Ждет ли реформа реформу? Оставят ли Челябинску районных депутатов

Регион немного замер в ожидании нового избирательного цикла. Однако эксперты говорят, что не только выборами губернатора запомнится этот политический сезон. Точка политической нестабильности сегодня — местный уровень. Особенно челябинский, где прошедшая ранее муниципальная реформа создала управленческую конструкцию, эффективность и жизнеспособность которой оценить пока не могут.
-
Законное дело. Чем занимаются челябинские политики, отправленные улучшать федеральное законодательство
-
Стали законом. Владимир Мякуш подвел политические итоги 2018 года
Почему муниципальная реформа не стратегична
Сразу стало понятно, что откровенных противников и защитников муниципальной реформы дискуссия не выявила. Практически все признавали существование в ней позитива и негатива.

Но и минусов достаточно много. Первый из них заключается в том, что невозможно на общественной основе профессионально работать. Мое глубокое убеждение, что не могут не освобожденные депутаты грамотно и эффективно решать возникающие вопросы.
Не сработала реформа и в другой части. Когда ее запускали, обещали, что районный депутат сможет достучаться до каждого жителя. Оказалось, что не везде это сработало хоть и по абсолютно разным причинам. Например, далеко не все округа равномерные. У одного депутата округ в 4000 человек, а у другого — 20 000. Понятно, что во втором случае очень сложно прийти в каждый подъезд и спросить: «Люди, а чем вы дышите, о чем вы думаете».
Последний вопрос, конечно, технический, в условиях роста города требующий постоянной корректировки. Однако эксперты в голос утверждают, что он очень серьезный. Но если технические проблемы решить можно, то некоторые эксперты не уверены, что реформа выполнила главную свою миссию.

Я считаю, что эта реформа достигла бы своей цели, если бы она была привязана к реализации агломерационного процесса. Но у нас власти сказали «А», но не сказали «Б». Нам нужно было подумать о законе о муниципалитетах второго уровня. Тогда бы это имело смысл, стало законченной идеей. А сейчас мы видим в городской думе людей, которые сидели там и до этого, когда существовала обычная городская дума. В этом плане мне больше нравится подход, который применили в Самаре. У них районные собрания выбираются на пять лет, а городская дума — на 2,5 года. За счет этого происходит ротация городского депутатского корпуса».
Как мы не дождались реальной политики

«Мы ожидали, что будет обострение дискуссии, ужесточение конкуренции, в принципе возникнет некая городская политическая жизнь, — считает известный медиаэксперт, директор ИД «Губерния» Сергей Филичкин. — Жесткая конкуренция — это хорошо, это некий отбор, который позволяет свежим лицам выходить наверх, карьерно развиваться. Ожидалось, что появится новый кадровый резерв. Но я лично этого не увидел. Я видел, что посредством новой муниципальной системы во власть пошли клиньями группы, которые на районном уровне заводят в качестве депутатов лишь свою подтанцовку. Задача последних — зайти в районные советы только для того, чтобы протолкнуть наверх своего главного кандидата. Многие, выполнив свою основную функцию, на этом успокоились. Наверное, где то были и другие политические модели, но эту я точно отследил.
Я не увидел появления новых интересных политиков в Челябинске. Большинство депутатов райсоветов это люди страшно далекие от этой роли, часто совершенно случайные. В самом начале они были совершенно не готовы к муниципальному управлению, они даже толком не представляли, что такое муниципальное хозяйство. Этому нужно учиться не тогда, когда ты уже выбрался, а заранее».

Давайте проведем аудит районных депутатов, у нас их 170 человек. Что мешает чисто статистически проанализировать его базовую узнаваемость в округе, его активность, эффективность? Это даст возможность нам понять, к примеру, что из 170 районных депутатов 20 — невидимый балласт, 30 — неэффективны, 20 — еще непонятно кто, зато 100 — это рабочие лошадки с хорошим потенциалом».
Однако некоторые эксперты говорят, что проблема муниципальной реформы не только в слабости института районных советов.
«Я увидел, что в результате муниципальной реформы усложнилась система городского управления, — говорит Сергей Филичкин. — Система выборов городской власти стала менее прозрачной: мы выбираем районных депутатов, они выбирают городских депутатов, последние выбирают главу городской администрации. Это очень сложная, тройная конструкция, которая привела к отрыву муниципальной власти от избирателя».
Готовы ли мы превратиться в Сомали
Звучат сегодня и голоса за полную отмену реформы. Противники реформы надеются, что их позицию разделит новый руководитель региона Алексей Текслер, которому нынешняя модель якобы может показаться политически неудобной.

Кроме того, идея о приближении власти к народу в нашей реформе не реализована совершенно. Более того, эта реформа дискредитирует власть, так как наплодила на уровне районов бессильных ее представителей. У районных депутатов нет реальных полномочий, а стало быть, нет уважения избирателей, впоследствии это отношение проецируется на более высокие уровни власти».
Однако другие эксперты призывают не спешить и не хоронить реформу, даже если в ней обнаруживаются серьезные изъяны.
«В политологии есть большой раздел по изучению недодемократий, — говорит Алексей Ширинкин. — Там четко доказывается, что те страны, которые даже если вдруг и пошли, к примеру, по пути авторитаризма, но при этом сохранили институты прямой демократии, гораздо легче впоследствии приходят к современному обществу. Те государства, которые убили эти институты окончательно, очень быстро превращаются в Сомали. Да, нынешняя ситуация, которая появилась благодаря муниципальной реформе, нам может казаться странной, несовершенной и даже бессмысленной, но это институт прямой демократии, который значительно понижает рубеж входа в политику. Благодаря ему в политику имеют шанс попасть люди без денег. И когда то это очень сильно поможет нашему обществу».
Тем временем в информационном пространстве гадают, какую позицию по поводу муниципальной реформы в Челябинске займет врио губернатора Челябинской области Алексей Текслер. Будет ли он двигаться по уже существующей схеме или предпочтет ее заменить. А если последнее, то пойдет ли он на эти изменения уже до нынешнего сентября или решит оставить это до следующего избирательного цикла.
Поделиться