Текслер «утопил» в Тургояке надежды хищников от бизнеса
«Озерный край» перестает быть просто красивой фразой, которой любят описывать Челябинскую область на разного рода презентациях. Теперь власть делает все, чтобы это приятное слуху словосочетание имело под собой и добротное содержание.
- Острые потребности. Анализируем решения правительства Челябинской области
- Дуть на воду. Как южноуральским озерам собираются помогать не исчезнуть
Процесс перехода от слов к делу запустил губернатор Челябинской области Алексей Текслер, первые его результаты проявились в одном из символов Южного Урала — озере Тургояк. Как мы уже сообщали, правительством Челябинской области предлагается внести изменения в «Положение о памятнике природы Челябинской области озере Тургояк».
Как сообщал вчера заместитель министра экологии региона Виталий Безруков, во-первых, из положения будет исключено установление границы памятника природы озера Тургояк по среднему многолетнему уровню воды, равному 319,45 м в Балтийской системе высот.
Во-вторых, здесь будут введены запреты на использование пиротехнических изделий, на предоставление земельных и лесных участков под возведение объектов капитального строительства, размещение некапитальных строений, сооружений.
Кроме того, на Тургояке нельзя будет в принципе что-либо строить и реконструировать. Реконструкция теперь может проводиться лишь на объектах отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан за пределами 50 метров от границы памятника природы озера Тургояк, и то при условии подключения к централизованной системе водоотведения (канализации).
Фото предоставлено пресс-службой правительства Челябинской области
Ускорение от людей и губернатора
Надо отметить, что «крышечка» с острой проблемы Тургояка была сбита Алексеем Текслером еще в октябре 2019 года, когда он собрал совещание по озеру в правительстве. И с его подачи оно сразу не пошло по сценарию, к которому привыкло чиновничество. Первым удивлением для любителей «замотать проблему» стало появлением на совещании общественников, которых ручными уж никак назвать было невозможно. Вторым — рядом с общественниками сидели представители научного сообщества, которые, как выяснилось, также не собирались лезть за словом в карман. Некоторые товарищи в тот момент себя чувствовали ой как неуютно. Особенно когда было представлено не только реальное положение дел на озере, но и мнение местных жителей относительно того, что творится на его берегах.
Именно после этого Алексей Текслер дал оценку ситуации на озерах Южного Урала, где еще в советские годы была выстроена курортная инфраструктура: «В прошлые годы значительная часть компетенций оказалась утрачена. По сути, произошла деградация инженерной и коммунальной инфраструктуры, и сегодня возникла прямая угроза экосистемам тех самых озер, благодаря которым территория известна за пределами области как замечательное место отдыха. Это в равной степени касается Кисегача, Тургояка и других водных объектов…».
После среза проблем губернатор немедленно сформулировал для минэкологии региона свое поручение, которое, если резюмировать, сводилось к следующему: необходимо соблюсти баланс между сохранением природы и развитием туризма. Причем глава региона потребовал, чтобы туризм развивался здесь не нанося ущерба природе. А означало это создание таких объектов инфраструктуры, как канализование (необходимо, чтобы исключить попадание стоков в озеро), строительство отдельных парковок и дорог, которые проходили бы вне памятника природы и его охранной зоны (нужны для того, чтобы граждане не подъезжали на машинах к водоему). Чтобы держать руку на пульсе, губернатор потребовал вести постоянный мониторинг состояния воды в озере, избавить от мусора берега водоемов, ввести запрет на использование катеров с бензиновыми двигателями, запретить фейерверки, которые влияют на нерест рыбы. Сейчас эти требования губернатора приобретают юридическую форму.
Только начало пути
Надо отметить, что для достижения этой цели команде Алексея Текслера пришлось пробить немало барьеров. Несколько месяцев только ушло на то, чтобы убедить федеральное Минприроды поддержать южноуральские инициативы.
Но, несмотря на то что шаг, сделанный в решении этого вопроса, немал, пройти по этому пути региону предстоит еще достаточно. Так, следующим этапом превращения края в по-настоящему «озерный» станет проведение инвентаризации объектов. Это необходимо, чтобы по каждому объекту был четкий ответ о законности его нахождения на берегах Тургояка.
«После этого губернатор поручил региональному минэкологии разработать проект природного парка озера Тургояк, — говорит Виталий Безруков. — Именно это позволит соблюсти баланс между развитием туризма и сохранением озера. В рамках данного проекта должны появиться особые зоны, в которых вообще будет запрещено вести хозяйственную деятельность. Также должны будут появиться рекреационные зоны, в которые должны войти законные объекты, при этом они все должны будут подключены к централизованной канализации. Здесь должны быть организованы парковки и подведены иные коммуникации, чтобы максимально снизить нагрузку на водоем. Помимо этого будут ужесточены и штрафы за нарушения».
Экспертное мнение
Рашид Исмаилов, председатель координационного совета по вопросам экологии при губернаторе Челябинской области:
- В соответствии с проектом постановления регионального правительства, вводится запрет на предоставление земельных и лесных участков под возведение объектов капитального строительства и размещение некапитальных строений и сооружений.
Очевидно, что такой запрет необходим. Но я бы отметил: это решение не должно восприниматься лишь как некий реверанс в сторону общественников. Речь идет не о том, что правительство региона идет навстречу тем, кто переживает за судьбу уникального памятника природы и беспокоиться о его экологическом состоянии.
