Владимир Мякуш рассказал о «кухне», где готовились поправки к Конституции России
Почему поправки в Основной Закон страны можно назвать прививкой власти от рисков, почему потребуется править более 80 законов, чтобы новые положения Конституции превратились в рабочий инструмент… Об этом и многом другом в интервью с Владимиром Мякушем, председателем регионального парламента.
— Владимир Викторович, что из себя представляет рабочая группа, созданная президентом, кто туда входит, чему она служит, для чего создана?
— В рабочей группе по подготовке поправок к Конституции, по сути, есть представители всех групп граждан Российской Федерации. В нее президентом собраны и ученые, и артисты, и спортсмены, и депутаты разных уровней. И это верный подход — собрать для работы над поправками людей совершенно разных профессий. Не правы, к примеру, те, кто пеняет, зачем там находятся артисты. Посмотрите внимательно, и вы увидите, какие глубокие предложения выдают представители творческих кругов. Много конструктивных поправок дают и люди других профессий, входящие в рабочую группу. И касаются они далеко не только социальных вопросов, но и вопросов государственного устройства страны.
Нужно понимать, что члены рабочей группы, по сути, выдают концентрацию предложений разных слоев населения и прорабатывают их с учетом будущего России. Учитывается множество обстоятельств. Например, то, что власть может смениться. Поэтому нам нужно уже сегодня создать условия, чтобы при этих процессах не было никаких общественных потрясений. Именно с этой целью предлагается провести определенное перераспределение полномочий, в частности, укрепляется парламент, чтобы не было рисков для демократического строя в Российской Федерации.
— Формировал рабочую группу лично президент страны?
— Да. И это решение не откладывалось в долгий ящик. 15 января было послание президента, на котором он озвучил свои предложения по поправкам к Конституции, и 15 января уже было подписано распоряжение о создании рабочей группы.
— Предложений поступала масса, они были совершенно из разных сфер… Не было риска у членов рабочей группы утонуть в темах?
— Действительно, предложений было много. За неделю до начала марта, когда прекратился их прием, насчитывалось уже более девяти сотен поправок. Сразу и в одном месте обсудить все было практически невозможно. Поэтому рабочая группа была разбита на пять тематических подгрупп, и каждая из них рассматривала поправки по своему направлению.
Я, к примеру, входил в тематическую подгруппу «Федеральные органы законодательной и исполнительной власти», мы рассматривали поправки, которые закладывали развитие законодательной, исполнительной власти в нашей стране. Работают тематические подгруппы по местному самоуправлению, социальной политике. Во главе подгрупп стоят профессионалы в вопросах, которые в них обсуждаются, они позволяют серьезно прорабатывать каждую поправку с точки зрения накопленного опыта и в нашем государстве, и в других странах по данной проблеме.
— Какой график работы людей, сегодня занимающихся подготовкой поправок к Конституции?
— Рабочая группа заседает дважды в неделю. Кроме того, мы уже трижды проводили встречу с президентом страны Владимиром Путиным. Я отмечу, что с его стороны ко всем нашим предложениям, замечаниям очень внимательное отношение. Глава государства постоянно подчеркивает, что последнее слово будет за народом, гражданами страны. Наша задача — подготовить поправки и вынести их на общероссийское голосование. Если граждане страны их поддержат, то изменения будут закреплены в Конституции. Если не поддержат, то в действие они введены не будут.
Лично у меня, когда я вижу небывалую активность населения во время обсуждения поправок, живой интерес к ним, складывается ощущение, что люди готовы поддержать изменения к Конституции. Об этом же говорят и последние социологические исследования ВЦИОМ. К примеру, они показали, что 79 % опрошенных знают об обсуждении поправок, 66 % уже приняли решение, что примут участие в общероссийском голосовании.
За кем последнее слово
— 22 апреля должно состояться общероссийское голосование. До какого момента будет заседать рабочая группа по подготовке поправок?
