Мэрия отчиталась перед челябинцами об исполнении бюджета за 2024 год

Самой расходной частью бюджета Челябинска остается социальная сфера. Наиболее значительные суммы в 2024 году были направлены на образование, социальную политику, физкультуру и спорт.
С учетом прошедшей муниципальной реформы на публичные слушания был вынесен не только отчет об исполнении бюджета Челябинска, но и семь отчетов об исполнении бюджетов внутригородских районов Челябинского городского округа с внутригородским делением.
Напомним, в 2014 году Челябинск был наделен статусом городского округа с внутригородским делением. Основной целью реформы было четкое разграничение полномочий органов МСУ с соответствующим финансовым обеспечением. Ожидалось, что такой подход позволит ускорить и оптимизировать решение всех местных вопросов. Однако в дальнейшем реформа МСУ была признана неудачной. В 2024 году Челябинск вернулся к одноуровневой системе местного самоуправления, а районы как самостоятельные муниципалитеты были упразднены.
Публичные слушания проходили под председательством спикера гордумы Сергея Буякова. В них приняли участие жители города, депутаты гордумы, представители администрации города и районов, Контрольно-счетной палаты, надзорных и правоохранительных органов, Общественной и Молодежной палат города, Челябинского Совета ветеранов.

Расклад по долям
Основной отличительной особенностью процесса исполнения бюджета в 2024 году стало изменение статуса городского округа, отметила в своем докладе исполняющая обязанности заместителя главы города по экономике и финансам, председатель комитета финансов города Челябинска Виктория Шин.
«Так, с 1 октября 2024 года город Челябинск был лишен статуса городского округа с внутригородским делением и наделен статусом городского округа. До 1 октября бюджеты районов исполнились ими самостоятельно, а уже в 2024 году администрация Челябинска, как правопреемник внутригородских районов, завершала исполнение их расходных обязательств за счет бюджета города», — отметила она.
Общая сумма доходов бюджета по отношению к 2023 году выросла на 9 291,9 млн рублей (прирост составил 16,5%). Всего в городскую казну поступили доходы в сумме 65 713,6 млн рублей, в том числе налоговые и неналоговые — 26 127,6 млн рублей и безвозмездные поступления — 39 586 млн рублей.
Самой показательной для оценки финансового положения города стала динамика собственных доходов: эти показатели в структуре доходов Челябинска увеличиваются уже на протяжении пяти лет, с 26% в 2020 году до 39,8% в 2024-м.
Рост доходов в бюджет города был обеспечен в первую очередь за счет поступлений от налога на доходы физлиц (на 32,9%), налога по УСН (на 34,6%), а также госпошлины (на 74,5%). Кроме того, в 2024 году добавились и межбюджетные трансферты: по сравнению с 2023 годом они выросли более чем на 3,6 млрд рублей.

Расходная часть бюджета тоже увеличилась на 13,2%, достигнув показателя в 62,8 млрд рублей. Самые значительные суммы в прошлом году были направлены на социальную сферу — 46 477,2 млн рублей, или 74 % от общей суммы расходов.
Практически все деньги были освоены в рамках 24 муниципальных программ, которые включали в себя также и реализацию нацпроектов «Безопасные качественные дороги», «Образование», «Жилье и городская среда», «Демография». Среди самых значимых объектов прошлого года — строительство двух школ в Курчатовском районе, создание центра цифрового образования «IT-куб» на базе Дворца пионеров и школьников им. Н.К. Крупской, благоустройство скверов у ТРК «Родник» и в поселке Смолино, спортивно-досуговая зона в парке Калининского района, покупка оборудования для пунктов проведения экзаменов государственной аттестации более чем в 20 городских школах, дорожные работы и т.д.
Кроме того, в прошлом году были реализованы инициативные проекты на общую сумму 468,1 млн рублей.
В 2024 году бюджет города был исполнен с профицитом в размере 2 911,6 млн рублей. «Челябинск остается в числе территорий с высокой долговой устойчивостью. Хочу отметить, что в результате слаженной работы всех органов местного самоуправления города итоги исполнения бюджета можно оценить положительно», — подытожила Виктория Шин.

Оценка исполнения
Доходы районных бюджетов в 2024 году формировались в основном за счет межбюджетных трансфертов, поступлений от земельного налога и налога на имущество физлиц, отметили в своих выступлениях руководители районных администраций.
Большая часть районных бюджетов, от 48 до 69% расходов, была направлена на благоустройство.
Доходная часть во всех районах достигла плановых индикативов, при этом бюджетные ассигнования в районах не были израсходованы полностью. Это связано с тем, что мэрия завершала исполнение принятых расходных обязательств внутригородских районов в качестве правопреемника.
По словам председателя Контрольно-счетной палаты Челябинска Ирины Кузнецовой, все представленные отчеты прошли экспертизу КСП, и результаты внешней проверки подтверждают их достоверность.

Председатель Общественной палаты города Анастасия Лапо представила экспертное заключение, подготовленное с участием членов Общественной палаты. Заключение содержало мнение общественников относительно совершенствования бюджетной деятельности городских властей, а также рекомендацию для Челябинской гордумы — принять представленные отчеты.
По словам председателя Челябинской городской Думы Сергея Буякова, уникальность этих публичных слушаний заключалась в том, что на протяжении девяти месяцев 2024 года Челябинск еще был в статусе городского округа с внутригородским делением.
«Что касается основных цифр, то хочу сказать, что по сравнению с 2023 годом бюджет Челябинска вырос на 16,5%, это чуть больше 9 млрд рублей. Доходы превысили более 65 млрд, расходы составили более 62 млрд. Особо отмечу, что 74% бюджета (немногим более 46 млрд рублей) пришлось на социальную сферу. Более 7 млрд рублей было направлено на дорожные работы, более 3 млрд — на сферу ЖКХ, — сказал спикер Думы. — Ну и жители Челябинска видят, как облагораживаются дворовые и общественные пространства города. Это и сквер возле ТРК «Родник», и сквер в поселке Смолино, обновленная пешеходная зона улицы Свободы и другие объекты. Город развивается. Уверен, что это поступательное движение будет продолжаться и в будущем».

Анастасия Лапо отметила значимость участия в публичных слушаниях субъектов общественного контроля. Как она напомнила, это предусмотрено 212-м федеральным законом.
«Субъекты общественного контроля, в том числе общественные палаты, участвуют в аналитике документов, обсуждают вопросы, связанные с отчетностью по исполнению бюджета, с привлечением экспертов, — сказала она. — Поэтому заключение Общественной палаты представляет собой коллегиальный вывод о том, как реализуется деятельность по управлению бюджетными средствами на уровне муниципальных образований. Это, на мой взгляд, действительно важная работа».
Поделиться