«Включить» в общество. В поселке Новосинеглазово создадут условия для обучения «особых» детей в общеобразовательных школах

16 Августа 2017 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Вячеслав Шишкоедов
«Включить» в общество. В поселке Новосинеглазово создадут условия для обучения «особых» детей в общеобразовательных школах

В областном пресс-центре медиахолдинга «Гранада Пресс» состоялась презентация проекта «Шаг навстречу», который призван помочь детям с ограниченными возможностями здоровья социализироваться в среде здоровых ровесников.

Право на образование

Кириллова-Елизавета-(цвет),-председатель-челябинской-областной-общественной-организации-помощи-детям-«Открытое-сердце»_DSC9434.jpg— Лет двадцать назад сложно было представить, что такая конференция возможна, — говорит автор проекта, председатель челябинской областной общественной организации помощи детям «Открытое сердце» Елизавета Кириллова. — Тогда отношение к людям с ограниченными возможностями было другое. Родителям «особых» детей приходилось запираться с ними дома и выходить на прогулку по ночам. Сегодня ситуация изменилась, и мы, к примеру, уже открыто обсуждаем возможности инклюзивного образования. Однако за прошедшие десятилетия сформировались традиции равнодушия. И предстоит еще сделать очень много, чтобы изменить в обществе отношение к людям с ограниченными возможностями.

Зачастую именно человеческое отношение и предубеждения становятся камнем преткновения. При этом происходят определенные подвижки, например, в законодательном плане. В 2016 году был принят новый закон «Об образовании»,по которому родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, получили право отправлять их учиться не в коррекционную школу или детский сад, а в обычную общеобразовательную организацию по месту жительства.

С одной стороны, это хорошо. К примеру, в поселке Новосинеглазово — 25 детей-инвалидов в возрасте от 3 до 18 лет. 11 из них обучаются в коррекционной школе № 83, которая находится в поселке АМЗ. То есть родителям постоянно приходится преодолевать с ребенком большое расстояние, чтобы привезти его на занятия. А если нет своего автомобиля? Проезд на общественном транспорте для ребенка с инвалидностью может стать настоящим испытанием.

Поправки в закон позволяют избежать этого. Теперь родители детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в Новосинеглазово, смогут отправить своего ребенка в один из пяти детских садов или в одну из двух школ на территории поселка. Более того, там даже есть «почва» для инклюзии. По словам главного Лындо-Елена,-главный-специалист-комитета-образования.jpgспециалиста комитета образования г. Челябинска Елены Лындо, в поселке созданы 6 групп для детей с нарушениями речи (наиболее распространенная категория детей с ограниченными возможностями здоровья), одна группа для детей с задержкой психического развития, группа для детей с тубинтоксикацией. Опыт совместного обучения детей-инвалидов со здоровыми ровесниками есть в 144-й школе. В школе № 145 сформирована сеть коррекционных классов для детей с задержкой развития.

Но не все так просто. Не все педагоги общеобразовательных учреждений готовы работать с «особыми» детьми в рамках инклюзии — писать для каждого индивидуальные адаптивные программы, использовать особые педагогические практики, внедрять специальные образовательные технологии, которые призваны помочь ребятам с ограниченными возможностями здоровья успешно и эффективно учиться в обычной школе или детском саду. Получается, закон дает новые возможности, но для того, чтобы их реализовать, нужно провести дополнительную работу. А за нее готовы взяться далеко не все.

Эта проблема актуальна не только для поселка Новосинеглазово, но и для всей Челябинской области. Где-то она решается более успешно. Например, в Миассе, где в прошлом году открыли социальный класс для детей со сложной структурой дефекта (сочетание аутизма, умственной отсталости и сопутствующих заболеваний).

Кутепова-Наталья-заместитель-руководителя-аппарата-уполномоченного-по-правам-человека-в-Челябинской-области_DSC9438.jpg— Несмотря на некоторое сопротивление со стороны чиновников, проект был реализован, — рассказала заместитель руководителя аппарата уполномоченного по правам человека в Челябинской области Наталья Кутепова. — Однако не все территории Челябинской области готовы к тому, чтобы «особые» дети не оставались дома, не замыкались на своих проблемах, а реализовывали свои права на образование.

