Почему «соревнования» между Челябинском и Екатеринбургом не приведут к политическим последствиям

28 Ноября 2018 Автор: Федор Кручинин Фото: коллаж Аллы Перфиловой
Почему «соревнования» между Челябинском и Екатеринбургом не приведут к политическим последствиям


Урал — это, конечно, монолит, на котором стоит не только промышленность, но и во многом мировоззрение нашей страны. Однако думать, что региональные компоненты этого камня совсем не имеют своих зримых и незримых границ, было бы ошибочно.

Воздушная дискуссия

Да, за пределами Уральских гор в глазах обывателей мы видимся единым целым. Но географически Урал столь огромен, а экономически и культурно столь многообразен, что не признавать присутствия внутренней конкуренции просто невозможно. И конкуренция эта отнюдь не «подарок» современных времен, корни у нее куда более исторические.

Так сложилось, что в публичное поле эта соревновательность выскакивает чаще всего в отношениях между Челябинской и Свердловской областями. За примерами далеко ходить не нужно. Самый последний из них — дискуссия насчет международного статуса челябинского аэропорта, произошедшая неделю назад между челябинцами и свердловчанами. Напомним, новый глава Екатеринбурга Александр Высокинский в одном из своих интервью заявил: «Зачем строить еще один аэропорт мирового класса в Челябинске? Возможностей порта Кольцово уже достаточно для обслуживания пассажиров и Екатеринбурга, и Челябинска (при условии запуска ВСМ)».

Это неосторожное рассуждение мэра-соседа привело к бурной реакции как со стороны общественности, так и со стороны политических элит Челябинской области. И острота этой реакции в том числе определилась тем, что именно сейчас начинается активная фаза работ в челябинской воздушной гавани, которые преобразят ее и внешне, и внутренне. В том числе аэропорт Челябинск после серьезной модернизации взлетно-посадочной полосы станет, по сути, уникальным всепогодным «приемным пунктом» самолетов в Уральском регионе. Эксперты не сомневаются, что это даст нашему региональному центру определенные конкурентные преимущества перед соседями, которые в конечном итоге имеют все шансы стать дополнительным магнитом и для инвестиций в разные отрасли экономики, в том числе и для развития туризма. Именно поэтому точка, которую своей фразой «Не нужно завидовать, здесь нет поля для дискуссий. Новый аэропорт в Челябинске будет» поставил в этой истории губернатор Челябинской области Борис Дубровский, среди южноуральцев вызвала шквал публичного одобрения.

Борьба за «приземление»

Эксперты отмечают, что межрегиональная конкуренция — явление для России совсем не уникальное. Она наблюдается в соревновании субъектов Федерации за «приземление» на свою территорию крупных федеральных инвестиционных проектов, общероссийских и международных деловых форумов, масштабных культурных и спортивных событий… Это «приземление» дает не только то, что имя того или иного региона зазвучит в общемировом информационном пространстве, оно приносит в область, край или республику короткие и длинные инвестиции. Происходит взрывная модернизация инфраструктуры, реальный сектор экономики наполняется заказами, местные игроки рынка обрастают новыми деловыми связями. Как следствие, это все приводит к росту благополучия жителей региона.

Поэтому регионы нередко «работают локтями», напрягая все свои лоббисткие мускулы, чтобы получить что-то эдакое к себе в гости. У одних это получается (к примеру, Челябинску в упорной борьбе удалось получить право на проведение саммитов ШОС и БРИКС), у других случаются поражения (как, например, это произошло с Екатеринбургом, не сумевшим заманить к себе ЭКСПО).

Однако тут нужно дать пояснение, что между регионами разворачивается именно конкуренция (подчас жесткая), но отнюдь не война. Потому что в конечном итоге проведение крупного мероприятия в любом регионе Большого Урала дает дополнительные возможности для всех соседей. ЭКСПО в Екатеринбурге однозначно принесло бы определенные «конфеты» Челябинску, как и международные политические саммиты на Южном Урале будут сластить жизнь нашим северным соседям. Поэтому, какими бы горячими ни были между нами дискуссии, дело-то у нас общее — оставаться опорным краем державы.

19.04.2019 | 14:29
Взять города и села! Какие задачи стоят перед Алексеем Текслером на муниципальном уровне

Понятно, что новый глава региона должен обязательно определиться со своей политикой в отношении муниципалитетов. Горожане на сегодня основная движущая сила в политических процессах. Какие первоочередные задачи стоят перед Алексеем Текслером на этом пути, рассуждает политолог Андрей Лавров, региональный представитель Агентства политических и экономических коммуникаций.

17.04.2019 | 12:36
«Зеленый» прагматизм. Как начал изменять экологическую политику Алексей Текслер

То, что экологическая повестка во многом станет одним из драйверов будущей кампании по выборам губернатора Челябинской области, не вызывает никакого сомнения. Ее будут отрабатывать как провластные силы, так и оппозиционные. Причем в новых политических реалиях первым это будет делать куда как сподручнее, чем это было ранее.

19.04.2019 | 14:29
Взять города и села! Какие задачи стоят перед Алексеем Текслером на муниципальном уровне

Понятно, что новый глава региона должен обязательно определиться со своей политикой в отношении муниципалитетов. Горожане на сегодня основная движущая сила в политических процессах. Какие первоочередные задачи стоят перед Алексеем Текслером на этом пути, рассуждает политолог Андрей Лавров, региональный представитель Агентства политических и экономических коммуникаций.

17.04.2019 | 12:36
«Зеленый» прагматизм. Как начал изменять экологическую политику Алексей Текслер

То, что экологическая повестка во многом станет одним из драйверов будущей кампании по выборам губернатора Челябинской области, не вызывает никакого сомнения. Ее будут отрабатывать как провластные силы, так и оппозиционные. Причем в новых политических реалиях первым это будет делать куда как сподручнее, чем это было ранее.

Новости   
Спецпроекты