Алексей Яковлев: «Наша задача превратить гостей «Таганая» из праздных наблюдателей в экотуристов»
Во многих туристически привлекательных регионах России ставка сделана на развитие экотуризма. Почему этот сегмент — палка о двух концах, как изменить менталитет любителей дикой природы и выстроить отношения ООПТ с бизнесом, рассказал Алексей Яковлев, директор национального парка «Таганай».
- Пешком, верхом и по воде. В Челябинске прошли соревнования по спортивному туризму
- Ростуризм согласился. Челябинская область станет 26-м регионом в госпрограмме по развитию туризма
- Убойный уикэнд. Телеведущий Дмитрий Туркин — о внутреннем туризме
— Потому что это явление, которое развивается, причем достаточно активно. Сейчас это некое стихийное бедствие, которое на нас обрушилось. Точнее, счастье, которое привалило, но с которым надо разбираться. Даже не погружаясь в тему, можно догадаться, что проблем и сложностей хватает. Несмотря на это, мне кажется, что у нас в нацпарке «Таганай» продвигать экотуризм получается и весьма неплохо.
— Сколько туристов ежегодно посещают «Таганай»?
— По статистике, в 2014 году количество посетителей национального парка «Таганай» составило 90 тысяч человек. В первые дни 2015 года нацпарк принял 1 000 туристов. Динамика внушительная, отчасти она зависит от факторов, которые не очень связаны с экотуризмом. Многие люди по разным причинам сейчас не могут выехать за границу. Они переориентируются на нас. Наша задача — правильно их встретить, превратить их из праздных наблюдателей в экотуристов, которые заботятся о природе и национальных парках.
— Экотуризм — палка о двух концах… С одной стороны, вы продвигаете особо охраняемые природные территории, с другой — туристы могут нанести им определенный урон. Тем более, что в структуре приезжающих много людей случайных, как вы отметили, переориентировавшихся с выездного на внутренний туризм…
— Поменять сиюминутно менталитет людей мы не сможем, это понятно. Наша задача — поступательно работать на то, чтобы прививать экологическую культуру людям. То, насколько качественно мы будем это делать, отразится на конечном результате.
— Можно ли рассчитывать, что через несколько лет в национальные парки будут приезжать именно экотуристы, за которыми не придется убирать кучи мусора, тушить пожары и недосчитываться редких видов растений?
— Скорее всего, это будет не сейчас, а через одно, два, а то и три поколения. Но положительные примеры есть: в Европе, США, Канаде особо охраняемые природные территории находятся на уровне национальной идеи. Это достаточно важно. Нам нужно правильно расставить акценты и двигаться в направлении по развитию экотуризма на примере этих стран.
— Интересы нацпарков не всегда совпадают с интересами бизнеса, цель которого заработать. В чем вы видите решение этой проблемы?
— Все просто: бизнес должен работать вне парков. Это наше твердое убеждение. Он должен работать на сопредельных территориях, на так называемых охранных зонах.
— А как же туристы, которые зачастую отказываются от экотуризма в пользу экскурсионного или пляжного именно из-за отсутствия комфорта?
— Мы совершенно не против строить гостиницы и кафе, и с представителями малого и среднего бизнеса, уверен, найдем взаимопонимание. Главное — не рассматривать ООПТ как самое лучшее место для строительства мест размещения или точек питания. Возвести их можно и в охранных зонах национальных парков. А в парках оказывать услуги для тех людей, которые проживают в гостиницах. В этом случае не будет нанесен урон тем экосистемам, которые существуют в нацпарках, а бизнес будет пожинать прибыль.
Поделиться