Индустриальные приключения. Как атомные объекты становятся местом притяжения туристов

5 Июня 2017 Автор: Андрей Трушников Фото: автора
Индустриальные приключения. Как атомные объекты становятся местом притяжения туристов

В ныне обсуждаемой новой федеральной целевой программе по развитию российской туротрасли в Челябинской области, в частности, предполагают развивать направление промышленного туризма. В регионе действительно индустриальных объектов немало, в их числе и объекты атомпрома. Чтобы узнать, как сделать объекты атомщиков привлекательными для туристов, корреспондент «ЮП» отправился в Калужскую область, где располагается первая в мире атомная электростанция.

Раскрытие «мест силы»

Городок Обнинск называют первым наукоградом в России. Расположенный на берегу реки Протвы (притока Оки), внешне Обнинск до боли напоминает наш южноуральский Озерск: те же желтоватые сталинки старого города, улицы, утопающие в лесной зелени, да высокие заборы вокруг промышленных объектов. Очевидная разница в том, что в Обнинск въезд свободен, а Озерск пока ЗАТО.

Но, как говорят сведущие люди в том же Росатоме, рано или поздно все закрытые города откроются, и лучше к этому подготовиться заранее и экономически, и инфраструктурно, и культурно. В рамках культурной подготовки ЗАТО в числе прочего не помешает облагородить свои «места силы» для туристов, очевидно же, что плод, долгое время находившийся под запретом, можно сделать чрезвычайно вкусным для любопытствующих. Как приготовить это туристическое блюдо, сегодня можно поучиться именно в Обнинске, где идет становление крупного музейного комплекса на базе первой в мире атомной электростанции.

«С легким паром!»

Немного истории. Когда в 1945 году американцы врезали по Японии ядерным кулаком, мало у кого были сомнения, что свои сигналы они посылали отнюдь не милитаристам из Страны восходящего солнца. Угрозы шли в нашу сторону, и документы того времени четко показывают, что они были не голословными: американцы готовили для территории СССР судьбу выжженной пустыни. Чтобы заокеанские «друзья» оставили планы планами, были мобилизованы все научные и промышленные силы нашей страны. Но одного военного ответа было мало, нужен был и ответ идеологический. Он был дан именно в Обнинске.

Нашим нужно было объяснить всему миру, что если американцы в деле приручения атома все свои умы и приобретенные на оккупированной немецкой территории знания бросили на производство оружия массового поражения, то Советский Союз, создавая ядерный щит, в то же время думал о мирной составляющей атома. Появление реально работающего для нужд народного хозяйства объекта атомной энергетики подкрепляло эти объяснения максимально весомым способом.

Советские ученые свои доводы относительно использования атома в мирных целях изложили еще осенью 1945 года, менее чем через четыре года на высшем уровне было принято решение о строительстве первой атомной электростанции. Говорят, американская разведка сбилась с ног в поисках некоего русского ядерного объекта. Лазутчики перерыли все закоулки страны, мысли даже не возникало о том, что русские обнаглеют настолько, что начнут стратегическую стройку менее чем в 100 километрах от Москвы. Уже в июне 1954 года пар был подан в турбину, после чего, по воспоминаниям участников события, легендарный Курчатов поздравил всех знаменитой русской фразой «С легким паром!».

Безаварийно проработав почти полвека, Обнинская АЭС была остановлена лишь в 2002 году, причем не по техническим, а по экономическим причинам. Сегодня обнинские ядерщики имеют все шансы вновь стать первыми — теперь в области научного просвещения и атомного туризма. На площадке закрытой атомной электростанции идет процесс создания крупного музейного комплекса.

Будущее в прошлом

Обнинск_2.jpgНадо отметить, что внешне первая АЭС мало чем напоминает привычный современному взгляду облик энергетического объекта. Глядишь на нее и видишь перед собой обычный дом, что неудивительно: стройка шла в обстановке строжайшей секретности. Сверху это должно было быть похоже на продолжение старой части города. От глаз скрыто то, что вниз этот «обычный» дом уходит на глубину 17,5 метра. Именно там находится все основное оборудование станции. Сегодня «объект» не прячется, сверху здания красуется надпись «Первая в мире АЭС». У дверей — табличка «Отраслевой мемориальный комплекс», однако в проекте — создание полноценного интерактивного музея.

Надо отметить, что судьба туристического объекта обнинской станции была уготована. После того как наши ядерщики сделали доклад о запуске АЭС перед мировыми спецами, сюда началось настоящее паломничество элиты научной, общественной и, конечно, политической. Только за первые годы работы станции здесь побывало более 60 тысяч человек, было принято более 2000 делегаций из разных стран мира. И вы только посмотрите на набор имен любопытствующих: Индира Ганди, Хо Ши Мин, Броз Тито, Юрий Гагарин, Георгий Жуков… Это лишь крошечная часть именитых посетителей первой в мире АЭС. Поток звезд не иссякает и сейчас. Одним из известных визитеров в последнее время был двоюродный брат королевы Великобритании Елизаветы II принц Майкл Кентский.