Главное — вера

Разрабатывая проект «Шаг навстречу», как и другие свои инициативы, специалисты общественной организации «Открытое сердце» не стремились изобрести что-то новое. Они опирались на успешный опыт коллег и единомышленников из других регионов. Прекрасный пример — московская школа № 1465 им. ак. Кузнецова, в которой в течение трех лет в общеобразовательных классах успешно обучаются 22 ребенка с расстройствами аутистического спектра и синдромом Дауна. На базе этой школы Екатериной Мень и Яной Золотовицкой была разработана и реализована модель обучения «особых» детей «Включи меня». В результате оказалось, что успеваемость «особых» детей, включенных в общеобразовательную среду, может повыситься в три раза, нежели бы они обучались на дому или в коррекционной школе. Улучшились показатели успеваемости и у их здоровых ровесников.

— Мы ни в коем случае не умаляем значимости коррекционных школ, в которых работают прекрасные специалисты: логопеды, дефектологи, психологи, — отмечает Елизавета Кириллова. — Но мы считаем, что их опыт важно внедрять в общеобразовательных школах.

Проект «Шаг навстречу» будет реализовываться с сентября по декабрь 2017 года на площадке школы № 144. Он разделен на три этапа. Сначала группа профессиональных психологов будет работать с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Как объяснила Елизавета Кириллова, участники проекта получат не только знания и навыки общения с «особыми» детьми, но и эмоциональную поддержку. Они смогут хотя бы на какое-то время выйти из состояния стресса, найдут внутренние ресурсы для того, чтобы снова уделять себе время. К сожалению, многие мамы «особых» детей забывают о себе, полностью посвятив себя ребенку. Как результат, проблемы со здоровьем, ухудшение атмосферы в семье, разводы, что не может не сказаться на ребенке. Замкнутый круг…

Второй этап проекта — это знакомство педагогов поселка с образовательной моделью «Включи меня». Учителя и воспитатели детских садов получат реальные, действующие механизмы, позволяющие «включить» детей с ограниченными возможностями здоровья в обычный класс. Участников ждет серия семинаров, а также онлайн-конференция с образовательными учреждениями других городов, где уже используется эта модель. Южноуральские педагоги смогут спросить коллег о том, как готовить адаптивные программы, дорого ли своими силами создать в школе ресурсный класс, какова роль тьюторов.

На заключительном этапе педагогам и родителям предстоит встретиться и совместно найти наиболее оптимальные варианты взаимодействия.

— Надеемся, что участие педагогов в нашем проекте позволит повысить качество жизни «особых» детей, — заключает Елизавета Кириллова. — Хотелось бы, чтобы «особые» дети, живущие в Новосинеглазово, которым сейчас 6-8 лет, хотя бы в следующем году смогли пойти в поселковую школу, а не тратить время на дальнюю дорогу в другой район.

Перспективы у проекта есть, считают специалисты. Челябинская область в принципе довольно успешна во всероссийском масштабе в плане педагогических практик работы с «особыми» людьми, которые применяются в регионе. Достучаться бы до общества…

— Ежегодно у нас проводятся всероссийские конференции, на которых мы делимся своим опытом, обсуждаем практики обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Складывается диалог с перспективными школами, — добавляет Наталья Кутепова. — Однако менталитет граждан, особенно жителей небольших городов, поселков, меняется не быстро и не просто.

В заключение презентации проекта участники конференции пришли к единому мнению: хочется, чтобы у родителей, педагогов, у общества в целом возникала не жалость к детям, у которых есть ограничения по здоровью, но гордость за их достижения, а главное, вера в то, что эти дети, эти люди на многое способны.

На 1 июля 2017 года в Челябинске обучается 3397 детей-инвалидов в возрасте от 0 до 18 лет. Это примерно 1,6 % от общего количества детей, обучающихся в образовательных организациях.

Поделиться

Вчера | 10:26
Челябинские эксперты обсудили способы защиты от террора

На Южном Урале введут дополнительные меры безопасности.

27.03.2024 | 14:51
Отчет принят. Депутаты гордумы Челябинска оценили работу городских властей

В Челябинске в этом году будет обустроен пляж для людей с ограниченными возможностями, появятся новые велосипедные дорожки, начнется капитальный ремонт парка имени Гагарина и продолжатся работы по озеленению территорий.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты