Что нам известно о жизни 130 народов Челябинской области?

25 Сентября 2017 Автор: Марат Гайнуллин Фото: Вячеслав Шишкоедов
Что нам известно о жизни 130 народов Челябинской области?

Сегодня в Челябинске живет самая малочисленная диаспора езидов, спасшихся от геноцида в Сирии. И так же, как и более сотни других народов, здесь они нуждаются в своей защите и в сохранении своего языка и культуры.

На должность председателя совета Ассамблеи народов Челябинской области ректор Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, кандидат педагогических наук Владимир Садырин был назначен 31 марта. С чем успел столкнуться руководитель ассамблеи за эти полгода?

Помни имя свое

— Пришли мы не на пустое место, — говорит Владимир Садырин. —  Работавшие до нас в ассамблее люди за два десятка лет ее существования сделали очень многое. Радует то, что у народов, живущих в нашем крае, стало проявляться национальное самосознание.

Я помню еще относительно недавние времена, когда некоторые тщательно скрывали свою национальную принадлежность. Например, люди татарской или башкирской национальностей пытались спрятаться за русифицированными псевдонимами. К примеру, Марзия Имамовна позиционировала себя как Марья Ивановна. Но зато сейчас, по прошествии 25 лет, когда ты по привычке называешь ее Марьей Ивановной, она ревностно поправляет: нет, мол, я Марзия Имамовна. Думаю, что это хороший знак…

— Имя восстановить легко, а вот язык вспомнить…

— Согласен, сегодня многие сожалеют о том, что не знают свой родной язык. И этой проблемой сегодня озабочены во многих национально-культурных центрах, с руководителями которых мы регулярно встречаемся.

Недавно я встречался с руководителем Корейского национально-культурного центра Светланой Шегай, которая сообщила, что наконец-то нашли преподавателя и хотят собрать всех детей, которые хотят изучать родной язык. На это я смотрю прагматически, мы можем использовать возможности нашего университета, в том числе предоставлять свои площади. Например, таким образом мы помогаем армянскому центру, который в скором времени собирается отмечать большой национальный праздник. Договорились с немецким культурным центром в Копейске, где будут работать студенты университета. Там изучают язык вместе с детьми в ходе различных театрализованных постановок, в которых участвуют родители, бабушки и дедушки. И в такой игровой и одновременно домашней обстановке идет изучение родного языка.

В начале ноября мы проведем конференцию для журналистов и попробуем рассказать, на что обращать больше внимания при общении с людьми разных национальностей.

От чеченцев до езидов

— Сколько национальных центров объединяет сегодня ассамблея?

— Напомню, что в Челябинской области проживают представители 130 народностей. Ассамблея объединяет более 30 национальных центров. Какие-то из них работают систематически, какие-то еще в стадии становления, другие работают формально. Руководители этих центров приходят с абсолютно разными проблемами, например, связанными с помещением. В таких случаях мы связываемся с администрацией Челябинской области, обращаемся к Сергею Бредихину, руководителю открывшегося Дома народного единства, где люди могут собираться, где теперь проходят многие концерты и занятия.

Среди наиболее активных— татаро-башкирский центр, башкирский центр, которых в области, кстати, несколько. Спокойно и стабильно работает немецкий культурно-образовательный центр в Копейске, которым руководит Ирина Вейс. Можно отметить азербайджанский, армянский, узбекский, грузинский, дагестанский, чеченский центры. С их представителями я тоже уже успел познакомиться.

Существует в Челябинске и по-своему уникальный центр, объединяющий одну из самых малочисленных и малоизвестных диаспор езидов, руководит которым Аско Алои. Это представители курдской этноконфессиональной группы. Некогда проживали они на севере Ирака, во время Первой мировой войны воевали с турками, кстати, на стороне Российской империи. Само открытие центра в Челябинске было связано с начавшимся около трех лет назад в Сирии геноцидом против езидов. И эту историю мы тоже должны знать.

Физика на грузинском

— Основная задача, которую мы сейчас ставим перед собой, — познание других народов. Познание соседа, который с нами работает, но о котором мы не всегда все знаем. Даже в грузинском национальном центре были удивлены, узнав, что у нас работает профессор Манана Дмитриевна Даммер, которая написала учебники физики для всех грузинских школ. Вы только вдумайтесь! Все грузинские школьники учатся по учебникам, написанным ученым, живущим в Челябинске!