Дело в том, что здесь еще возникает вопрос о жестком наведении порядка. Да, безусловно, министерство экологии региона совместно с ОГУ «Особо охраняемые природные территории области» круглый год ведут контроль за соблюдением природоохранного законодательства на охраняемых территориях.
Да, мы действительно говорим о том, что будет введен запрет на строительство новых сооружений. Но я бы обратил внимание вот на какую проблему, которая, я уверен, будет разрешена уже в ближайшее время. Совместно с министерством экологии региона, экспертами и также с привлечением общественности мы будем проводить инвентаризацию всех объектов, которые находятся поблизости с этим уникальным озером.
И такая работа крайне необходима для того, чтобы выявить всех, кто так или иначе присутствует на этой территории. Нам очень важно знать, какую именно деятельности они здесь ведут, какие у них условия хозяйствования. И в конечном итоге мы должны сделать так, чтобы полностью упорядочить все вопросы контроля, а к самим руководителям хозяйств, учреждений, баз, осуществляющих свою деятельность на обозначенной территории, предъявлять повышенные требования. Для этого нам нужна абсолютная ясная и четкая картина, которую, надеюсь, мы будем иметь уже в ближайшее время.
Александр Лагунов, председатель общественного экологического совета Миасса:
— Сразу отмечу, что мне нравится и видится наиболее эффективным формат, в котором в октябре прошлого года проходило совещание в правительстве, посвященное мерам по сохранению памятника природы Челябинской области озере Тургояк. Тогда губернатор Алексей Текслер собрал для разговора представителей профильных министерств и ведомств, а также, что немаловажно, общественников, представителей бизнес-сообщества и специалистов. Благодаря этому стало возможным услышать мнение всех заинтересованных в решении проблемы сторон.
Нужно понимать, что озеро Тургояк обладает высокой способностью к самовосстановлению. Свежие научные исследования показали, что состояние воды в озере соответствует уровню «слабо загрязненное». Казалось бы, и хорошо, ничего катастрофичного! Однако в характеристиках водоема, сделанных, допустим, в послевоенные годы, указано, что вода в нем «кристально чистая», и таких водоемов на территории СССР даже в те годы было немного. В 1960-70- е годы качество воды в Тургояке было обозначено исследователями уже как просто «чистая». То есть мы видим, что озеро пока выдерживает нагрузку, но этот порог уже пройден. На сегодняшний день нагрузка на водоем в разы превышает предельно допустимую. Уверен, что те изменения, которые будут внесены в Положение, будут только началом большой системной работы.
Сергей Власов, экоактивист, город Миасс:
— Наконец-то здравый смысл восторжествовал! Вы не представляете себе, как мы благодарны губернатору за то, что изменения в положение о Тургояке приняты!
Вопрос о чрезмерной рекреационной нагрузке на озеро Тургояк я поднимал последние четыре года. Местные бизнесмены, имевшие свои интересы на озере, смотрели на меня как на белую ворону, у виска крутили пальцем. Когда я обратился к нынешнему заместителю министра экологии Челябинской области, тогда возглавлявшему управление экологического просвещения и документооборота в ведомстве, он был в шоке, узнав о реальном положении дел и увидев масштаб проблемы. После этого меня пригласили на экологический форум с участием главы региона Алексея Текслера, где я выступил и обозначил, в том числе проблему использования пиротехники у водоема. Тургояк давно стал излюбленным местом для проведения выпускных, и такие фейерверки и салюты там можно было увидеть в конце весны-начале лета! И никто никогда не задумывался о том, какой урон наносится природе. А последствия использования пиротехники действительно очень негативные. Они и на нересте рыбы сказываются, и на всей экосистеме в целом.
Сейчас важно, чтобы на местном уровне закон соблюдали. Думаю, не лишним было бы в марте на ежегодном собрании арендаторов участков у озера Тургояк раздать постановление, чтобы соблюдали законы и знали об ответственности, которую будут нести в случае нарушений.
Виталий Безруков, заместитель министра экологии Челябинской области:
— Решение губернатора области Алексея Текслера о запрете застройки озера Тургояк – очень важное и своевременное. Необходимость этого назрела давно: антропогенная нагрузка на озеро-памятник растет, качество воды в нем ухудшается. Наложение запрета на всякое строительство в 50-метровой прибрежной зоне, как и на использование распугивающей рыб шумной пиротехники, призвано защитить озеро от разрастания угрозы для его экологии.
Кроме того, вблизи Тургояка много баз отдыха, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Это бытовой мусор, строительные отходы, канализационные стоки. Сейчас решается вопрос о строительстве их общей канализации, чтобы сточные воды не попадали в озеро, а шли на очистные сооружения Миасса. Скорее всего, эту обязанность возложат на собственников баз, которые должны заботиться об экологии. Параллельно будем проводить их инвентаризацию – экспертная комиссия с участием правоохранительных, надзорных органов и общественников проверит, насколько законно базы находятся вблизи особо охраняемой природной территории. Если вскроются нарушения, будем через суд добиваться их сноса.
Следующий этап – создание природного парка Тургояк, в котором будут и заповедные неприкосновенные территории, и рекреационные зоны. Концепция сейчас дорабатывается, и после решения всех юридических вопросов, согласования с природоохранными органами этот масштабный проект планируется реализовать уже в 2020 году.
Поделиться