Еще за несколько лет до остановки станции, в 1996 году, было принято решение, что здесь будет создан музей атомной энергетики России. Тогда же была создана специальная музейная группа. До этого открытые музеи на территории радиационно опасных объектов никто не создавал, поэтому «лыжня прокладывается» с определенными трудностями. Эти трудности скрыты не только в самой организации музейного пространства, но и в нюансах законодательства, в котором необходимы изменения для полноценной работы экспозиции на подобных объектах. Но процесс двигается.

В 2004 году Международным советом музеев (ИКОМ) был выдан специальный сертификат о том, что в Обнинске располагается выдающийся памятник науки и техники. Впоследствии идея создать музей, наделив его функциями образовательного центра, была поддержана и на уровне президента России. С этого момента здесь была организована временная экспозиция. Временной она была названа потому, что вывод из эксплуатации атомного объекта закончился лишь в 2015 году. Сейчас станция-музей уже принимает более 5000 посетителей в год, но, как говорят эксперты, это менее одного процента тех, кто желает посетить объект. Когда экспозиция будет полностью создана, появятся интерактивные площадки, и все существующие ограничения будут сняты, работу музейного комплекса выведут на полную мощность, как в свое время на полную мощность вывели саму АЭС.

Обнинск_3.jpgКонечно, задача атомного музея заключается не только в том, чтобы привлечь в Обнинск простых зевак. Главная цель — просветительская. Причем направлена она в первую очередь на внутрироссийского потребителя. Особенно важно, чтобы «атомные» музейщики достучались до сердец юных россиян. «Если мы не будем сегодня работать на детей, то завтра наши институты не помолодеют», — уверены в Государственном научном центре РФ «Физико-энергетический институт имени А.И. Лейпунского», на чьей площадке работает атомный музейный комплекс. Следуя стратегии захвата детских сердец атомными технологиями, в Обнинске практически до предельного снизили возрастной ценз участников образовательных программ. Сейчас здесь уже вплотную работают с трехлетками. Проекты, предлагаемые здесь детям, модернизируются по мере взросления ребятишек… Их аккуратно ведут от садика до времени выбора профессии, таким образом, обеспечивая будущее российского атомпрома.

Включение в пространство

Обнинск может стать хорошим примером для развития промышленного туризма на Южном Урале. У нас здесь расположено немало своих атомных объектов, не менее интересных как с точки зрения технологических и научных решений, так и с точки зрения общеисторической значимости. На ряде этих объектов уже действуют свои музеи. К примеру, на «Маяке» есть музей первого реактора. И хотя в ближайшее время открытый доступ там вряд ли стоит ожидать, это не означает, что не нужно начинать подготовку к данному событию.

По большому счету у наших ядерщиков уже есть свои, не менее интересные, чем у их коллег в Обнинске, наработки в образовательных программах. Да и экспонатов эксклюзивных у нас хватит не на один музей. Скорее, нашему региону сейчас стоит подумать об организации единого пространства для развития промышленного туризма, в которое будут включены объекты атомщиков, машиностроителей, оборонщиков и металлургов… Именно так мы не только сможем наиболее ярко представить всем любопытствующим «опорный край державы», но и популяризировать работу ученых и инженеров среди подрастающего поколения. Ведь молодые кадры нужны не только Обнинску, но и нам.

Поделиться

Вчера | 10:26
Челябинские эксперты обсудили способы защиты от террора

На Южном Урале введут дополнительные меры безопасности.

27.03.2024 | 14:51
Отчет принят. Депутаты гордумы Челябинска оценили работу городских властей

В Челябинске в этом году будет обустроен пляж для людей с ограниченными возможностями, появятся новые велосипедные дорожки, начнется капитальный ремонт парка имени Гагарина и продолжатся работы по озеленению территорий.

24.12.2019 | 13:12
Вкус к жизни здесь. Олег Гербер — о том, что помогает и мешает челябинцам

Олег Гербер в Челябинске человек новый. Еще года не прошло, как он приехал вслед за Алексеем Текслером в наш регион, возглавив медиахолдинг ОТВ. Что его впечатлило на Южном Урале, что угнетает — в нашем разговоре с гендиректором ОТВ.

11.10.2018 | 09:39
Сохранение памяти. Зачем французские и российские атомщики привлекают к работе ученых-семиотиков

Уже 11 лет в Нормандии на стадии мониторинга находится пункт финальной изоляции радиоактивных отходов (РАО). По планам через два года строительство подобного пункта начнется и в Челябинской области. После того, как он будет заполнен и на его месте зазеленеет трава, нашим атомщикам, так же как и французским, предстоит не только контролировать состояние окружающей среды, но и через 300 лет наполнить эту местность такими символами, которые будущему человечеству дадут четкий сигнал, что находится под землей.

Новости   
Спецпроекты