Первый окунь. Челябинцы отправились на рождественскую рыбалку

10 Января 2017 Автор: Павел Прокопьев Фото: Вячеслав Шишкоедов
Первый окунь. Челябинцы отправились на рождественскую рыбалку

— Смотри не спи, заворачивай! — пихнул я в бок Яху-рулилку, когда впереди показались раскрытые садовые ворота. — Не тормози, давай быстрей проезжай, покудова сторож спит…

Купаться запрещено

Раннее январское утро хотя и подсвечивалось придорожными фонарями Курганского тракта, но горизонт уже был светел, а значится, к озеру мы прибыли в самый раз. Дело в том, что первоозерный окунь весьма капризная рыбешка и кормиться предпочитает по утрам. Затем ближе к 11 часам активность его спадает, и, чтобы продолжить ловлю полосатого, уже приходится не сидеть на лунке, а заниматься поиском окуневых скоплений, то есть бегать с буром наперевес. Поэтому те рыбачки, которые, выспавшись, появляются на озере ближе к обеду, как правило, возвращаются домой с пустым рыбьим мешком. В общем, тем, кто рано встает, боженька раздает. Остальным, как водится, в следующий раз…

Вскоре, едва вмещаясь в узкие проулки садового товарищества, мы вырулили к берегу, где благополучно и пришвартовались к забору. «Оля дура!» — гласила заборная надпись, что говорило о вполне обычных «добрососедских» отношениях здешних мичуринцев. Что ж, им морковку садить, а нам рыбку ловить. Пусть сами себе разбираются…

— Все, теперь по-быстрому делаем ноги, пока сторож не прибежал, — впопыхах разгружая багажник, подгонял я Яху. — Нет, ну надо же, мамкин пропуск в сад дома забыть. Лучше бы ты голову свою в тумбочке оставил…
 
Ну да ладно, сады садами, а озеро другое дело. Как известно, озеро Первое не отличается чистотой своих вод, ибо это самый первый и главный накопительный отстойник. Так сказать, промышленная сливная яма, где (из рекомендаций) не то что рыбу употреблять в пищу, а даже купаться запрещено. Запрещено-то запрещено, да заканчивается это слово на но! Но-но-но-но…
 
А что тогда делать нашему крестьянину на Руси, ежели мы все будем соблюдать «здоровые» инструкции? Куда нашему брату-рыбачку податься, ежели весь Южный Урал — это одна большая промышленная кузница с выбросами и отходами? На Гаити на рыбалку отправиться? Так у нас зарплат таких отродясь не бывало. А может быть, на Луну за космическим окунем? Так туда маршрутки не ходят! Да и наш организм, привыкший к уральской «ауре», здоровой пищи может не выдержать и отравиться! Так что указы указами, а рыбалка по распорядку: как ловили, так и будем рыбку ловить в тех местах, где бог нас определил. Да и к тому же испокон веков здешнюю рыбку кушаем и не крякаем. Так что отстойник не отстойник, а рыбка из него в ухе вполне съедобная, во всяком случае, для здоровья нашего сурового уральского рыбака!

Окружаем лунками

Через 50 метров от берега стали появляться чьи-то недавние (вчерашние) лунки, что говорило о том, что мы здесь не первые, хотя и хотели таковыми быть.

Место рыбалки, которое нам присоветовали, находилось в 100-150 метрах от берега, а потому уже через пять минут мы расчехляли буры.

— Так, дорогой! — развернув бур, я разглядывал будущее поле боя. — Ты с правого фланга лунками окружай, а я буду влево рассверливать и центр. Да смотри, не жмоться! В каждое озерное окошко сыпь по горсточке мормыша. А то знаю я тебя, Яшку по имени Скрудж.

Вскоре работа закипела, и через полчаса на снежной целине появились десятка два лунок и от них столько же небольших горок снега, как будто здесь только что побывала целая стая озерных кротов…

При ловле окуня в зависимости от рельефа дна (наличия травы) самый первый обход лунок обычно я совершаю либо с балансиром (блесной), либо с балдой. Утро раннее — рыба активная, поэтому окуню приманку можно предложить покрупней. Однако начнем…

Невысокий подброс — пауза. Снова резкий невысокий подкид — и восьмисекундное ожидание. Такова нехитрая техника ловли балдой…

Первая поклевка случилась уже на третьей лунке. Сторожок после короткого встряхивания резко пригнуло, и я подсек…
 
Так как леска на балде довольно грубая (0,2), то большого душевного напряжения от вываживания рыбы нет. Просто тянешь в скоростном режиме, чтобы рыбка не соскочила с крючка, и вся недолга. Через пару секунд (глубина 2 метра) из лунки выскочил изогнувшийся 100-граммовый окушок, тут же раззявил пасть и соскочил с крючка.

