Драки на природе. Конфликты между общественниками и бизнесом могут погубить туризм на Южном Урале

6 Февраля 2019 Автор: Елена Николаева Фото: из архива редакции
Драки на природе. Конфликты между общественниками и бизнесом могут погубить туризм на Южном Урале


Конфликты по линии «общественные движения — бизнес» потихоньку становятся привычной картинкой для Челябинской области. Линии разлома происходят в вопросах соблюдения трудовых прав, в отношениях к градостроительным решениям, но чаще всего столкновения в публичном поле между общественниками и предпринимателями мы видим по экологической проблематике.

В сознании обывателей в этих столкновениях вопрос, кто «хороший», а кто «плохой», практически не встает. Люди идут в формировании своего отношения в подобных конфликтных ситуациях по проторенному пути: бизнесмену ставится клеймо «плохого парня», общественнику — «борца за справедливость». Однако экспертное сообщество призывает в анализе конфликтов быть чуть глубже и не навешивать клише.

 Андрей-Минченко,-председатель-комитета-экологии-и-ресурсосбережения-ЮУТПП.jpgО том, какой бизнес чаще всего оказывается под ударами общественников, а какому удается от них уклоняться, а также чем это грозит, — в нашем разговоре с Андреем Минченко, председателем комитета по экологии и ресурсосбережению ЮУТПП.

Не туда смотрим

 — Андрей Николаевич, не так давно вы достаточно жестко выступили в рамках дискуссии вокруг загрязнения на озере Тургояк. Причем заняли непопулярную позицию, встав на сторону того, кого обвиняют в загрязнении. Вопрос простой: зачем?

 — Обвинять наиболее заметный бизнес — это беспроигрышная позиция для «экоактивистов». Большинство из них придерживается именно этой тактики, поскольку известность обвиняемого предприятия автоматически создает выгодный широкий резонанс в массмедиа. Любая попытка объективного взгляда на ситуацию при этом автоматически становится «непопулярной».

 В общественном сознании прочно укоренился стереотип, что самый успешный бизнес, кому удается что-нибудь строить и развивать, несомненно что-нибудь нарушает, «загрязняет». Даже когда факты очевидно говорят об обратном. Ведь это никому не интересно, никто не хочет этого слышать. И в качестве возможного решения обычно предлагается только одно — «запретить и не пущать».

 Так и в данном случае. Лабораторный анализ на месте предполагаемой аварии канализации (которая почему-то вдруг самоликвидировалась за два дня) показал нормальное качество воды, а проба в зоне влияния поселка Тургояк оказалась загрязнена бытовыми стоками. Скандал в очередной раз раздувается вокруг владельца канализации, а тот факт, что в округе множество жилых домов и баз отдыха работают вообще без канализации и без очистных сооружений, никого не интересует. Понимаете абсурдность ситуации? Разовая утечка, которая к тому же не подтвердилась, — это «сенсация», а систематический сброс отходов — заурядная обыденность.

 Есть и экономическая сторона проблемы. Благосостояние населения определяется трудоустройством и уровнем зарплат. Зарплаты растут только вследствие конкуренции на рынке труда. То есть, чтобы люди жили лучше, нужны новые рабочие места, это аксиома.

 Сегодня Минэкономразвития РФ намерено всерьез развивать туризм. Это отличная возможность для создания рабочих мест, нужно ее использовать. Но что мы делаем вместо этого? Агрессивно атакуем немногочисленных инвесторов этой отрасли. Все то же самое «запретить и не пущать», даже не вдаваясь в подробности. При таком инвестклимате никакого туризма у нас не будет никогда.

— Вам не кажется, что гражданское общество и общественные организации как его боевые единицы и должны заниматься выявлением нарушений со стороны бизнеса, власти?

 — Люди производят отходы, это неизбежно. И если не создана инфраструктура, собирающая и утилизирующая эти отходы, они будут оставаться в природе. В реальности всё именно так и обстоит: все неблагоустроенные берега Тургояка и Инышко сплошь несанкционированные свалки и туалеты, а многочисленное жилье здесь не имеет систем водоотведения, а это гарантированный источник загрязнения воды.

 Но в общественном сознании с подачи экопопулистов ценности перевернуты с ног на голову: канализация выставляется злом, а отсутствие таковой — благом.

  Гражданскому обществу пора вспомнить о своих собственных интересах и не позволять навязывать себе ложные суждения.

 Чтобы сохранить Тургояк, нужно добиваться от местных властей строительства канализации, дорог и парковок вокруг озера, установки и регулярного вывоза мусорных баков. Только в этом случае экосистемы будут защищены от негативного влияния сотен тысяч туристов, которые туда все равно приезжают и будут приезжать.

