Сергей Кремлев: «В этом году во время проведения диспансеризации рак был выявлен у 1200 южноуральцев»

14 Декабря 2016 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Сергей Кремлев: «В этом году во время проведения диспансеризации рак был выявлен у 1200 южноуральцев»

Зачем проходить диспансеризацию, как много южноуральцев заражены ВИЧ-инфекцией, как правильно себя вести, чтобы не умереть от инсульта и инфаркта, какие новые медучреждения будут построены в следующем году — об этом и не только рассказал министр здравоохранения Челябинской области Сергей Кремлев в итоговом интервью «ЮП».

Не упустить «золотой час»

— Сложно выделить из всех направлений работы системы здравоохранения одно главное. И все же, на ваш взгляд, какое событие в этом году было самым важным?

Минздрав_Кремлев-Сергей.jpg— В первую очередь я бы сказал об открытии перинатального центра. По президентской программе новые медицинские объекты строятся в 30 территориях страны, в том числе в Челябинской области. У нас будет 32 перинатальных центра. Девять из них уже введены в эксплуатацию. В новом перинатальном центре в Челябинске, рассчитанном на 130 коек, выделено 18 реанимационных коек для новорожденных детей. С 1 октября 2016 года в медучреждении приняли более 1000 родов. В 20 % случаев рождались недоношенные дети, дети с экстремальной массой тела. Теперь главное — правильно организовать работу, чтобы все женщины из группы высокого риска рожали там. Это необходимо для снижения показателей детской и материнской смертности.

— Какие заболевания вызывают сегодня самую высокую смертность в Челябинской области?

— Смотрите: в Европе на первом месте находятся онкологические заболевания, на втором — сердечно-сосудистые. У нас наоборот. Во всем цивилизованном мире сердечно-сосудистые заболевания считаются управляемыми. Здоровый образ жизни и правильное применение назначенных препаратов позволяют снизить риск развития инфаркта и инсульта. У нас же все по-другому. Народ терпеливый: будет работать до упора, а если что-то заболит, терпеть до последнего. В итоге пациенты с инсультом и инфарктом поступают к нам через сутки-двое после начала приступа. Существует такое понятие — «золотой час». Это то непродолжительное время от начала инфаркта, когда мы можем спасти пациента в 100 % случаев. А если по дороге в больницу ему еще поставят тромболитики, то время на спасение увеличится до 4-5 часов. Но, к сожалению, не все наши пациенты это понимают, поздно обращаются в скорую и в итоге поступают в больницу тогда, когда медики уже просто не в силах их спасти.

— Поможет ли введение новой онкополиклиники снизить смертность от раковых заболеваний?

— Старая поликлиника рассчитана на 250 посещений в день. Ежедневно туда приходит порядка 500 пациентов. То есть перегруженность — в два раза. Новая поликлиника обеспечит 750 посещений в день. Дополнительные приемы будут вести маммологи, урологи, химиотерапевты. Мы надеемся, что это поможет ликвидировать очереди и сократить время ожидания с 10 дней в два раза. Объект планируем запустить в эксплуатацию осенью 2017 года.

— Насколько остро стоит проблема распространения ВИЧ-инфекции? Одни специалисты говорят об эпидемии, другие — о том, что масштабы проблемы преувеличены. Как обстоит ситуация в Челябинской области?

— Смертность от паразитарных и инфекционных заболеваний остается серьезной проблемой. И в первую очередь это связано с ВИЧ-инфекцией. К сожалению, мы входим в первую десятку регионов, в которых это заболевание получило серьезное распространение. Общее количество ВИЧ-инфицированных с момента обнаружения первого заболевшего — более 42 000 южноуральцев. Примерно 9 000 из них умерли. И это только официальные данные. Получается, что практически каждый 100-й житель Челябинской области является носителем ВИЧ-инфекции. Смертность же растет за счет того, что многие просто не лечатся: либо не хотят, либо не знают, что заражены. При этом у нас есть препараты, принимая которые человек будет жить и умрет не от ВИЧ-инфекции.

— Антиретровирусную терапию получают все носители ВИЧ-инфекции независимо от стадии болезни или только по определенным показаниям?

— К 2020 году мы должны лечить 90 % тех, кто стоит на учете. Но есть проблема с приверженностью к лечению. В 54 % случаев заражение ВИЧ-инфекцией происходит при употреблении внутривенных наркотиков. Остальные 46 % — это половой путь передачи. Причем в этой категории 60 % заразившихся — женщины. И что зачастую происходит? Пациент узнает, что у него ВИЧ, ему прописывают порядка 10 препаратов, которые нужно принимать ежедневно, и он отказывается, ведь самочувствие нормальное. Более того, некоторые заявляют, что этой инфекции вообще не существует, что все это придумали врачи, чтобы обогатить фармацевтические компании… Люди неправильно относятся к этим серьезным вопросам. Некоторые не понимают, что лечение должно быть непрерывным, так как, если его прервать, потом придется лечить пациента более сложными и более дорогими препаратами. А в это время у нас не эпидемия, а пандемия, потому что полмира охвачено этой болезнью.

