Бродим недалече. В чем прелести и опасности туров выходного дня

2 Июня 2017 Автор: Сергей Доронин Фото: из личного архива Ольги Сукиновой
Бродим недалече. В чем прелести и опасности туров выходного дня

Есть туристы, которые тянутся к пляжам на морских курортах, есть те, кто полцарства отдаст за то, чтобы побродить по паркам Версаля… Но от Южного Урала что до французских достопримечательностей, что до морского песка рукой не подать, а отдыхать время от времени нужно хоть по чуть-чуть. В этом и кроется потенциал туризма выходного дня.

Как максимально нахвататься впечатлений за предельно короткое время — в разговоре с Ольгой Сукиновой, в будни главным редактором еженедельника «Metro Челябинск», а в выходные — любителем закинуть за плечи рюкзак и отправиться по южноуральским дорожкам.
 
— Есть путешественники-профессионалы, есть одноразовые туристы, ты, насколько я понимаю, находишься где-то между этими двумя группами. Что и кто может заразить тебя идеей отправиться в очередной поход?

— На самом деле, меня можно тоже назвать одноразовым туристом, мои вылазки, к сожалению, не регулярны. Тут должно совпасть слишком много факторов, и самое главное — выдаться свободное время. Но в последнее время я отмечаю, что туризм выходного дня получает колоссальное развитие в Челябинской области. В соцсетях множество групп: пешеходных, велосипедных, спелеологических, как для опытных, так и для начинающих... Все расскажут: как рюкзак собрать, как по погоде одеться, что взять из еды — в общем, если человек захотел выбраться в горы, подышать свежим воздухом, созданы все информационные условия. Особенно это ценно, если среди твоих друзей нет любителей активного отдыха или ты их уже отпугнула 80-километровой велопрогулкой по берегу Увильдов. (Улыбается.) У меня именно такая ситуация. Одна из моих легких на подъем подруг сейчас беременна, то есть из обоймы выпала надолго, в таком случае соцсети становятся настоящим спасением. Тем более что это и обходится дешевле, чем поход с официальной туркомпанией. Хотя тут тонкий вопрос: дешевле, как правило, означает и менее безопасно.

— То есть соцсети можно назвать сегодняшним инструментом мобилизации туристов выходного дня? Как наиболее грамотно искать себе компаньона для похода, чтобы «друг оказался не вдруг», чтобы ваше путешествие прошло не только интересно, но и безопасно?
 
— Соцсети сейчас действительно один из мощных инструментов по объединению людей с разными хобби, в том числе и туристическим. Какие-то общие советы давать трудно. Дело в том, что, как правило, официальная туристическая компания, «Спутник» например, имеет юрлицо, страхует туристов, полностью берет на себя вопросы транспортировки.

Группа во «ВКонтакте» может быть объединением, в котором два-три мальчика просто нанимают микроавтобус с водителем, набирают туристов и увозят их в конкретную точку, где сами и проведут поход. Есть ли у них юрлицо, на которое можно пожаловаться в случае непредвиденной ситуации? Умеет ли их экскурсовод оказывать первую медпомощь? Прошел ли водитель медосмотр, исправно ли транспортное средство? Эти все вопросы остаются без ответа, к сожалению. И пока ты сам не съездишь разок с этой компанией, то не поймешь, стоит ли связываться с ними в дальнейшем.

Я, например, с одной весьма популярной в челябинском «Контакте» группой больше не хожу по двум, казалось бы, простым причинам: у меня в походе разболелась голова, а у инструктора не было даже анальгина (ладно таблетку одолжил один из туристов), и плюс купили тушенку 1-го сорта, я считаю, это непростительно. (Улыбается.) Мясо в походе должно быть, а не какая-то склизкая фигня.
 
Однако второй вариант значительно дешевле. Разница в цене на поход выходного дня, на тот же Таганай, например на Двуглавую сопку, может варьироваться от 700 рублей в группе из соцсети до 1300-1400 у легальной туркомпании.
 
— Я так понимаю, твой туристический интерес в первую очередь сосредоточен на тропах Южного Урала. В какие дебри удалось уже залезть?

