За 25 лет парламентарии Челябинской области приняли почти 3000 законов

15 Мая 2019 Автор: Федор Кручинин Фото: Вячеслав Шишкоедов
За 25 лет парламентарии Челябинской области приняли почти 3000 законов


Законодательному Собранию Челябинской области исполнилось 25 лет. За это время региональный парламент превратился в один из самых серьезных институтов политической власти региона.

Кто-то его называет слишком консервативным, кому-то не хватает остроты дискуссий в его стенах, однако ни у кого язык не поворачивается назвать эту структуру невлиятельной.

Место стабильности

Владимир Мякуш, который возглавляет региональный парламент с 2005 года, данное событие отмечать с помпой изначально не собирался. Хотя дата красивая, но сегодня торжественность момента в российских политических реалиях пышно подчеркивать не принято. Конечно, были приготовлены, как водится, грамоты особо отличившимся сотрудникам аппарата, старожилам депутатского корпуса, представлена книга, отмечающая особо яркие исторические мгновения жизни ЗСО, но в целом праздничный момент ничем не отличался от будничного. «Мы работаем в обычном режиме», — отмечали в парламенте.

Именно эта работа в обычном режиме и превратила Законодательное Собрание в один из самых влиятельных политических институтов региона. В силу специфики он еще остается и одним из самых стабильных. В моменты, когда исполнительную власть трясло, ЗСО оставалось политической площадкой, на которой выстраивались новые политические конструкции и сохранялись наиболее эффективные из существовавших ранее.

Мякуш_IMG_7268.jpg«Законодательному органу власти Челябинской области с первых шагов и до сегодняшнего дня удавалось решать самые сложные задачи и успешно отвечать на вызовы времени, — оценивает прожитые четверть века спикер парламента Владимир Мякуш. — Главным итогом этой работы стало формирование необходимой правовой базы, которая служила и продолжает служить стратегической основой развития нашего региона. Каждый из шести созывов областного парламента сохранял традиции предыдущего. Привносил новое и самобытное в историю законодательной ветви власти. И в наши дни работа депутатов Законодательного Собрания основывается на конструктивном сотрудничестве, постоянном взаимодействии с избирателями, использовании различных форм общественных обсуждений, чтобы каждый житель Челябинской области смог почувствовать причастность к процессу законотворчества».

Это слова, а есть и цифры. Так, за время работы Законодательного Собрания Челябинской области (а это, на минуточку, шесть созывов) депутатами было принято 2924 закона. Самый богатый на законы созыв — пятый. Его депутаты за свой срок приняли 972 закона. Для сравнения: в первом созыве таковых было 45, во втором — 164, в третьем — 435, в шестом — 676 (по состоянию на 26 апреля). А еще была масса постановлений, за 25 лет их число достигло почти десяти с половиной тысяч.
При этом нужно понимать, что закон — это не просто проштампованная и прошнурованная бумага. Это правила, влияющие на все сферы жизни региона — от экономики и политики до быта. Можно их критиковать, говорить об их целесообразности и своевременности, чрезмерной жесткости или чрезвычайной мягкости, но не вызывает сомнения, что, если бы их не существовало, жизнь в Челябинской области однозначно была бы другой.

Андрей-Лавров_влево_55949810_Андрей-Лавров.jpg«Конечно, из принимаемых в недрах ЗСО законов и постановлений подавляющее большинство выполняет функцию приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным, — считает Андрей Лавров, региональный представитель Агентства политических и экономических коммуникаций. — Так устроена наша государственная система, ее специфика. Но мы понимаем, что легко можно накосячить и здесь. Подобные примеры есть в других субъектах Федерации. Наш региональный парламент делает все достаточно своевременно и профессионально, в результате нам удается избегать скандалов, появления нерабочих механизмов».

Ширинкин_влево_54524674.jpg«Понятно, что есть некие формальные правовые инструменты, которыми наделены представители Законодательного Собрания области, у них есть достаточно серьезные рычаги общения с федеральным центром, — говорит политолог Алексей Ширинкин, руководитель агентства «Монитор». — Однако существует мнение, что нынешние российские политические реалии на практике уменьшают эти возможности региональных парламентариев.

Кроме того, некоторым не хватает в ЗСО яркой картинки. Мы не знаем практически случаев публичных конфликтов между законодательной и исполнительной ветвями власти в Челябинской области. На моей личной памяти было, пожалуй, не более пары случаев, когда Законодательное Собрание публично проявляло свой нрав и вступало в конфронтацию. Обычно мы видим некую симфонию властей. Но на самом деле далеко не всегда ЗСО выполняет лишь ритуально-декоративную функцию. В тех же партийных фракциях подчас разворачиваются очень яркие и острые дискуссии, но действительно, наружу это выносится крайне редко. На мой взгляд, этот момент законодательной власти региона необходимо однозначно подправлять, чтобы прекратить всяческие разговоры о декоративности. За окном не сытые нулевые, сегодня есть совершенно иной общественный запрос. От депутатов ждут, что они будут не только производить законы и подзаконные акты, но и становиться спикерами по наиболее острым и проблемным вопросам».