Плевать на здоровье?

— Непросто заставить людей и проходить диспансеризацию...

— Мы проводили одно исследование: брали группу людей и устраивали «массированную атаку» — рассылали им SMS-оповещения о необходимости пройти диспансеризацию, предлагали удобное для этого время. В итоге откликнулось всего 8 % из данной группы. Остальным, получается, наплевать на свое здоровье?

Чаще всего в ходе диспансеризации выявляются гипертония, сахарный диабет, онкологические заболевания. При этом в 75 % случаев рак обнаруживается на первой или второй стадиях, когда мы еще можем вылечить человека. В этом году во время проведения диспансеризации рак был выявлен у 1200 человек. В случаях же, когда же пациенты обращаются к нам сами, не по причине диспансеризации, болезнь у них, как правило, обнаруживается на третьей или даже четвертой стадии, когда ситуация гораздо сложнее. Поэтому я призываю всех жителей Челябинской области: диспансеризацию проходить нужно.

— Дает ли положительный эффект проведение профилактических мероприятий?

— Могу ответить на примере вакцинации против гриппа. Во время двухдневной акции, которая проходила в нескольких торгово-развлекательных комплексах, мы привили столько же людей, сколько за один день прививаем во всех поликлиниках города. И вот что интересно: в торговых центрах люди были готовы ждать по несколько часов, чтобы привиться, хотя в поликлинике они могут сделать это без очереди. То есть опять работает наш странный менталитет. Хотя, конечно, хорошо, что люди откликаются на профилактические акции, для этого они и проводятся.

Другой пример массовых мероприятий — акции экспресс-тестирования на ВИЧ, которые в уходящем году проводились очень активно. С начала года прошли уже 22 акции, в ходе которых тест сдали 5450 человек.

— На чем усилия министерства здравоохранения региона будут в первую очередь сосредоточены в 2017 году?

— Основная наша задача — правильно организовать работу. Мы завершаем передачу муниципальных учреждений в государственную собственность, начинаем выстраивать вертикаль, которая была утеряна, когда некоторые учреждения здравоохранения ушли в ведение муниципалитетов и начали вариться в собственном соку. Я не хочу сказать, что это плохо. Есть примеры, когда учреждения стали работать лучше. Но это происходит там, где есть грамотные руководители муниципалитетов и главврачи. Есть откровенно слабые больницы, которые просто перестали работать, потому что с них никто ничего не спрашивает.

Мы понимаем, что в рамках этой работы придется объединять многие больницы. Это, естественно, вызовет негативную реакцию, вопросы. Но есть определенные порядки. В хирургическом отделении, к примеру, должно быть не менее 30 коек. Когда же в больнице всего 5 коек и проводится одна операция в месяц, в этом отделении нет смысла.

Продолжим работать над решением проблемы оказания первичной медицинской помощи. Жалобы и обращения ведь идут не из стационаров. Там все хорошо: пациент поступил, ему сделали операцию, спасли, выходили, он уходит благодарный. А вот когда пациент каждый день приходит в поликлинику, а перед ним в очереди в регистратуру сто человек и к специалисту невозможно попасть, это другое.

Но зачастую проблема не только в организации работы. Возьмем, к примеру, северо-западный район. Там три поликлиники: пятая муниципальная и поликлиники третьей и четвертой областных больниц. Во всех трех мощности превышены в разы, потому что на всех жителей огромного района, который активно строится, поликлиник и врачей не хватает. И как бы мы ни исхитрялись, очереди мы там вот так сразу не уберем. Но какие-то меры мы принимаем: купили офис врача общей практики, выделили деньги на еще один. Сделаем из него мини-поликлинику. Также запланировано строительство большой поликлиники в районе улицы Героя России Родионова, недалеко от кардиоцентра, на 1800 посещений в смену для взрослых и детей. Так что этот вопрос мы без внимания не оставим.

Поделиться

Вчера | 18:53
Какие улицы попросили отремонтировать жители Челябинска

Алексей Текслер объехал проблемные дороги областного центра.

Вчера | 16:03
Бизнес на обочине. На М5 закрыли проезд к незаконным строениям

Южноуральские дорожники ликвидировали доступы к самостроям и незаконным придорожным объектам вдоль федеральной магистрали.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты