Благодарность от Сталина. В НКВД ему сказали: «Или расстреляем, или служи!»
Мы продолжаем рубрику «Пастыри», героями которой становятся самые яркие представители челябинского дореволюционного православного духовенства.
-
Век Задориных. Хроники первого настоятеля Челябинской крепости
-
С крестом на расстрел. В памяти челябинцев Дмитрий Неаполитанов остался талантливым миссионером и добрым духовником
Дурная примета?
Сегодня Свято-Симеоновский собор является главным храмом Челябинской и Златоустовской епархии.
Все годы своего существования храм в честь праведного Симеона Верхотурского чудотворца служил Богу и людям.
Интересный факт в биографии собора: спустя несколько лет после постройки, примерно в конце 1889 года, его высокая колокольня обрушилась во время бури. Многими это событие было воспринято как дурной знак. Тем не менее через год колокольню восстановили. И всей своей последующей историей храм опроверг дурную примету. Построенный в конце XIX века как кладбищенская церковь, мало заметный среди других храмов, он стал волею Божией единственным действующим в Челябинске в тяжелейшие годы испытаний. Одним из пастырей в ту нелегкую годину довелось стать отцу Сергию Ашихмину.
Из священников в чиновники
Родился будущий благочинный 18 июня 1893 года в селе Ивановском Верхотурского уезда Пермской губернии в семье священника. В 1911 году окончил Екатеринбургского духовное училище, затем экстерном сдал экзамены на звание учителя двухгодичной школы министерства народного просвещения. С 1913 года служил псаломщиком в селе Улугушском Катайского района. В 1916 году женился на А. Бахматовой. В тот же год епископом Екатеринбургским и Ирбитским Серафимом был рукоположен в сан диакона.
С 1918 года служил в церкви села Шутихинского. В 1922 году архиепископом Свердловским и Ирбитским Григорием рукоположен в сан священника и переведен в село Дубасовское.
И как же все-таки судьба играет человеком!
С 1932 года бывший священник вдруг оказался на гражданской работе. В 1936 году он переехал в Челябинск. Но и здесь он пошел служить отнюдь не в храм, а устроился на работу… инспектором в облпотребсоюз. И только в 1941 году митрополитом Московским и Киевским Николаем (Ярушевичем) отец Сергий был назначен настоятелем Свято-Симеоновского храма в Челябинске, а также благочинным церквей Челябинской епархии.
По данным Татьяны Чумаченко, произошло это в августе 1941 года, но согласно послужному списку самого протоиерея Сергея Ашихмина это событие относится к 13 ноября 1942 года.
Жернова репрессий
В нелегкое время заступил на пост настоятеля Свято-Симеоновского храма отец Сергей Ашихмин. Еще за четыре года до этого, в 1937 году, в стране начались массовые репрессии. В Уфе постановлением тройки УНКВД по БАССР от 21 ноября 1937 года расстреляли архиереев Сергия (Корнеева) и Григория (Козлова). В Свердловске был расстрелян григорьевский митрополит Петр (Холмогорцев), а в Кургане — обновленческий архиепископ Константин (Прокопьев). В конечном итоге в 1939 году в Советском Союзе осталось всего четыре действующих архиерея: два будущих патриарха — митрополиты Сергий (Страгородский) и Алексий (Симанский), митрополит Николай (Ярушевич) и архиепископ Сергий (Вознесенский).
На Урале в 1937-1938 годах было репрессировано 10 обновленческих архиереев. Все они были расстреляны.
В сентябре 1937 года был арестован настоятель автокефальной Симеоновской церкви протоиерей Василий Хлопотов по обвинению в контрреволюционной деятельности. Постановлением тройки УНКВД по Челябинской области от 4 ноября 1937 года он был приговорен к высшей мере наказания и уже через 12 дней был расстрелян. В те же дни были арестованы священник автокефальной Симеоновской церкви Николай Евладов, иеродиакон Иоанн Тимофеев.