— Да, Южный Урал мне очень интересен, и так как я родилась и выросла в Златоусте, там живут мои родители, то златоустовскую часть Южного Урала я знаю очень неплохо: Таганай, Уреньга, Урал-Тау (Александровская сопка). Открытием прошлого года для меня, например, стал Слюдорудник. Оказалось, залезть в заброшенную шахту — это очень опасно, страшно, но безумно интересно.

Я вообще считаю, что индустриальный туризм у нас имеет прекрасные перспективы. Это и Карабаш (суперские апокалиптичные фотографии получаются на фоне торчащих из желтого болота пеньков), и тот же Слюдорудник со своей шахтой, и кыштымский Бали (тоже ведь следствие горной выработки). Интересны очень Черемшанские карьеры близ Верхнего Уфалея. И, конечно, Коркинский разрез. А на песчаном карьере в Тайгинке (это возле Кыштыма) можно сделать фото как из пустыни Сахары…

— Что, по твоему мнению, мешает развитию на Южном Урале туризма выходного дня?
 
— Прежде всего мешает отсутствие самой элементарной инфраструктуры (говорю даже не о дорогах). Вот, например, едешь ты на сплав по Аю. Естественно, каждый остановится посмотреть возле села Сикияз-Тамак, там известный пещерный комплекс. Большая поляна поблизости, где пристают все водники, становятся на ночлег. Ну неужели трудно сделать туалет? В результате те, кто едет весной, еще попадают на нормальную площадку, те же, кто едет в августе, — уже на порядком заминированную. Этой зимой с туркомпанией мы ходили на Нурали (это в соседней Башкирии, недалеко от Миасса). Узкая тропка среди снежной целины — до кустиков не дойдешь, сразу провалишься в сугроб. В результате весь автобус побежал за поленницу крайней избы в деревне. Я бы на месте хозяина этой избы стояла там с косой, ну невозможно, неприлично это.

К инфраструктурным проблемам отнесу и отсутствие разнообразных указателей, разметки на популярных турмаршрутах (за исключением нацпарков, там с этим все хорошо). Ну и в целом у нас низкая культура населения, что сильно раздражает нормальных путешественников. Мусорят, моют ноги в родниках, разводят костры там, где нельзя... Меня больше всего поразила группа туристов из Свердловской области, которые мыли с «фейри» посуду в Тургояке.

— Журналист всегда остается журналистом, редактор — редактором. Флаг челябинского «Metro» над завоеванными хребтами поднимаешь?
 
— Увы, нет. Наверно, потому, что не воспринимаю походы по Южному Уралу как покорение каких-то особенных высот. По мне, это обычная вылазка в лес, которая просто требует рюкзака побольше.

— А сама газета что-то предлагает любителям активного отдыха на своих страницах?
 
— Конечно. К примеру, мы уже второе лето проводим фотоконкурсы среди читателей, призом в которых является сертификат на тур выходного дня от спонсора (в одном из ближайших номеров как раз стартует второй такой конкурс). Темой в прошлый раз было «Мое российское лето», в этот раз придумаем что-нибудь связанное с Южным Уралом. Читатели охотно откликаются, мне, как редактору, было приятно отметить, что у нас очень энергичная и молодая читательская аудитория.

Поделиться

Вчера | 10:55
Челябинская область готовится встретить 79-ю годовщину Великой Победы

В годы Великой Отечественной войны Челябинск стал легендарным Танкоградом, в каждом втором танке и боевом самолете был челябинский металл. Около 70% чугуна и более половины стали в Советском Союзе производились в нашем регионе. На Южном Урале был построен первый в стране промышленный ядерный реактор и сформирован ядерный щит страны.

07.05.2024 | 20:11
В Челябинске прошла генеральная репетиция торжественного построения войск

В День Победы по главной площади областного центра пройдут 1886 человек.

30.08.2017 | 10:09
В Челябинской области снизилось количество безработных

Челстат проанализировал рынок труда в регионе по итогам июля.

29.08.2017 | 10:59
В Челябинской области изготовили избирательные бюллетени и готовы запустить досрочное голосование

Регион готовится к выборам, которые пройдут в единый день голосования 10 сентября.

Новости   
Спецпроекты