Мука будет. Как в Челябинске появилась мельница купца Кузнецова
В центре Челябинска на берегу реки Миасс недалеко от дворца спорта «Юность» стоит старое здание мельницы. Оно было построено в начале XX века купцом Алексеем Кузнецовым. И вот уже 120 лет в ее стенах производят муку и крупу.
Человек безусловной честности
Алексей Кузнецов родился в 1862 году, окончил Уральское горное училище, с 1880 года торговал в товариществе со своими братьями. Дела их были успешны, и в 1895 году Алексей стал членом учетно-ссудного комитета Челябинского отделения Государственного банка, а спустя короткое время он уже купец 2-й гильдии. Алексей Васильевич Кузнецов имел большую семью, был женат на Александре Дмитриевне Ушковой, они воспитывали шестерых детей: Сергея, Николая, Зинаиду, Василия, Марию и Михаила.
В 1904 году купец решил открыть свое дело: он замыслил построить собственную мельницу на западной окраине Челябинска. По задумке предприятие должно было расположиться на берегу реки Миасс, на углу улицы Ивановской и Западного бульвара (ныне угол улицы Труда и Свердловского проспекта). Предприниматель подал прошение в городскую управу с просьбой продать ему 6000 квадратных саженей, при этом он обязался замостить за свой счет часть Ивановской улицы от мельницы до дома Владимира Покровского. Поторговавшись, городские власти продали участок за 2 рубля за квадратную сажень.
Описание мельницы Алексея Кузнецова в раскладочной ведомости налога на недвижимость за 1905 года
Алексей Кузнецов развил бурную деятельность и за год с небольшим построил целый комплекс. В раскладочной ведомости налога на недвижимое имущество по Челябинску на 1905 год, сохранившейся в областном архиве, так описываются его владения: «Постройки деревянные на каменном фундаменте: дом двухэтажный о 14 комнат, контора о двух комнатах, караулка, лавка, амбар, баня о двух отделениях, каретник, курятник, коровник и флигель о двух комнатах и каменные: четырехэтажная паровая мукомольная крупяная мельница о семи вальцах, при ней машинное отделение и амбар, все постройки крыты железом (мельница в постройке)». На крыше мельницы разместилась надпись: «1904 — Кузнецов», говорившая всем о времени постройки и владельце предприятия.
Вскоре паровая крупчатая мельница заработала. Ее производительность составила три тысячи пудов крупчатки в сутки. Годовой оборот торговли Алексея Кузнецова равнялся 1,5 млн рублей. В 1907 году управляющий Челябинского отделения Государственного банка так характеризовал купца: «Полезные советы дает при учете торговых векселей троицких, миасских и прочих торговцев. Человек безусловной честности и вообще отличной репутации». Алексей Кузнецов был награжден двумя золотыми медалями «За усердие» для ношения на «станиславской» ленте и на «анненской» ленте.
Производимая мука продавалась в Челябинске в собственных лавках, одна из них была на Сибирской улице (теперь это полуразрушенное здание на ул. Труда, 97). Дом построил Василий Кузнецов, после его смерти здесь разместилась контора торгового дома «Братья Кузнецовы» и их лавка. Часть производимой муки вывозилась в горнозаводские районы, продавалась в Златоусте, Кусинском и Саткинском заводах.
Челябинск. Мельница Д. В. Кузнецова близ г. Челябинска. Фотография 1910-1912 годов
Охватила эпидемия
Однако в делах Алексея Кузнецова не все было так безоблачно. Уже во время строительства у него возникли сложности, он не смог вовремя внести первый взнос за приобретенную у города землю и убеждал город немного подождать: «Честь имею объяснить вам, что я обязуюсь вымостить всю Ивановскую улицу, согласно техническим условиям, принятым думой для мощения улиц города Челябинска. Что касается платежа, ввиду вызываемых расходов на производимые мною постройки прошу покорнейше не вынуждать меня платить денег в этом году, причем материальный ущерб городской кассы за несвоевременный платеж в виде процентов я заплачу». Купец действительно замостил Ивановскую улицу, на что потратил 13 436 рублей 66 копеек.
Долги, обязательства перед городом и проблемы со здоровьем нарушили планы купца. 16 января 1908 года управляющий Челябинского отделения Государственного банка информировал головное управление, что купец Алексей Кузнецов «вследствие сердечной и прогрессирующей болезни, также протестов его векселей и положения торговых дел, близкого к несостоятельности, с 15 сентября освобожден мной от обязанностей члена комитета, о чем извещен письменно с выражением благодарности за бывшую его деятельность». К тому же оказалось, что при строительстве купец занял сверх проданной ему земли участок от мельницы до берега Миасса (а это более 7 тыс. квадратных саженей), городские власти потребовали возместить ущерб и оплатить аренду.
28 ноября 1908 года постановлением Троицкого окружного суда по делам купца была учреждена администрация: «По закону должник, по делам которого учреждена администрация, лишается права вступать в какие-либо сделки и соглашения имущественного характера, каковое право переходит к администрации». К этому времени челябинские власти оценили недоимки в 7283 рубля 32 копейки, которые предполагалось выручить после продажи имущества Алексея Кузнецова с торгов.
Куколеотборники и самовейки
В 1909 году Челябинск посетил журналист и бывший член Государственной думы Иван Жилкин. В своей статье он описал ситуацию, очень похожую на историю Алексея Кузнецова: «Из собственной промышленности челябинской самое крупное и самое яркое — мукомольное дело. Развивается оно чрезвычайно быстро. Купцов как эпидемия охватила. Чуть у кого заведется тысяч 60-70, начинают воздвигать мельницу. А нужно на нее самое меньшее тысяч 250. Залезают в долги, опутываются обязательствами, а потом «крахают». В 1908 году было пять или шесть таких случаев».
Алексей Кузнецов умер в 1910 году, а мельница с долгами перешла к наследникам. Мукомольное дело взял на себя младший брат купца Дмитрий Кузнецов. В 1912 году мельница все-таки была продана с публичных торгов, новым хозяином стало товарищество «Антон Эрлангер и Ко». Однако уже летом следующего года мельницу приобрело Челябинское мукомольное товарищество, которое образовали торговый дом «Братья Яушевы», челябинский купец 2-й гильдии Михаил Крашенинников, братья Закир и Ибрагим Галеевы.
Мельница была оборудована по последнему слову техники: на ней действовали наждачные обойки, куколеотборники, зерноочиститель, самовейки, вальцевые станки систем Немелька и Бюлера, рассевы, паровая двухкотельная машина швейцарской фирмы «Братья Бюлер» мощностью 120 лошадиных сил. В 1915 году мельница выработала более полумиллиона пудов крупчатки и отрубей.
В 1918 году мельницу купил Иван Толстых, а после установления в Челябинске в 1919 году советской власти предприятие национализировано и передано в ведение мельничного отдела при губернском совете народного хозяйства и стало госмельницей № 1.
Поделиться