В скором времени мы открываем научный центр этнографии, в котором будет работать ученый из Магнитогорска Ирек Атнагулов, из-под пера которого вышла первая книга «Нагайбаки». Вслед за ней должны выйти книги «Татары Челябинской области», «Башкиры», «Казахи» и так далее. Эта галерея книг поможет не только воспитывать наших студентов, но и решать научные проблемы по изучению этносов, проживающих в Челябинской области. Такую работу никто еще не проводил. Мы начали в нашей университетской газете «Молодой учитель» рубрику «Национальный вопрос», одним из первых героев которой стал студент нашего вуза армянин Нарек Бадалян. Он рассуждает о том, чувствует ли он свою принадлежность к армянской нации, упоминает и о геноциде армян в 1915 году, и о древних обычаях своего народа.

Для меня, например, была открытием традиция, существующая с давних времен у армян, о которой он рассказал. На армянской свадьбе, которая раньше, кстати, отмечалась семь дней и семь ночей, невесте дают подержать ребенка, непременно мужского пола, дабы первенец родился мальчиком. На другое утро после свадьбы женщины из рода мужа приносят в дом невесты красное яблоко, которое символизирует ее невинность. Интересно еще и то, что ребенка не показывают никому, кроме самых близких, в течение 40 дней после рождения.

Во всех столовых университета у нас раз в неделю проводится день национальной кухни – армянской, русской, белорусской, украинской, башкирской, татарской, что вызывает живейший интерес у студентов.

Наш ансамбль «Ах, Ванечка» ставит народные танцы: армянские, башкирские, молдавские, а за исполнение китайского танца коллектив занял первое место на всероссийском фестивале. Они покупают костюмы, в Китае приобретают настоящие косички, зонтики. Так челябинцы знакомятся с этническими традициями. Человек, который познает своего соседа, уже не сможет поступить дурно по отношению к нему. Есть хорошая поговорка: «Узнай соседа — познай себя».

Приходили ко мне представители Узбекского национально-культурного центра, сетуя на проблемы с мигрантами, проблемы изучения русского языка, сдачи экзаменов по истории России. У нас есть преподаватели узкоспециальные, у нас есть лицензия, мы работаем с МГУ. У нас уже есть опыт, когда около двух лет назад челябинские педагоги учили турецких строителей, работавших в Челябинске, русскому языку.

Та задача, которую министерство образования поставило (один процент от общего количества студентов в любом университете России должны составлять иностранцы), у нас успешно выполняется: на сегодня в вузе учится 1129 студентов-иностранцев. Большая часть из них казахи. С этого года к нам приехали из Туркмении, Узбекистана, Киргизии. Из дальнего зарубежья больше всего в вузе учится ребят из Китая, в начале октября приезжает группа из 11 студентов из Бангладеш, приехали студенты из Ирака, Египта, Марокко, Италии. Уверен, что опыт работы с культурными центрами поможет и здесь.

Гранты от губернатора

— В последние годы наша область становится местом национального трафика. Не все здесь оседают, иные как бы «зависают» на месяцы или чуть больше. Не воспринимая наш край своим домом, они могут отнестись пренебрежительно к нашим традициям…

— Вы знаете, нет людей плохой или хорошей национальности. Есть просто люди – плохие и хорошие, добрые и злые. В моем окружении есть люди абсолютно разных народов: осетины и белорусы, евреи и чуваши, татары и башкиры. И я никогда не задумываюсь, кто они по национальности. Категорично утверждать, что экстремизм поднимает голову, я бы не стал, хотя согласен с тем, что некая потенциальная опасность все же существует.

— А есть ли у вас в ассамблее какое-то противоядие, инструментарий, с помощью которого можно профилактически работать с назревающими болезнями?

