В гости к "Свидетелям Иеговы"

25 Сентября 2008 Автор: Стефанив Татьяна Александровна

В Челябинске есть кинотеатр «Кировец», где по вторникам, четвергам и воскресеньям «Свидетели Иеговы» проводят свои собрания. Шла туда, чувствуя себя засланным казачком. Или Штирлицем. Или Матой Хари, если уж брать во внимание гендерную принадлежность. Хотелось воочию увидеть, что же происходит на пресловутых иеговистских «посиделках».

Татьяна Стефанив

В Челябинске есть кинотеатр «Кировец», где по вторникам, четвергам и воскресеньям «Свидетели Иеговы» проводят свои собрания. Шла туда, чувствуя себя засланным казачком. Или Штирлицем. Или Матой Хари, если уж брать во внимание гендерную принадлежность. Хотелось воочию увидеть, что же происходит на пресловутых иеговистских «посиделках».

Наверное, что-то таинственное и сакральное? Не зря же тот молодой парень, что буквально за рукав поймал меня на улице, так настойчиво советовал прийти. Считайте, уговорил!

В зале оказалось около сотни человек — мужчины, женщины, дети. Громко друг с другом здороваются, торжественно улыбаются, приветственно жмут друг другу руки. Женщины и девочки — в длинных юбках. Я в своих джинсах сразу оказалась белой вороной и тут же почувствовала неловкость. Не покидало ощущение, что вот собрались «свидетели» посидеть без свидетелей, а я приперлась и испортила всю «малину». Впрочем, я ведь на «боевом задании», не так ли? Мимо столов, где красноречиво выставлены три коробки для пожертвований, демонстративно прохожу прямо в центр зала. Разумеется, ко мне тут же приближаются несколько человек и, сладко улыбаясь, вопрошают:

— Новенькая? А как зовут? А кто пригласил?
Ну давай, Мата Хари, включай воображение! И Мата Хари действительно преобразилась, вмиг скроив глуповатое выражение лица:
— Звать меня Мария Семеновна, а пригласил меня… Вот! — из недр сумки выцарапываю помятый буклетик, тот самый, что накануне вручил мне на улице пришибленного вида молодой человек.
Увидя знакомый буклетик, народ понимающе кивает и расступается.
— Хотите сядем рядом? — девушка, назвавшаяся Дашей, осторожно берет меня под руку.
Киваю, и мы пробираемся ближе к авансцене.

— Вы из Челябинска? — начинает расспрос Даша.
— Откуда же еще? С Ленинского я… района… Вот приехала к вам…
— К нам и из других городов приезжают,— в Дашином голосе звучат горделивые нотки.— Вы верите в Бога?
— Ага… Мне сказали, что вроде здесь как раз про Бога и расскажут,— эта фраза у Марии Семеновны была заготовлена загодя и потому прозвучала наиболее естественно.
Даша оживляется и с энтузиазмом достает из сумки несколько увесистых томов.
— Вот смотрите! Мы изучаем эти книги, потому что в них сказано об истинном Боге! — очень серьезно отвечает Даша.— Сегодня у нас школа теократического служения. Сейчас сами все увидите и поймете.
— А давно вы сюда ходите? — спрашиваю.
Даша радостно улыбается:
— Уже пять лет!
— И не надоело? — это Мария Семеновна допускает первый промах, потому что Даша взирает на меня как-то странно и ничего не отвечает. Спохватившись, несколько минут делаю вид, что внимательно изучаю книги. А потом опять спрашиваю:
— Даша, вы кино смотрите? Видели фильм «Страсти Христовы»?
— Нет.
— А я смотрела. Ужас какой!.. А вы почему не смотрели? Это же фильм про Иисуса Христа?
Даша назидательно выдает:
— Зачем? Ведь правда про Бога все равно только в этих книгах! Вы вообще поменьше телевизор смотрите…

Не знаю, развернула бы моя Мария Семеновна дискуссию по теме или нет, но в этот момент из магнитофона зазвучала заунывная музыка, и зал мгновенно преобразился. Застучав сиденьями кресел, все, как солдаты, встали по стойке смирно. Даша тоже суетливо вскочила, потянув меня за рукав.

— Сейчас гимн Иегове будем петь. Подпевай тоже! — и сунула мне в руки книжечку со словами.
— Гм… Да я что-то не в голосе сегодня…

Пока зал жалостными голосами выводил слова гимна, успела оглядеть присутствующих. Вот две пожилые женщины, опершись о ряд кресел (видимо, трудно с больными ногами), самозабвенно тонкими голосами выводят о том, какое это счастье жить, следуя заветам Иеговы. Рядом басит представительный мужчина с бородой. Худенький бледный подросток тоже бубнит что-то под нос, уныло взирая в центр зала… На двух креслах впереди возятся с куколками малышки лет трех-четырех — это боголюбивая бабушка притащила их сюда. Видно, что девчушки не впервые здесь, потому что по окончании песнопения громко лепечут «аминь», чем вызывают волну умиления. Эх, где же ваши родители, малышки? Почему допустили, что фанатичная бабушка привела вас сюда? С ней-то все понятно, взрослые вольны сами выбрать себе веру. Но детей-то зачем впутывать?

Докончив петь, все уселись, а на трибуну взошел молодой мужчина и, представившись братом Андреем, провозгласил:
— Братья и сестры, откройте ваши книги!..
Зал послушно зашелестел страницами…
Любопытства ради заглянула в книжку, по которой брат Андрей «научал» присутствующих. Это некий цитатник, сборник фраз из Библии. Но цитаты эти, похоже, «с мясом» вырваны из первоисточника. И главное — оратор умело достраивал к этим цитатам иные изречения. Слушаешь — вот вроде говорят правильные вещи, вспоминают Иисуса и иже с ним… А в какой-то момент слушаешь и недоумеваешь: то говорят, да не то. Но как искусно, как ловко!

Хотела задать брату Андрею вопрос, но Даша испуганно на меня зашипела: «Ты что?! Нельзя!» А вот это, простите, уже полное свинство: в школе я или не в школе? Тем более теократического учения! Что это за школа, где нельзя спрашивать? Очевидно, здесь не принято думать и осмысливать прочитанное, главное — вызубрить. Чтобы, как попугай, не размышляя, повторять то, что и сам до конца не понимаешь.

Уже через пятнадцать минут этой словесной долбежки мне захотелось сбежать. Представляю, каково же детям… Судя по выражению лица четырнадцатилетнего паренька, явно несладко. Ему бы сейчас в футбол погонять. Но сидящий рядом папаша сурово сдвигает брови, и паренек поспешно утыкается в книгу…

Признаюсь, я все-таки сбежала. С шумом встала и через весь зал пошла к выходу. Меня проводили осуждающими взглядами, но останавливать не стали.

Информация к размышлению

Леонид Р., житель Челябинска, в прошлом военный, отец двоих сыновей. Как-то на улице его жену незнакомые женщины уговорили посетить собрание, где можно узнать о Боге. С того времени жену Леонида словно подменили. Все свободное время она стала пропадать на «служениях» и собраниях, ходила по домам и улицам «возвещать» слово Божье. Единственным кругом общения стали странные «братья» и «сестры», с которыми женщина консультировалась буквально по каждому вопросу. Вскоре женщина запретила детям отмечать дни рождения, Новый год, запретила смотреть телевизор, читать книги «от сатаны». В то же время журналы «Сторожевая башня», издаваемые организацией «Свидетели Иеговы», нужно было читать обязательно. Однажды младшему мальчику потребовалась экстренная операция, но мать отказалась дать согласие, ведь ребенку сделали бы переливание крови. Это стало последней каплей в чаше терпения. Леонид забрал детей и ушел жить к матери. Специалисты констатируют: случаев, когда человеку удалось вырваться из плена религиозной зависимости, очень немного.

Поделиться

Вчера | 14:55
Сколько дорог отремонтируют на Южном Урале

В регионе ежегодно растут объемы сезонных работы.

Вчера | 11:35
В Челябинске обсудили коммуникации некоммерческого сектора с людьми и властью

Некоммерческий сектор в регионе растет и развивается, охватывая самые разные направления — от кризисных квартир до гастролей уральских танцевальных коллективов за рубежом. Однако, как признаются сами общественники, слабым местом в НКО остаются коммуникации — с представителями власти, благотворителями и потенциальными сторонниками проектов.

08.12.2011 | 10:15
Юрий Шевчук: «Мы сделали своего «Гамлета»

Группа «ДДТ» представила челябинцам новый альбом «Иначе».

01.09.2011 | 14:53
Идем в школу!

Всем, кто впервые переступит сегодня школьный порог, предстоит осваивать науки по новой образовательной программе.

Новости   
Спецпроекты