

фото_Людмилы_Ковалевой_21609-Андриевских.jpg— Операционные сестры — наши верные помощники, от них зависит очень многое, — уверен заведующий КХО № 1, кардиохирург Станислав Андриевских. — Иногда и говорить ничего не надо, настолько она хорошо все понимает. Даже шучу часто, что они мысли мои читают! Особенно, когда наступает рутинная часть операции, один этап идет за другим и сестре ничего не надо говорить, она сама все знает. В нашем центре все без исключения оперсестры настолько опытны, грамотны, настолько близки нам по профессиональному духу, что без них мы не представляем свою работу. Это тяжелый и самоотверженный труд, им иногда приходится стоять по две смены, выслушивать и терпеть наши хирургические характеры (это тоже нелегко бывает). А иногда мне кажется, что если потребуется, то определенные хирургические этапы они и без нас могут выполнить! Наши родные сестры, с которыми мы идем по нашей профессиональной жизни вместе, мы, безусловно, ценим их и не представляем без них своей деятельности.

*Комиссуротомия — операция на сердце, с помощью которой выполняется расширение отверстия митрального клапана при его стенозе.

Поделиться

Вчера | 14:38
Из Челябинска запускают новые поезда в Москву и Екатеринбург

Доехать до столицы теперь можно будет в двухэтажных вагонах.

12.12.2024 | 12:17
Всё для СВОих. Как на Южном Урале помогают Героям России и их семьям

В Челябинской области 9 декабря отметили День Героев Отечества. В нашем регионе Золотой Звезды удостоены 56 человек, среди них — участники специальной военной операции.

16.10.2024 | 13:13
Ангелы пусть подождут. Почему пациенты не знают своих реаниматологов

Помощь анестезиолога-реаниматолога требуется в самом крайнем случае. Когда ситуация находится буквально на грани жизни и смерти.

18.09.2024 | 11:04
Люди-электроники. Челябинские врачи дают сердцу заряд

Хроническая сердечная недостаточность во всем мире лидирует среди причин, по которым человек выбывает из рабочего строя временно или насовсем.

Новости   
Спецпроекты