— Во-первых, за полгода очень сложно создать какую-то систему. Во-вторых, ассамблея— это все-таки общественная организация, и рычагов воздействия у нас не так уж много. С другой стороны, меня радуют очень добрые отношения, сложившиеся между руководителями национально-культурных центров. В этом можно было убедиться 12 июня, когда в Челябинске проводилось шествие «Парад дружбы народов», а также 2 сентября в честь Дня города проходил вернисаж народов Южного Урала. Тогда сразу же откликнулись на призыв более 20 культурных центров. Люди одной национальности тянутся друг к другу, и меня радует их сплоченность, которой нет, может быть, даже и у русских.

Но одни общественники никогда и ни в одной стране с экстремизмом не справятся. Это дело государственной важности, а то, что мы можем делать на своем уровне, мы делали и будем делать. Планируем встречу с вице-губернатором Евгением Голицыным, который курирует национальные вопросы, а также с председателем ЗСО Владимиром Мякушем. В наших планах— встречи с представителями прокуратуры, УВД. Мы должны доводить до структуры власти проблемы и пожелания от национально-культурных центров, и чтобы от власти в ответ получали поддержку. Кстати, в этом году губернатор и правительство Челябинской области выделили гранты. Поскольку областные власти не имеют права напрямую финансировать общественные организации, был объявлен конкурс, и гранты выиграли наши национальные центры.

Башкирский только до автобуса

— Ваши коллеги-учителя готовы психологически и методически к тому, что с появлением диаспор в их классах все больше появляется детей других национальностей?

— Думаю, что в этом плане в Челябинске не такое большое количество иностранных детей, как, например, в Москве, где, особенно на окраинах, действительно появляются целые классы — таджикские, чеченские, дагестанские, узбекские, вьетнамские. Тем не менее в этом направлении мы действительно работаем с учителями еще не совсем эффективно, не вооружаем их достаточными знаниями и методами работы с такими детьми. Во Франции, например, если учитель работает в районе, где проживают алжирцы, он обязательно должен пройти 32-часовой курс того, как работать с такой специфической категорией, как работать с агрессивными или гиперактивными детьми. И только после этого его допускают в школу, где преобладают алжирцы или где их много.

Поскольку мигрантов у нас действительно становится все больше, этот вопрос назрел, и им, безусловно, нужно заниматься.

— Вы не просто педагог, но и ученый. Находите ли в новой для вас работе какой-то исследовательский интерес?

— Конечно! Мы – первый из вузов, где создается этнокультурный центр. Для нас, как для гуманитарно-педагогического университета, это очень важно. Многие национально-культурные центры высказывают проблему: им негде публиковаться. У нас есть несколько печатных изданий: «Музейный вестник», «Вестник ЧГПУ» и другие.
Часто слышишь от жителей отдаленных районов: «Нам башкирский язык только до автобуса». То есть общаемся мы, мол, на башкирском внутри села, дома своего, а дальше уже на русском. Почему так? У нас исчезли школы, где полностью велось преподавание на татарском, башкирском языках. И естественно, что если весь социум говорит на русском, очень трудно сохранять свой родной язык. Эта ситуация мне напоминает Ирландию. Там изучают свой ирландский язык, сдают в школе, потом его забывают, всю оставшуюся жизнь говорят на английском. И только, может быть, в барах или на пивных фестивалях его вспоминают, танцуют и поют национальные песни. Знаете, не хотелось бы повторять этот печальный опыт. И это ли не поле для научных исследований?

Поделиться

28.04.2024 | 17:48
В Челябинске освятили крестильный храм собора Рождества Христова

До 12 мая жители города могут оценить работы, который строители и художники проделали на данный момент.

28.04.2024 | 11:46
В Челябинске кинотеатром стал троллейбус

Один из блоков «Российской креативной недели» в Челябинске был посвящен развитию киноиндустрии и анимации.

20.05.2021 | 12:56
Челябинский учитель истории считает, что школам не нужны учебники без героев

Министерство просвещения проведет полный анализ всех учебников истории. Об этом заявил глава ведомства Сергей Кравцов в ответ на критику президента Владимира Путина, прозвучавшую в рамках послания Федеральному собранию.

15.05.2021 | 09:06
В «Ночь музеев» челябинцы увидят питерское кино и научатся делать «зин»

В субботу, 15 мая, Челябинский музей изобразительных искусств будет работать с полудня до полуночи.

Новости   
Спецпроекты