Иван Иоголевич: «Мест, где дети могут приобщиться к науке и технике, очень мало»
Агентство стратегических инициатив (АСИ) предложило создать в России сеть детских технопарков и назвало их «современными аналогами советских дворцов пионеров». Предполагается, что там дети смогут увидеть настоящее промышленное производство и попробовать себя в разных профессиях.
— Иван Александрович, правильно ли называть предложенные технопарки аналогами дворцов пионеров?
— Как я понимаю, речь идет о неких площадках, где учащиеся смогут посещать различные экспозиции и реализовывать какие-то свои проекты. Это совершенно другая форма работы. Технопарки нужны, но не на замену дворцам пионеров, а как дополнение к ним. Сейчас есть очень мало мест, где дети могут приобщиться к науке и технике.
В общем, идея хорошая, но выглядит пока несколько абстрактно. В стране есть опыты создания технопарков, но они столкнулись с проблемой отсутствия кадров. Таких специалистов, которые в должной мере обладали бы необходимыми знаниями и при этом были готовы заниматься с детьми, крайне мало. Непонятен вопрос и с финансированием. В бюджете денег нет, а грантовая основа непостоянна. На грант можно что-то создать, но поддерживать работу нужно за счет каких-то других источников. Я бы начал с одного технопарка и посмотрел, как это все будет работать.
— Сколько детей сейчас занимаются в нашем Дворце пионеров?
— Более четырех тысяч. Из них техническим творчеством занимаются в среднем 400-500 человек. У нас работают кружки по робототехнике, авиа- и автомоделированию, кружок радиоуправляемых моделей, радиотехнический, компьютерный, с осени начнет работу кружок компьютерного 3D-моделирования.
Техническое направление очень востребовано: ежегодно приходят записываться на 100-150 человек больше, чем мы можем принять. При этом оно одно из самых трудноорганизуемых. Во-первых, оно очень ресурсоемкое. Во-вторых, как я уже говорил, есть проблемы с кадрами. До недавнего времени вообще не было такой специальности, как педагог дополнительного образования. В основном к нам идут работать выпускники технических вузов или специалисты, получившие образование учителя.
— На какое число детей, по-вашему, должна быть ориентирована система дополнительного технического образования в Челябинске?
— Количество не назову, но считаю, что минимум на четверть от числа всех школьников города. Но не надо забывать, что у нас и дошколята занимаются, около ста человек.
— Многие ли из ваших воспитанников поступают затем на технические факультеты вузов?
— Настроено на это большинство. Но на экзаменах им приходится сдавать физику и математику, и очень часто технически одаренные ребята не поступают из-за недостаточности знаний, которые дает школа по этим предметам. С этого года им должно стать полегче, потому что приемные комиссии будут рассматривать портфолио абитуриентов, куда включаются результаты участия в конкурсах и соревнованиях.
Поделиться