 Я был на курорте Щучье-Боровое в Казахстане. Это привычный для нас уголок уральской природы, но там это уникальная ценность. Поэтому на территории курорта невозможно съехать на автомобиле с проезжей части в лес: все въезды перекрыты, дороги не имеют обочин, асфальт ограничен бордюрами, мусорные баки на каждой парковке. В результате лес там чистый, хотя туристов не меньше, чем на Тургояке. У нас тоже можно так сделать. Но для этого гражданскому обществу нужно видеть суть проблем, а не поверхностные популистские «сенсации».

Созидать и разговаривать

— Известны ли вам случаи, когда общественники атаковали бизнес по заказу? Как отличить подобные случаи от действительно принципиальной позиции?

 — Подобные случаи на самом деле широко известны, но доказать в них корыстную составляющую практически невозможно. Поэтому, давая им оценку, лучше говорить лишь о субъективном мнении. Отличить же заказ от принципиальной позиции можно, только профессионально разбираясь в предметной области проблемы, но для широкой общественности сегодня это недоступно.

 Чтобы исправить ситуацию, на мой взгляд, решение есть только одно — систематическое экологическое и экономическое просвещение населения. Именно так, на стыке этих двух дисциплин. «Запретить и не пущать» — это опасный популизм, который слишком часто ведет и к деградации территорий, и к снижению благосостояния населения.

 И в сфере отдыха на природе мы видим яркий тому пример: въездного туризма в регионе почти нет из-за отсутствия нормальных отелей, экономика этого рынка на нуле, прибрежные лесные участки заняты непонятными частниками с банями, усадьбами или базами отдыха без очистных сооружений, а всё, что не занято, являет собой «дикие» во всех смыслах автокемпинги.

— На ваш взгляд, кто должен выступать медиатором в спорах между общественниками и бизнесом?

— У нас есть уполномоченные государственные структуры и судебная система. Этого должно быть достаточно для урегулирования споров. Но это в идеале. Проблема в том, что широкая общественность склонна не доверять госструктурам, но при этом безоговорочно верит «экоактивистам». В свою очередь, у госструктур недостаточно ресурсов, чтобы решить все проблемы. К примеру, у минэкологии объективно не хватит инспекторов, чтобы, помимо других своих регулярных задач, проверить герметичность всех выгребных ям на Тургояке.

 Есть ли из этого выход? Часть решения я уже назвал: это систематическое экологическое и экономическое просвещение населения. С другой стороны, госструктурам нужно проявлять больше информационной открытости и честности. Признавать проблему, а не делать вид, что ее не существует. Предлагать лучшее решение, даже если ресурсов на него пока нет. Включать в план, искать возможности, отчитываться перед населением... По мере достижения первых результатов это восстановит доверие.

 А бизнесу нужно проявлять больше социальной ответственности, уходить с позиций «алчного эксплуататора». Сегодня это необходимое условие. Бизнесу нужно создавать для людей некоммерческие блага. А если прибылей на подобные инвестиции пока не хватает, предпринимателям стоит выступать с яркими и полезными общественными инициативами. Только находясь в таком постоянном созидательном диалоге с населением, деловое сообщество сможет защитить себя от информационных атак.

25.06.2019 | 15:16
Какие три слова на букву «О» стали главными в первые 100 дней Алексея Текслера

Политическая традиция оценивать первые сто дней работы руководителя имеет давнюю историю. Еще в наполеоновские времена мерили успехи и неуспехи «соточкой». Мы, пожалуй, тоже не будем уклоняться от магии круглой даты. Когда календарь раскроет листочек с 27 июня, будет 100 дней, как во главе Челябинской области президентом Владимиром Путиным был поставлен Алексей Текслер.

19.06.2019 | 15:02
На губернаторских выборах в Челябинской области ожидают атаку «зеленых» идей

Политические процессы вокруг выборов в губернаторы Челябинской области закручиваются в узелок все туже и туже. Количество желающих занять пост множится, эксперты уже без обиняков говорят, что нынешние избирательные баталии рискуют стать самыми интересными еще с суминских времен.

Вчера | 09:44
Сколько денег челябинцы решаются брать до получки у банков в заем

Последние тренды в этом виде финансовых услуг отследило Национальное бюро кредитных историй.

25.06.2019 | 10:38
Налоговики собрали с южноуральцев более сотни миллиардов рублей

Управление федеральной налоговой службы по Челябинской области отчиталось о своих успехах за пять месяцев года.

Новости   
Спецпроекты