Ждет ли реформа реформу? Оставят ли Челябинску районных депутатов

3 Апреля 2019 Автор: Сергей Иванов Фото: Вячеслав Шишкоедов
Ждет ли реформа реформу? Оставят ли Челябинску районных депутатов


Регион немного замер в ожидании нового избирательного цикла. Однако эксперты говорят, что не только выборами губернатора запомнится этот политический сезон. Точка политической нестабильности сегодня — местный уровень. Особенно челябинский, где прошедшая ранее муниципальная реформа создала управленческую конструкцию, эффективность и жизнеспособность которой оценить пока не могут.

Последствия муниципальной реформы стали на этой неделе темой для дискуссии в рамках проекта «Разговор в Сигарном клубе», организатором которого традиционно выступает медиахолдинг «Гранада Пресс».

 Почему муниципальная реформа не стратегична

 Сразу стало понятно, что откровенных противников и защитников муниципальной реформы дискуссия не выявила. Практически все признавали существование в ней позитива и негатива.

 Дмитрий-Довженко_председатель-комиссии-по-бюджету-и-налогам-Челябинской-гордумы.jpg«Муниципальная реформа — это и не плохо, и не хорошо, — считает Дмитрий Довженко, депутат Челябинской городской думы, заслуженный экономист России. — Что из этого получается, зависит от ответа на вопрос, чем и с чем ее есть. По крайней мере я вижу в ней один большой плюс — реформа позволила подобрать людей, которые дальше смогут пойти в политику.

 Но и минусов достаточно много. Первый из них заключается в том, что невозможно на общественной основе профессионально работать. Мое глубокое убеждение, что не могут не освобожденные депутаты грамотно и эффективно решать возникающие вопросы.

 Не сработала реформа и в другой части. Когда ее запускали, обещали, что районный депутат сможет достучаться до каждого жителя. Оказалось, что не везде это сработало хоть и по абсолютно разным причинам. Например, далеко не все округа равномерные. У одного депутата округ в 4000 человек, а у другого — 20 000. Понятно, что во втором случае очень сложно прийти в каждый подъезд и спросить: «Люди, а чем вы дышите, о чем вы думаете».

 Последний вопрос, конечно, технический, в условиях роста города требующий постоянной корректировки. Однако эксперты в голос утверждают, что он очень серьезный. Но если технические проблемы решить можно, то некоторые эксперты не уверены, что реформа выполнила главную свою миссию.

 Дмитрий-Довбня_DSC0837.jpg«Я сразу отмечу, что я сторонник этой реформы, однако вижу много «но», — говорит Дмитрий Довбня, депутат районного совета депутатов Курчатовского района, сопредседатель экспертного совета по разработке маркетинговой (рыночной) стратегии города Челябинска. — Главная проблема — нестратегичность реформы. В 2014 году в Москве прозвучал месседж, что необходимо приближать власть к народу. Этот единственный тезис на протяжении последних пяти лет постоянно повторяли, но что за этим стоит, для чего это нужно, каким образом муниципальная реформа приближает нас к заявленной цели, никто не объяснил.

 Я считаю, что эта реформа достигла бы своей цели, если бы она была привязана к реализации агломерационного процесса. Но у нас власти сказали «А», но не сказали «Б». Нам нужно было подумать о законе о муниципалитетах второго уровня. Тогда бы это имело смысл, стало законченной идеей. А сейчас мы видим в городской думе людей, которые сидели там и до этого, когда существовала обычная городская дума. В этом плане мне больше нравится подход, который применили в Самаре. У них районные собрания выбираются на пять лет, а городская дума — на 2,5 года. За счет этого происходит ротация городского депутатского корпуса».

 Как мы не дождались реальной политики

 Филичкин-Сергей-Владимирович.jpgЭкспертное сообщество ждало от районных депутатов не только приближения к народу, была надежда, что произойдет оживление реальной политики.
«Мы ожидали, что будет обострение дискуссии, ужесточение конкуренции, в принципе возникнет некая городская политическая жизнь, — считает известный медиаэксперт, директор ИД «Губерния» Сергей Филичкин. — Жесткая конкуренция — это хорошо, это некий отбор, который позволяет свежим лицам выходить наверх, карьерно развиваться. Ожидалось, что появится новый кадровый резерв. Но я лично этого не увидел. Я видел, что посредством новой муниципальной системы во власть пошли клиньями группы, которые на районном уровне заводят в качестве депутатов лишь свою подтанцовку. Задача последних — зайти в районные советы только для того, чтобы протолкнуть наверх своего главного кандидата. Многие, выполнив свою основную функцию, на этом успокоились. Наверное, где то были и другие политические модели, но эту я точно отследил.

 Я не увидел появления новых интересных политиков в Челябинске. Большинство депутатов райсоветов это люди страшно далекие от этой роли, часто совершенно случайные. В самом начале они были совершенно не готовы к муниципальному управлению, они даже толком не представляли, что такое муниципальное хозяйство. Этому нужно учиться не тогда, когда ты уже выбрался, а заранее».

 ширинкин_марочка.jpg«Я скажу, что на прошлых выборах в районные советы было гигантское количество участников, — вступает в дискуссию политолог Алексей Ширинкин, директор агентства «Монитор». — На мой взгляд, это как раз побудило низовую политическую активность. Другое дело, что впоследствии эта низовая активность схлынула. И у многих из районных депутатов просто не было никаких шансов подняться на уровень города. У них не было для этого необходимых ресурсов.