— Ишь ты, дурилка картонная! — ухмыляясь, сунул я добычу в ведро. — Так и норовит от сковородки сбежать…

Вольфрамовая дробь

В течение часа некрупный окунь (до 150 граммов) проклевывал почти на всех лунках: где две-три штучки удавалось выдернуть за раз, а где и с пяток. Яха, который бегал от меня в стороне, тоже чего-то полавливал, но уже ближе к десяти часам рьяность рыбы заметно снизилась, и, спрятав балду, я взялся за мормышку, свою излюбленную снасть…

Так как окунь на Первом озере довольно капризная рыбка, мормышечная оснастка должна быть очень «вежливой»: тонкая леска «паутинка» (0,08 мм) и мормышка — вольфрам. Лучше всего использовать шарообразную или каплевидную формы, желательно малых размеров и темных цветов. Хотя, конечно, это не главное. Как и в любой рыбалке, самое главное — рыбку найти! А что для этого надобно? Правильно! Рабочий бур, желательно небольшого диаметра (100-110 мм), чтобы сверлить легко и много, а также здоровье и трудолюбие. Ибо, как говаривал великий Ленин (почти): чтобы быть с ухой, батенька, рыбку нужно искать, искать и еще раз искать!

…Насадив на мелкую вольфрамовую дробинку пару бордовых личинок, опускаю все это хозяйство в лунку и, вежливо постучав мормыхой о дно, начинаю нескорый подъем. Все выше, и выше, и выше, и вдруг — цап-царап — есть такое дело! Рыбку в ведро, мотылька на крючок, и снова в лунку. И опять только мормышка оказывается в полводы, как сторожок — тюк! — и пригнулся. Подсечка, и полосатик в ведре…

Три рыбки поймано, и тишина. Подбрасываю горсточку мормыша и поспешаю к следующей лунке. Затем к третьей, четвертой — везде почти сразу поклевки, только полосатый «урожай» успевай складывать в ведро…
 
Почти час пролетел одной минутой, но через час как по команде окунь всем скопом отправился куда-то на дальний кордон. Да уж, вот тебе и окуневый Клондайк! А казалось, все так хорошо начиналось!

Вскоре, очистив от шуги последнее окно круга, запускаю туда свою «утонченную» снасть, но после пятиминутной попытки общения ее обитатели так и не показались. Мол, прикормку можете бросать, но нас здесь никого нет…

Ведро полосатиков

В том и заключается хитрость полосатых обитателей Первого озера, что после поимки рыбки с «первого круга» повторный заход на те же самые, казалось бы, прикормленные лунки уже мало чего дает. Как будто подо льдом внезапно объявили тревогу, и вся рыба попряталась по углам. Что ж, придется снова брать бур и засучить рукава…

— Ну что, Яхонтовый! Все чертей баламутишь своей балдой? — сделав и прикормив еще пяток лунок, чтобы перевести дух, я подошел к товарищу, который, несмотря на отсутствие поклевок, упорно не желал ни место менять, ни свою любимую снасть. — Уже даже на мормышку не ловится, не то что на твое «дубье»! Ты бы еще живца насадил…

— Надо будет — клюнет, — буркнул дружок, продолжая искусственной приманкой стучать о дно…

Да ладно, вольному воля. А мы продолжим — посмотрим, что там на луночном свежачке…

И снова, едва мормышка с насадкой оказалась у дна, лавсан на конце шестика вздрогнул, и его пригнуло. Вежливая подсечка, два взмаха руками, и из лунки появился изумрудный претендент на рождественскую уху. Ну здравствуй, мил человек, с Новым годом тебя!

Солнце по небу бежит, в дом родной наш путь лежит…

После обеда утренний морозец спал, противный восточный ветерок стих, но вечера мы дожидаться не стали. А зачем? Полосатого улова почти с ведро, и себе, и родне хватит, а бегать до вечера и вымучивать по одной штучке с лунки стало лень. Да к тому же сегодня с соседями собирались продолжить рождественский сабантуй, так что надо еще успеть как в «Бриллиантовой руке»: кофе, ванну принять…

— Эй, Яха! Сворачивай свою путину, — подматывая леску на катушку удочки, прикрикнул я на дружка, который в ожидании поклевки над лункой сидел как сыч. — Поехали давай, дома уже стол накрыт. Сейчас приедем — клюнем!

…Как хорошо, когда до дома даже не рукой, а в полруки подать! Уже через полчаса я выгружался возле подъезда: бур, рюкзак, а главное, ведро, почти полное обмороженных окуней. А как вы хотели? Зима не лето, потому и улов с виду таков! Главное, что теперь наваристое лекарство от праздничных излишеств у нас есть. Ибо даже помирающие (по Чапаю) всегда просят ухи…

Поделиться

Вчера | 15:11
На Южном Урале впервые проходит форум креативных индустрий

В регион приехали эксперты из креативного бизнеса, люди, чьи имена и бренды знает вся Россия.

Вчера | 11:47
В Челябинске больше детей смогут получать бесплатное питание

Список получателей этой меры соцподдержки дополнен по решению депутатов Челябинской городской Думы.

01.11.2019 | 12:11
Лебяжьи караси. Где челябинские рыбаки закрывали летний сезон

«Дядь, а дядь! Закурить дай!» — детским нарочитым баском как-то внезапно раздалось позади меня, я обернулся и… Передо мной стоял пацан лет десяти в грязной фуфайке с облезлым кнутом в руках, и из-под большущей старой кепки с наглецой щурились на меня глаза.

04.09.2019 | 14:46
Бутерброд для карася. Как челябинские рыбаки ловили в зарослях Мыркайского озера

«Мужик! Эй, мужик, как тут в библиотеку пройти?» — Голос был странным, злым и нудным, да еще и как будто звучал из-под земли. «Ну че, мужик, где тут книжки дают?» — неестественный зубодробительный тембр вопрошающе сверлил мозг.

Новости   
Спецпроекты