Андрей Трушников: «Кто занимался чистой журналистикой, дохнут из-за отсутствия денег, те, кто чистым бизнесом, — из-за отсутствия аудитории»

13 Января 2017 Автор: Елена Николаева
Андрей Трушников: «Кто занимался чистой журналистикой, дохнут из-за отсутствия денег, те, кто чистым бизнесом, — из-за отсутствия аудитории»

Сегодня День российской печати. Многие южноуральские медиа подошли к нему с набором серьезных проблем, зашоренным мышлением из прошлого и неясными перспективами, считает Андрей Трушников, главный редактор газеты «Южноуральская панорама».

Трушников Андрей.jpg— Можно, конечно, кивать на суровое время, непонятливую или обидчивую власть и испортившегося читателя. Мы, журналисты, зачастую так и делаем. Потому что действительно и время непростое, и власть к СМИ не всегда участлива, и читатели совсем не те, что ранее. Но вместе с тем именно мы, по моему глубокому убеждению, во многом виноваты и в первом, и во втором, и в третьем.

А уж к системному кризису медиа мы имеем самое непосредственное отношение. И я сейчас не говорю о попираемой свободе слова или сделках с совестью, на что так любят кивать, говоря о современной российской журналистике. Я говорю о профессиональных просчетах.

Просчет первый — образование. Дело даже не в его базовой составляющей. Вопрос спорный, насколько качественных молодых журналистов выпускают сегодня профильные факультеты вузов: какие-то медиа полученная ими база устраивает, какие-то нет. Мне видится куда большей проблемой отсутствие развитой системы профессиональной переподготовки журналистов. Даже хорошо обученный студент при стремительном развитии медиатехнологий, которое происходит сегодня, через год-два нуждается в переформатировании профессиональных мозгов. Что говорить о тех журналистах, для которых соцсети до сих пор видятся лишь местом для любования фотографиями подряхлевших одноклассников и для постов с котиками. Но централизованной системы переподготовки журналистских кадров в нашем государстве нет. Есть многочисленные коммерческие курсы, на которые местные СМИ просто не могут выдернуть деньги из своих отощавших бюджетов. Есть отрывочные, а потому неспособные в корне изменить ситуацию мастер-классы во время различного рода СМИшных фестивалей. Есть горы не проанализированной и не очищенной от профессионального мусора литературы о том, каким должно быть современное медиа.

Многое есть, а, как выясняется, нет ничего. Уверен, что это «ничего» ничем и останется, пока за дело не возьмется государство. Потому что системность в эту работу может привнести только оно. Не общественные организации журналистов, не профессиональные ассоциации и саморегулируемые организации, не одиночки-энтузиасты — только государство. У него есть для этого и ресурсы, и база, и методики с технологиями. А главное, у него есть для этого мотив. Ибо именно государственная машина в результате столкнется с проблемами, когда профессиональные медийщики полностью упустят из рук нить, информационно связывающую между собой власть и общество. Создав систему профессиональной подготовки медиакадров, государство сделает себе не только информационную прививку на будущее, но и даст медиа возможность научиться зарабатывать самим в новых реалиях, не стоя у бюджетных хранилищ с протянутой рукой.

Просчет второй — кивки на старые успехи. Помнится, как-то один из местных воротил игорного бизнеса в частном разговоре сказал мне: «Не дай бог, подойдя к игровому автомату впервые, сразу выиграть, так как более ты никогда не сможешь быть трезвым и адекватным». Я нередко ловлю себя на мысли, что сегодня тяжелее всего тем в медиа, кто в девяностых и начале нулевых срывал большие тиражи и аудитории. Они не могут адекватно оценить, что их рецепты успеха тогда не стоят ровным счетом ничего сегодня. Они продолжают нянчиться с подходами как в творческой составляющей, так и в медиаменеджменте, которые сегодня максимум нужно изучать в курсе «История журналистики» и восхищаться ими, проходя вдоль музейных витрин. В результате бывшие колоссы с грохотом оседают, так и не поняв, откуда в их ногах оказалось так много глины.

Просчет третий: медиа — это сегодня не просто оплот свободы слова и не просто бизнес. Это нечто третье, находящееся между двумя этими моделями развития. Те, кто занимался чистой журналистикой, дохнут из-за отсутствия денег. Те, кто видел в медиа лишь способ набить карманы, отправляются в мир иной из-за отсутствия аудитории. Нам необходимо найти золотую середину, в которой будет работать и не противно, и не голодно.

Все ли это просчеты? Нет. Их много — больших и малых. И еще эти просчеты совершенно не говорят о том, что в современных медиа работают бездари и неудачники. Ошибки были, есть и будут всегда. Просто их необходимо уметь не только совершать, но и исправлять. Главное — делать это вовремя.

Анкета эксперта: Трушников Андрей Николаевич

Поделиться

Вчера | 11:51
Казачья деревня. Оренбургское казачье войско отметит 450-летие

К этой дате в Челябинске переиздана книга Михаила Голубых «Казачья деревня». Это этнографический труд, в нем детально исследованы жизнь и быт казаков поселка Тимофеевского середины 1920-х годов.

Вчера | 10:26
В Челябинске очистят реку Миасс и Шершни

Уже исследованы наиболее донные отложения и водозаборы. Готовится программа, как работать с ними.

11.08.2021 | 12:28
Ученые ради туризма оценят состояние достопримечательностей горнозаводской зоны Южного Урала

В рамках проекта «Открытая экспедиция» в настоящий момент по Большому Уралу работают несколько сотен ученых, краеведов и путешественников. Часть из них высадится десантом в горнозаводской зоне Челябинской области.

26.07.2021 | 12:11
Почему, чтобы развить туризм, уральским регионам нужно перестать конкурировать

Новый национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» предусматривает развитие туриндустрии в рамках 12 макротерриторий, и глава Ростуризма Зарина Догузова уже анонсировала начало разработки мастер-планов по трем из них — Крыму, Дальнему Востоку и Золотому кольцу.

Новости   
Спецпроекты