На броне своих танков. Южноуральцы были в первых рядах танковых войск СССР

29 Апреля 2016 Автор: Марат Гайнуллин
На броне своих танков. Южноуральцы были в первых рядах танковых войск СССР

Самым крупным вкладом трудящихся Урала в формирование добровольческих соединений было создание легендарного Уральского добровольческого танкового корпуса, в состав которого входила 63-я гвардейская (244-я Челябинская) танковая бригада. Она участвовала в Курской битве, освобождала Польшу.

Танковые бригады

Всего в Челябинской области в 1942–1943 годах было сформировано шесть танковых бригад. Первый отряд из семи тяжелых танков КВ с экипажами из шести челябинских добровольцев был отправлен на защиту Москвы уже осенью 1941 года, укомплектован добровольцами ЧТЗ. Отряд принял бой в октябре 1941 года на Минско-Можайском шоссе. На пяти танках КВ сражались южноуральские добровольцы в Ленинграде, участвовали в окружении 16-й армии противника в районе Старой Руссы и озера Ильмень.

В феврале 1942 года на Кировском заводе были изготовлены танки, выпущенные сверх плана, и в мае 1942 года из них создана 96-я танковая бригада имени Челябинского комсомола. Она участвовала в Курской битве, освобождала Болгарию. 52-я гвардейская (97-я) танковая бригада была сформирована в июле 1942 года, начала свои боевые действия в августе 1942 года и закончила в мае 1945 года в Праге. 99-я танковая бригада была сформирована в июне 1942 года, участвовала в Сталинградской битве, на Курской дуге, в освобождении Украины и в Восточно-Померанской операции.

119-я и 166-я танковые бригады были сформированы весной 1942 года, понесли большие потери и были переформированы в танковые полки. Летом 1942 года был сформирован 360-й отдельный Уральский добровольческий танковый полк. Он участвовал в боях под Сталинградом, в Харьковской операции, освобождал Молдавию, Румынию, Венгрию и Австрию.

Именные танки

В годы Великой Отечественной боевым машинам нередко присваивались имена былинных героев, выдающихся деятелей. Подобная практика была в ходу и в Челябинской области.

«Челябинские колхозники». В первые месяцы войны челябинские колхозники собрали 90 миллионов рублей. На эти деньги Челябинский Кировский завод смог выпустить 150 танков. Получилась целая танковая колонна, которую так и назвали — «Челябинские колхозники».

Одна из машин танковой колонны «Челябинские колхозники» под № 18 стала частью мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане.

Именно в этом месте 26 января 1943 года было завершено расчленение окруженной армии вермахта. А впереди колонны 121-й танковой бригады 21-й армии шел танк Т-34 под № 18 «Челябинский колхозник».

Танк Андреева. Приобретен на средства лейтенанта И.С. Андреева (деревня Вехти Куртамышской волости Челябинского уезда Оренбургской губернии), который в 1941 году в письме на имя Сталина выразил просьбу разрешить ему купить на собственные сбережения танк и назначить его командиром машины. По окончании курсов Андреев принял в Нижнем Тагиле танк Т-34 с надписью «Личный танк Андреева». Экипаж уничтожил 5 «тигров», 3 самоходных орудия, много живой силы противника. Танк участвовал в Параде Победы в Москве 24 июня 1945 года.

Танк «Владимир Маяковский». Построен на средства актера В.Н. Яхонтова, в 1944 году выступавшего в Златоусте, Магнитогорске, Челябинске. Для постройки танка Яхонтов передал в Фонд обороны 165 тысяч рублей. 6 сентября на площадке у сдаточного цеха директор завода вручил Яхонтову паспорт новой машины. Танк участвовал в форсировании Вислы, в боях на территории Польши.

Танк «Илья Муромец». Экипаж сформировался летом 1941 года из рабочих ЧТЗ, давших название машине. Всего за время боев «Илья Муромец» уничтожил 29 танков, 36 орудий и минометов, много солдат и офицеров противника.

Танк «Коксовик сталинской Магнитки». Построен в ноябре 1944 года на средства работников коксохимического цеха ММК, собравших 175 тысяч рублей. Назван по просьбе коллектива. Передан экипажу Уральского добровольческого танкового корпуса.

Танк «Магнитогорский пионер». Построен в 1943 году на средства, собранные пионерами и школьниками Магнитогорска. В телеграмме Сталина была выражена благодарность «пионерам и школьникам Магнитогорска, собравшим 150 тысяч рублей на строительство танка».

Танк «Челябинский пионер». Танк 244-й добровольческой танковой бригады. Назван по просьбе пионеров области, собравших 283 тысячи рублей на его строительство. 31 июля 1943 года экипаж танка погиб в бою на Орловско-Курской дуге. В 1970-х годах в память о героизме членов экипажа учащимися школы № 39 Челябинска были собраны средства на строительство трактора «Пионер».

Хроника войны глазами танкиста

После в войны Аркадий Георгиевич Ходов был фотокором «Челябки». А во время войны — командиром танка. Участвовал в битвах за Москву, на Курской дуге, освобождал Украину, Польшу, штурмовал Берлин. Отважный танкист награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы».

А еще он всегда с собой носил фотокамеру. А потому и дошли до нас уникальные снимки — хроника войны глазами Аркадия Ходова...

