Зачем российские политики заговорили о России как об аграрной державе

3 Августа 2018 Автор: Федор Кручинин Фото: Вячеслав Шишкоедов
Зачем российские политики заговорили о России как об аграрной державе


За спорами вокруг пенсионной реформы и преобразованиями в налоговой сфере мало кто заметил, что в российской государственной политике наметился один тренд, который способен внести существенные коррективы не только в экономику страны, но и в ее социальную, культурную и, более того, идеологическую составляющую.

Понимание значимости

За последнее время сразу несколько видных федеральных политиков заговорили о необходимости изменений в стратегии развития сельских территорий. Рассуждения вокруг села громко зазвучали в стенах Государственной думы, Совета Федерации и в разговорах представителей исполнительной власти.

Так, уже в «Единой России», которая на сегодняшний момент занимает подавляющее большинство кресел в Государственной думе и имеет ключевое представительство в системе исполнительной власти, заявляют, что в основных направлениях бюджетной политики должен быть самостоятельный раздел, посвященный проблемам сельских территорий. «Мы будем настаивать на том, чтобы во всех программах, направленных на повышение качества жизни на селе, были отражены дороги, дома культуры, школы, детские сады», — заявил Сергей Неверов, руководитель фракции партии власти в нижней палате российского парламента.

«Мы обратили внимание на то, что в бюджетной политике должно уделяться серьезное внимание проблемам села, — вторит ему Андрей Макаров, председатель госдумовского комитета по бюджету и налогам. — В основных направлениях не нашлось даже самостоятельного раздела «Село», но мы прекрасно понимаем значимость этого. Поставлен вопрос о том, что должен быть самостоятельный раздел, который будет учитывать все бюджетные, налоговые и другие возможности для того, чтобы помочь селу уже не только с точки зрения импортозамещения, но и с точки зрения экспорта».

Судя по всему, в осеннюю сессию работы Государственной думы РФ нас ожидают не только околосельские разговоры, но и целый комплекс законопроектов, направленный на развитие сельских территорий страны. Слово «село» становится модным.

Лавров-Андрей_политолог.jpg«Нужно понимать, что этот вектор депутатам задает президент Путин, — считает политолог Андрей Лавров, региональный представитель Агентства политических и экономических коммуникаций. — Еще перед президентскими выборами звучало два совершенно разных взгляда на внутреннее развитие страны. Один из них предполагал, что нужно прежде всего развивать центры, такие как Челябинск, Екатеринбург, Новосибирск… То есть делать акцент на крупных городах, остальное продвигать по остаточному принципу. Второй подразумевал акцентироваться на освоении территорий. Лично я являюсь абсолютным сторонником второй позиции. Именно ее поддержал и президент страны. И в этой позиции, несомненно, сельские территории занимают особое, очень важное место».

Как напоминает наш эксперт, у нас в стране, начиная с революции, практически беспрерывно село уничтожалось. Сначала индустриализация, затем человеческий капитал сельских территорий страшно выкосила война, а в 60-70-х годах прошлого века города активно манили и тянули человеческий ресурс из деревень. В 90-х риторика вроде бы сменилась, но в большинстве своем разговоры о необходимости развития того же фермерства, по сути, остались лишь разговорами.

«В реальности мы аграрный вопрос отдали на откуп не фермерам, а новым латифундистам, — считает Андрей Лавров. — Сегодня мы за все эти деяния получили в «награду» стремительно вымирающее село».

Какая держава?

Политиков явно в этом направлении интересует не только экономика. Хотя тот факт, что, например, экспорт зерна в России по итогам прошлого года превысил экспорт оружия, делает аграрную идею заманчивой и с экономической точки зрения. Но политики, из уст которых звучат такие давно забытые выражения, как «Россия — аграрная держава», явно видят в этом стратегическом повороте нечто большее, чем «дебет с кредитом». В ином случае не стали бы они тогда акцентировать внимание публики на домах культуры и образовании в сельских территориях.

«На самом деле сельское население, фермерство в таких странах, как наша, — это опора и центр и духа нации, и мысли нации, и смысла нации, — говорит Андрей Лавров. — Думается, это наконец-то поняли и во властных кабинетах. Поэтому сейчас мы наблюдаем разворот в сторону развития села. И то, что из уст политиков уже зазвучала оценка России как аграрной державы, меня вовсе не удивляет. Стоит хотя бы посмотреть на российские данные по экспорту. Строчка, в которой находятся товары, произведенные нашим сельским хозяйством, уже в числе лидеров. Сельскохозяйственный экспорт в последние годы растет колоссальным образом. Крестьянам дать чуть-чуть воли, так они колбасами, маслом и хлебом не только завалят всю страну, но и полмира накормят. Не стоит забывать, что мы обладаем огромными территориями, находящимися в разных климатических зонах, что позволяет нам производить совершенно разную сельхозпродукцию. Но выражение «Россия — аграрная держава» я лично воспринимаю пока как аванс на будущее. Сейчас говорить об этом и с социологической, да и с экономической точки зрения рановато. Давайте будем честны: мы до сих пор остаемся сырьевой державой».