ЗСО_Олег-Каргаполов.jpg
Фото Олега Каргаполова

Клуб влиятельных

Нужно отметить, что влиятельность ЗСО признается и исполнительной властью. Мимо ЗСО не проходят самые знаковые выборные кампании в регионе, перед депутатами отчитываются губернаторы, профильные министры именно к ним идут за поддержкой в реализации тех или иных программ, они формируют бюджеты и тем самым формируют не только законодательные реалии южноуральской жизни, но и финансовые.

Неслучайно, что первым, с кем встретился врио губернатора Челябинской области Алексей Текслер после своего назначения в регион, был именно Владимир Мякуш. Потому что именно в ЗСО есть и формальная, и неформальная политическая сила.

«В настоящий момент мы в определенной степени можем оценивать ЗСО как некий клуб, в который входят представители экономической, общественной и культурной элиты региона, — комментирует Алексей Ширинкин. — Они прошли определенные процедуры, преодолели препятствия, так или иначе заручились поддержкой жителей для того, чтобы участвовать в принятии политических, экономических и иных решений. Если мы посмотрим на кадровый состав нашего парламента, то это люди, которые достигли определенных высот в своей сфере профессиональной деятельности. Вокруг фигуры Владимира Мякуша сформировалось ядро политической элиты региона, которая уже не один десяток лет находится внутри регионального политического процесса. Кто-то из них представляет сложившиеся финансово-политические кланы, кто-то прорвался в этот круг в силу своего личного статуса и харизмы. Они так и или иначе формируют лицо Челябинской области».

«По сравнению с другими российскими регионами у Челябинской области достаточно достойное положение, нам удалось многое сохранить и не рухнуть в пучину экономического и социального кризиса, — говорит Андрей Лавров. — Есть в этом участие Законодательного Собрания? Думаю, что да. Как политический институт ЗСО играет наиважнейшую роль. Это место, где происходит лоббирование интересов серьезных элитных групп, и место, где они находят консенсус. Не стоит всегда относиться к лоббированию негативно. Оно приводит к согласованию интересов разных экономических групп, а без этого согласования не может нормально существовать, развиваться область. Есть, например, в ЗСО группа сельскохозяйственного лобби. Как следствие, мы получаем в этой сфере совершенно классный результат, неожиданный для региона с такими климатическими условиями. Есть промышленное лобби, которое обеспечивает развитие наиболее серьезных отраслей для нашей экономики…»

ЗСО_Шишкоедов_DSC4873.jpg

Видят в «поле»

При этом эксперты отмечают, что общество видит и ценит в законодательной ветви власти отнюдь не ее работу по совершенствованию права и нахождению межэлитного консенсуса.

«Есть колоссальный раздел деятельности депутатов регионального парламента: это работа на собственном округе, — говорит Андрей Лавров. — Хорошие депутаты на своей территории работают с населением в течение всего своего депутатского срока. Впоследствии это, как правило, позволяет им переизбираться. Для обычных людей обращение к депутату — это механизм достучаться до власти. Ведь депутатский запрос много стоит. Кроме того, эффективный депутат лоббирует и интересы своей территории. Строительство новых школ и детсадов, открытие, сохранение, модернизация учреждений здравоохранения, благоустройство общественных пространств — депутат может многое пробить у исполнительной власти. Это люди видят, для них это важно и именно за это ценят законодательную власть»
.
Для справки:

В настоящий момент в Законодательном Собрании Челябинской области работают 60 депутатов. Они разбиты по четырем партийным фракциям: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия». Больше всего среди депутатов представителей единороссов.

Поделиться

Сегодня | 15:51
Вячеслав Володин рассказал, какие законы вступают в силу в апреле

Спикер Госдумы опубликовал в своем телеграм-канале традиционную подборку изменений в законах.

24.03.2024 | 13:42
Президентские выборы показали консолидацию общества

Пресс-центр «Гранада Пресс» провел «Экспертный клуб» на тему «Выборы президента-2024: о чем говорят результаты».

30.04.2020 | 15:53
Какой опыт вынесла Челябинская область из месяца в режиме самоизоляции

В рамках проекта «Экспертный клуб — Челябинск» прошла заочная дискуссия о том, какие проблемы выявила нынешняя нестандартная ситуация, в которой оказалась страна в целом и наш регион в частности.

04.03.2020 | 12:29
Владимир Мякуш рассказал о «кухне», где готовились поправки к Конституции России

Почему поправки в Основной Закон страны можно назвать прививкой власти от рисков, почему потребуется править более 80 законов, чтобы новые положения Конституции превратились в рабочий инструмент… Об этом и многом другом в интервью с Владимиром Мякушем, председателем регионального парламента.

Новости   
Спецпроекты