Александр Кузнецов: «В Казахстане котируется челябинское образование, особенно в приграничных территориях»
Казахстан — основной зарубежный партнер Челябинской области, в том числе в области образования. Так, почти 8 тысяч казахстанских студентов сегодня получают профессии в образовательных учреждениях Южного Урала. И это не считая обучающихся дистанционно. Подробности — в интервью с министром образования и науки региона Александром Кузнецовым.
- В Челябинской области запускают масштабный проект научно-образовательной кооперации вузов России и Казахстана
- Челябинская область становится воротами в Россию для агрорынка Казахстана
— Существуют соглашения о сотрудничестве между правительством нашего региона и регионами Республики Казахстан — акиматами Костанайской области и города Астаны. Они включают в себя в том числе блоки, касающиеся образования и науки, и на их основе формируются взаимоотношения между конкретными образовательными организациями. Также есть отдельные соглашения между некоторыми колледжами и вузами. Например, между нашим аграрным университетом и тамошним вузом аналогичной направленности.
Формы взаимодействия самые разные. В первую очередь хочу напомнить, что в Костанайской области много лет успешно работает филиал Челябинского государственного университета. Это основной наш канал связи с Казахстаном. Филиал расширяется, сейчас там обучаются около 4 тысяч студентов. Недавно у него появились новые площади, а 1 ноября там состоялась уже традиционная международная научная конференция, посвященная межгосударственному сотрудничеству в рамках евразийского пространства.
У других вузов свои мероприятия. ЮУрГУ проводит дистанционное обучение казахстанских студентов по электронным каналам связи, так называемый E-learning. Сейчас это не возбраняется и пользуется большим спросом.
Если говорить о системе среднего профессионального образования, то я, например, возглавляю методическое объединение профобразования Уральского федерального округа, куда на постоянной основе помимо шести субъектов УрФО входит и Костанайская область.
И даже в рамках школьного образования мы находим точки соприкосновения. Когда у нас проводятся региональные олимпиады, учащиеся казахстанских школ с большим удовольствием участвуют, особенно их интересует техническое направление, в частности робототехника. Вообще, на любое мероприятие, которое, как нам кажется, может заинтересовать коллег из Казахстана, мы стараемся их приглашать. И они нас обычно тоже приглашают.
— Много ли казахстанских студентов обучаются в наших образовательных учреждениях не дистанционно, а очно?
— Если не считать костанайский филиал, то в вузах учится что-то около 3 тысяч человек. Еще почти тысяча студентов обучается в техникумах и колледжах. Учатся с энтузиазмом, потому что российское образование в Казахстане котируется, особенно в приграничных территориях.
— Какие специальности наиболее востребованы?
— Наши юриспруденция и экономика их, понятно, мало интересуют. Наибольшим спросом пользуются менеджмент, лингвистика, филология. Из технических специальностей достаточно популярны металлургия и строительство. Есть граждане Казахстана и в наших педколледжах. Многие едут в Троицк и поступают в аграрный университет на ветеринарию.
— Какие сходства и отличия имеют системы образования России и Казахстана?
— Наша система образования построена жестче, и это, кстати, может стать камнем преткновения в части поступления их студентов в наши вузы. Я говорю о необходимости сдачи ЕГЭ. Поэтому сейчас казахстанская сторона выступает за то, чтобы результаты их национального тестирования признавались у нас в качестве результатов ЕГЭ, и наоборот. Возможно, такое сближение действительно произойдет, но потребуется определенная доработка процедур.
Другие отличия чисто внешние. Например, там сейчас внедряется 12-летнее школьное образование. В сфере профессионального образования достаточно серьезно присутствует частный сектор, и коммерческие вузы получают государственные субсидии на обучение за бюджетный счет. Кроме того, там очень хорошо развиты программы обучения студентов за рубежом. Не знаю, так ли это хорошо, ведь отчасти это признак того, что государство не может самостоятельно обеспечить достаточно высокий уровень образования.
— Недавно президент Казахстана подписал указ о переходе на латиницу. Не повредит ли это развитию взаимоотношений в области образования и науки?
— Думаю, ничего критичного не произойдет. Те процессы, которые происходят между Казахстаном и Россией, определяются не знаками для письма. Казахи писали на латинице вплоть до начала 30-х годов прошлого века, это потом они перешли на кириллицу вместе с остальным Советским Союзом. Гораздо важнее, как мы будем разруливать ситуацию с ЕГЭ. И потом, все это ведь не завтра произойдет, да и не факт, что состоится.
Поделиться