Первые его фронтовые фотографии были сделаны 5 ноября 1941 года во время боев под Каширой. Вскоре их увидел весь мир: под заголовком «Разгром немцев под Москвой» они экспонировались в том же году на выставке в Москве.

Как признавался сам Аркадий Ходов, самый ценный мешок с негативными пленками сгорел на Курской дуге. Бомбить их стали тогда, они из танка выпрыгнули, побежали прятаться. А в танк попал снаряд, он вспыхнул, и мешок танкиста-фотографа загорелся.

Были среди его снимков особенные. Ехали они как-то по заснеженной степи в Подмосковье. Видят — немцы сидят, будто на привале. Пальнули по ним из пушки! А они как сидели, так и сидят! Подъехали ближе, смотрят, а немцы-то все заледенелые, у кого-то сигарета в руках, у кого-то — стакан. Но и этому снимку, видно, суждено было сгореть под Курском в танке...

В предпоследний год войны Аркадию Ходову довелось стать свидетелем, быть может, самого страшного преступления в истории человечества. С помощью своей фронтовой камеры он зафиксировал то, что увидел в Майданеке — первой фабрике смерти, которая предстала перед глазами советских солдат в июльские дни 1944 года. Здесь погибло более сотни тысяч поляков, советских военнопленных и участников Сопротивления из многих стран Европы.

Его называли заговоренным

В РККА Николай Агеевич Бех был призван еще за три месяца до начала войны — в марте 1941 года. Так из учителя начальных классов за короткий срок он стал танкистом.

Уже в августе из их полка отобрали человек двести. Среди них, необученных, был и он, сельский учитель, никогда не имевший к технике никакого отношения. Отправили в учебный батальон в Сталинград, где тогда еще выпускали танки Т-34. Каждый день ходили на завод, который к тому времени назывался уже танковым, и вместе с рабочими своими руками собирали новые «тридцатьчетверки». Такой была их наука освоения танков: днем — в учебном батальоне, вечером — на заводском конвейере.

И через два месяца на этих же танках они отправились прямо под Москву. Бех был пулеметчиком-радистом.
Однажды они освобождали сразу три деревни. Когда заезжали в одну из них, в головной танк, в котором ехал командир роты, попал снаряд.

— Мы все затормозили, — вспоминает Николай Агеевич. — Экипаж из того танка повыпрыгивал, а сам танк вдруг с места рванул в деревню, в самый тыл к немцам.

И ехал он так, пока не уперся в большую сосну на окраине деревни. От удара очнулся оглушенный башенный стрелок Саня Кулаков. Он-то потом и рассказал, что механик в танке оставался сидеть на месте. Бомба попала прямо в люк и оторвала ему голову. А ноги оставались прижатыми к педалям, их словно заклинило. Так он и ехал по всей деревне, наводя ужас на немцев. А мы смеялись: «Ну, Саня Кулаков, молодец! Один освободил деревню!»

В Сталинграде он был уже механиком-водителем.

— Одна из атак немцев была такой оглушительной, что наши чуть было не обратились в бегство, — вспоминает Бех. — Еще немного, и началась бы паника. И тут раненый полковник Вовченко дал команду: выставить на башнях танков знамена с изображением Ленина и Сталина. Такое же знамя со Сталиным появилось и на нашей башне. Мы рванули вперед. Глядим — за нами развернулись и другие танки. Ожила и пехота! Зазвучало громогласное «Ура-а-а!» И тут уж среди немцев началась паника: контратака для них оказалась совершенно неожиданной. Правда, в том бою наши понесли большие потери. Но что ни говори, а знамена сыграли свою роль, и уже через полчаса немцы бежали!

После Сталинграда была Курская дуга. Потом были битвы за освобождение Украины, Белоруссии, Румынии.
Удивительно, но Николая Агеевича, побывавшего в самых страшных битвах Второй мировой, война пощадила: ни одной царапины! Хотя его танки не раз подбивали прямой наводкой. Однополчане удивлялись: «Заговоренный!»

После войны Николай Агеевич окончил Челябинский пединститут, работал в обкоме партии. Оттуда его направили в систему МВД, 12 лет был замполитом Центрального РОВД Челябинска. Уже выйдя на пенсию, возглавлял службу охраны завода «Оргстекло».

Поделиться

Вчера | 15:11
На Южном Урале впервые проходит форум креативных индустрий

В регион приехали эксперты из креативного бизнеса, люди, чьи имена и бренды знает вся Россия.

Вчера | 11:47
В Челябинске больше детей смогут получать бесплатное питание

Список получателей этой меры соцподдержки дополнен по решению депутатов Челябинской городской Думы.

20.05.2021 | 12:56
Челябинский учитель истории считает, что школам не нужны учебники без героев

Министерство просвещения проведет полный анализ всех учебников истории. Об этом заявил глава ведомства Сергей Кравцов в ответ на критику президента Владимира Путина, прозвучавшую в рамках послания Федеральному собранию.

15.05.2021 | 09:06
В «Ночь музеев» челябинцы увидят питерское кино и научатся делать «зин»

В субботу, 15 мая, Челябинский музей изобразительных искусств будет работать с полудня до полуночи.

Новости   
Спецпроекты