Давайте проведем аудит районных депутатов, у нас их 170 человек. Что мешает чисто статистически проанализировать его базовую узнаваемость в округе, его активность, эффективность? Это даст возможность нам понять, к примеру, что из 170 районных депутатов 20 — невидимый балласт, 30 — неэффективны, 20 — еще непонятно кто, зато 100 — это рабочие лошадки с хорошим потенциалом».

 Однако некоторые эксперты говорят, что проблема муниципальной реформы не только в слабости института районных советов.

 «Я увидел, что в результате муниципальной реформы усложнилась система городского управления, — говорит Сергей Филичкин. — Система выборов городской власти стала менее прозрачной: мы выбираем районных депутатов, они выбирают городских депутатов, последние выбирают главу городской администрации. Это очень сложная, тройная конструкция, которая привела к отрыву муниципальной власти от избирателя».

 Готовы ли мы превратиться в Сомали

 Звучат сегодня и голоса за полную отмену реформы. Противники реформы надеются, что их позицию разделит новый руководитель региона Алексей Текслер, которому нынешняя модель якобы может показаться политически неудобной.

 Андрей-Лавров_влево_55949810_Андрей-Лавров.jpg«Мне кажется, что все пытаются лечить аспирином то, что уже умерло, — уверен политолог Андрей Лавров, региональный представитель Агентства политических и экономических коммуникаций. — Это все не соответствует времени. На примере того же Алексея Текслера у нас или нового мэра Екатеринбурга мы видим, что появились совершенно новый типаж регионального политика и новый вид региональной политики. Этот вид коммуникационно предельно открытый. В принципе, это политик впервые в современном европейском понимании. Он в основе своей имеет уважение к людям, а наша муниципальная реформа абсолютно подрывает в своей глубинной идее это уважение. Придуманные ступени, через которые проходит выбор муниципальной власти, как бы говорит людям, что они недостойны самостоятельно выбирать руководителя города. Но на самом деле не готово не общество, а сама власть.

 Кроме того, идея о приближении власти к народу в нашей реформе не реализована совершенно. Более того, эта реформа дискредитирует власть, так как наплодила на уровне районов бессильных ее представителей. У районных депутатов нет реальных полномочий, а стало быть, нет уважения избирателей, впоследствии это отношение проецируется на более высокие уровни власти».

 Однако другие эксперты призывают не спешить и не хоронить реформу, даже если в ней обнаруживаются серьезные изъяны.

 «В политологии есть большой раздел по изучению недодемократий, — говорит Алексей Ширинкин. — Там четко доказывается, что те страны, которые даже если вдруг и пошли, к примеру, по пути авторитаризма, но при этом сохранили институты прямой демократии, гораздо легче впоследствии приходят к современному обществу. Те государства, которые убили эти институты окончательно, очень быстро превращаются в Сомали. Да, нынешняя ситуация, которая появилась благодаря муниципальной реформе, нам может казаться странной, несовершенной и даже бессмысленной, но это институт прямой демократии, который значительно понижает рубеж входа в политику. Благодаря ему в политику имеют шанс попасть люди без денег. И когда то это очень сильно поможет нашему обществу».

 Тем временем в информационном пространстве гадают, какую позицию по поводу муниципальной реформы в Челябинске займет врио губернатора Челябинской области Алексей Текслер. Будет ли он двигаться по уже существующей схеме или предпочтет ее заменить. А если последнее, то пойдет ли он на эти изменения уже до нынешнего сентября или решит оставить это до следующего избирательного цикла.




Вчера | 14:29
Взять города и села! Какие задачи стоят перед Алексеем Текслером на муниципальном уровне

Понятно, что новый глава региона должен обязательно определиться со своей политикой в отношении муниципалитетов. Горожане на сегодня основная движущая сила в политических процессах. Какие первоочередные задачи стоят перед Алексеем Текслером на этом пути, рассуждает политолог Андрей Лавров, региональный представитель Агентства политических и экономических коммуникаций.

17.04.2019 | 12:36
«Зеленый» прагматизм. Как начал изменять экологическую политику Алексей Текслер

То, что экологическая повестка во многом станет одним из драйверов будущей кампании по выборам губернатора Челябинской области, не вызывает никакого сомнения. Ее будут отрабатывать как провластные силы, так и оппозиционные. Причем в новых политических реалиях первым это будет делать куда как сподручнее, чем это было ранее.

29.03.2019 | 14:37
Законное дело. Чем занимаются челябинские политики, отправленные улучшать федеральное законодательство

Как известно, пока исполнительная власть сидит на хозяйстве, законодательная должна создавать условия для ее работы. Насколько продуктивно это получается у челябинских представителей второй «ветки»?

14.12.2018 | 17:01
Эффекты саммитов. Челябинские эксперты прогнозируют пользу ШОС и БРИКС для Челябинска

Пока южноуральское экспертное сообщество продолжает обсуждать, какие прямые и косвенные экономические, политические и иные эффекты могут принести Челябинской области международные события 2020 года, отдельные рынки уже сгруппировались перед рывком.

Новости   
Спецпроекты