Социологически страна действительно пока не тянет на статус аграрной державы. Увидеть это можно хотя бы на примере Челябинской области. В нашем регионе из почти 3,5-миллионного населения в сельской местности на 1 января проживало лишь 604 374 человека. Более того, мы даже наблюдаем некоторое сокращение негородских людей: в начале 2017 года их было больше на четыре тысячи, годом ранее еще на тысячу. Тренд на снижение численности сельского населения мы видим с начала нулевых. Так, в 2000 году в южноуральских деревнях проживало 677 156 человек, сейчас более чем на 70 тысяч меньше.

Однако, как говорится, есть потенциал. В последнее время деревня лишь отдавала человеческий капитал городам, но далеко не все переехавшие комфортно себя чувствуют среди каменных джунглей. Многие при определенных условиях с удовольствием рванут обратно. Да и среди коренных городских жителей найдутся те, кто готов искать себя на селе. Рост популярности того же садового движения (по оценке местного Союза садоводов, таковых на Южном Урале сегодня более миллиона человек) показывает, что тяга населения к земле не только сохраняется, но и усиливается с каждым годом. А из садовода дрейф в сторону селянина вполне возможен, ибо близки эти две категории населения духовно.

Экономический светоч

Но духовная составляющая деревни — это вопрос больше к идеологам, а наши законодатели все-таки более сильны в практических выкладках, поэтому рискнем предположить, что для них экономика является основным светочем грядущих изменений в государственной политике.

Андрей-Минченко,-председатель-комитета-экологии-и-ресурсосбережения-ЮУТПП.jpg«Задача включает в себя два направления: это развитие экономики села и улучшение комфортности проживания на сельских территориях, — говорит Андрей Минченко, председатель комитета экологии и ресурсосбережения ЮУТПП, эксперт в сфере инвестиционного развития. — Драйвером является, конечно же, экономика. Нужны новые рабочие места с высокими зарплатами. Для новых инвестиционных проектов нужны рынки сбыта продукции. Полагаю, что наш внутренний рынок уже довольно насыщен. Новые проекты в АПК целесообразно ориентировать в основном на экспорт. В экспорте продовольствия и сельхозпродукции существует много бюрократических трансграничных барьеров, которые раньше мешали развиваться этом направлении. Сегодня ситуация меняется, возникают новые межправительственные договоренности, границы становятся более открытыми. В плюс работает недавно созданная система государственных мер поддержки экспорта, которая постоянно улучшается. В создании новых экспортно ориентированных сельскохозяйственных производств у нашего региона очень хорошие перспективы, и это направление выделено в особый приоритет в проекте нашей «Стратегии-2035». У нас много сельскохозяйственных угодий, есть свободные мощности по энергетике для тепличных хозяйств, мы расположены близко к границе... Кроме того, Челябинская область входит в перечень регионов, включенных в систему мер субсидирования транспортировки сельскохозяйственной продукции до границы РФ в Бурятии».

С тем, что Челябинская область имеет все шансы выглядеть в рамках нового аграрного тренда страны вполне себе прилично, согласны и другие эксперты.

«Челябинскую область привыкли воспринимать как промышленный щит страны, — говорит Андрей Лавров. — На самом деле, как показывают результаты нашего сельского хозяйства, этот образ уже совершенно небесспорен. Для зоны рискованного земледелия, в которой мы имеем честь находиться, благодаря высокотехнологическим решениям мы показываем просто великолепные достижения. Этот вектор может быть и должен быть подкреплен уникальными логистическими возможностями региона».

Если сельские акценты, которые сейчас звучат в Москве, не окажутся просто словами и действительно будут подкреплены законодательными актами, наполнятся реальными инвестициями, мы в скором времени будем снова говорить не о газово-нефтяной, а о хлебной России. А Челябинская область в этом случае имеет все шансы подставлять родной стране не только промышленное плечо, но и аграрное.

Поделиться

Вчера | 12:36
В Челябинске состоялись публичные слушания по проекту устава города

Число депутатов в областном центре сведено к минимуму.

13.04.2024 | 16:56
Что стало причиной конфликта на Донбассе 10 лет назад

6 апреля 2014 года на востоке Украины начались события, положившие начало вооруженному конфликту на Донбассе. 7 апреля 2014 года в Донецке был создан Республиканский народный совет, который объявил о суверенитете Донецкой народной республики (ДНР).

30.04.2020 | 15:53
Какой опыт вынесла Челябинская область из месяца в режиме самоизоляции

В рамках проекта «Экспертный клуб — Челябинск» прошла заочная дискуссия о том, какие проблемы выявила нынешняя нестандартная ситуация, в которой оказалась страна в целом и наш регион в частности.

04.03.2020 | 12:29
Владимир Мякуш рассказал о «кухне», где готовились поправки к Конституции России

Почему поправки в Основной Закон страны можно назвать прививкой власти от рисков, почему потребуется править более 80 законов, чтобы новые положения Конституции превратились в рабочий инструмент… Об этом и многом другом в интервью с Владимиром Мякушем, председателем регионального парламента.

Новости   
Спецпроекты