Всего по делу проходило 9 человек, из них пять священнослужителей. По постановлению все той же тройки УНКВД по Челябинской области от 15 ноября 1937 года все арестованные были приговорены к расстрелу. За считанные дни некогда процветавшая община Свято-Симеоновского храма была полностью обескровлена…
Субботники от протоиерея
Период с марта 1941 года по 1942 год, когда отец Сергий пришел служить в Свято-Симеоновский храм, является малоизвестным. Почти не сохранилось документов, подтверждающих достоверность рассказов прихожан-старожилов.
Впрочем, сохранились отдельные воспоминания некоторых очевидцев, заслуживающих доверия. Так, по словам Зои Ивановны Родионовой, в 40-х годах жившей в семье Ашихминых, отца Сергия в 1941 году «вызывали в НКВД, приказали восстанавливать и открывать Симеоновскую церковь». Супруга из страха перед репрессиями не пускала его. Но «приказали: или расстреляем, или служи». Рядом с церковью был сенной базар, где по воскресеньям торговали скотом и сеном.
Как вспоминают верующие, приходилось самим разгребать мусор, восстанавливать храм. Подавал пример и воодушевлял на этот труд сам отец- настоятель — протоиерей Сергей Ашихмин, который организовывал что-то подобное субботникам.
В Фонд обороны
Летом 1942 года издательство Московской Патриархии выпустило в свет книгу «Правда о религии в России». Необходимо было показать, что церковь в Советском Союзе жива и занимает активную патриотическую и антифашистскую позицию.
На страницах того уникального издания были собраны патриотические послания к пастве митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича), а также послания и проповеди из разных епархий. Среди них было и письмо из Челябинска «За скорую победу над врагом», написанное протоиереем Сергеем Ашихминым. Настоятель призывал отдать все силы для победы русского оружия: «Для ускорения часа освобождения Русской земли от врагов не покладая рук работают все, в ком горит огонь пламенной любви к своей Родине… На укрепление нашей Родины по постановлению церковного совета мы внесли 40 тысяч рублей и в дальнейшем будем помогать Отчизне всем, чем каждый из нас может».
Таким образом, единственная на тот момент православная община Челябинска при Свято-Симеоновском храме внесла свой вклад в Победу. До мая 1944 года духовенство и прихожане Симеоновского храма сдали в Фонд обороны СССР 80 тысяч рублей, община приобрела облигации денежно-вещевой лотереи на 100 тысяч рублей. Всего за годы Великой Отечественной войны прихожане Симеоновского храма собрали 696 тысяч рублей в Фонд обороны, приобрели облигаций различных займов более чем на 100 тысяч, сдали серебра в изделиях 6500 граммов, золота 269 граммов. Настоятель церкви протоиерей Сергей Ашихмин за свою патриотическую, проповедническую и организаторскую деятельность получил две благодарности лично от Сталина и был представлен к медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.».
Взлет карьеры
Настоящий взлет карьеры у отца Сергия произошел в последний год войны.
16 ноября 1945 года епископом Свердловским Товией он назначен председателем Челябинского епархиального управления. При этом он был членом Поместного собора Русской православной церкви в 1945 году.
Однако уже через год, 3 мая 1946 года, протоиерей Сергий вновь пошел на понижение и был переведен в село Юго-Коневское Багарякского района. 11 сентября того же года стал настоятелем церкви в Копейске, а 22 октября 1947 года — настоятелем Михаило-Архангельской церкви в Магнитогорске.
Через два года снова старт вверх. 13 января 1949 года епископом Челябинским Алексием назначен благочинным 2-го округа Челябинской епархии. 19 февраля 1952 года епископом Свердловским Товией определен к Казанско-Богородицкой церкви города Карталы. С 1956 по 1959 год протоиерей Сергий находился за штатом по болезни. Последним местом его служения был небольшой приход Никольской церкви города Пласта.
Поделиться