— В наши задачи входит не только обсуждение и подготовка поправок, но и разъяснение их сути населению. Мы будем встречаться с людьми, рассказывать о предлагаемых изменениях. 2 марта закончился прием поправок, а 10 марта комитет Государственной думы по госстроительству и законодательству вынесет проект закона на рассмотрение депутатов во втором чтении. Для того, чтобы его принять, нужны две трети голосов парламентариев.
В случае его принятия во втором чтении будет готовиться третье чтение. Есть мнение, что было бы правильным уже до 11 марта направить законопроект в Совет Федерации, а также отдать его на рассмотрение региональным парламентам. На этом этапе также потребуется две трети голосов, но уже регионального депутатского корпуса. А потом будет общероссийское голосование, за людьми последнее слово.
— Есть мнение, что и после 22 апреля история этой группы не завершится… Мол, члены группы займутся более детальной проработкой поступивших, но не включенных в число поправок к Конституции предложений…
— Это лишь один из сценариев… Однозначно, что в случае, если население выскажется за поправки к Конституции, понадобится внесение изменений в целый ряд федеральных законов. Насколько мне известно, будет необходимость править более восьми десятков законов, чтобы новые положения Конституции превратились в рабочий инструмент.
Для выполнения этой задачи действительно возможен вариант привлечения нашей рабочей группы. Но подчеркну, что это лишь вариант, потому что есть и вероятность, что эта работа будет организована на уровне Государственной думы. Последнее было бы совершенно естественно, так как площадкой для подготовки федеральных законов является Госдума. Решение по этому вопросу еще не принималось, но члены рабочей группы в случае чего готовы продолжить эту работу.
Поспешности нет, есть динамизм
— От некоторых комментаторов сегодняшних событий иногда звучит вопрос, зачем было так быстро готовить к принятию конституционные поправки. На ваш взгляд, имела место поспешность?
— Никакой поспешности нет. Идет плановая работа. Имела место даже обратная ситуация: напомню, что два раза были перенесены сроки принятия поправок. Конечно, можно было растянуть эту работу и на годы, но дало бы это позитивный результат, большой вопрос. Здесь очень важен динамизм. Своевременное принятие поправок позволит совершенствовать работу государственной власти, даст новый импульс для развития всего нашего государства.
На обсуждение, подготовку поправок, если принять как точку отсчета 15 января, дано три месяца. Мне кажется это вполне достаточным.
— Некоторые говорят, что необходимость нынешних поправок в числе прочего вызвана тем, что наш Основной Закон принимался в 1993 году в достаточно экстремальных, даже хаотичных политических условиях…
— Действительно, в начале 90-х годов Конституция практически даже не обсуждалась. Но не только в этом дело. Рабочая группа признала, что некоторые положения Основного Закона на сегодняшний момент устарели. Мир вокруг изменился, государство изменилось, практически все сферы общественной, политической и экономической жизни сегодня выглядят несколько по-иному, чем на заре 90-х годов прошлого века.
Необходимость ряда поправок назрела, но никто сегодня не говорит о смене Конституции. Основные ее положения остаются неизменными. Все, что говорится о демократии, свободе, правах человека, государственном устройстве России, остается неприкосновенным.
В чем наш потенциал
— Серьезный блок поправок касается распределения полномочий между ветвями власти…
— Действительно, усиливается роль Государственной думы, Совета Федерации, губернаторского корпуса… Но мы должны обратить внимание на то, что в поправках не только более равномерно распределяются полномочия, но и ставится прививка власти от определенных рисков. Предлагается ужесточить требования к людям, которые претендуют на высокие должности и статусы. Для них в случае принятия поправок будет обязательным постоянное проживание на территории Российской Федерации, отсутствие двойного гражданства, собственности в иностранных государствах. Это требования к руководителям не только федерального, но и регионального уровней.
— Вокруг некоторых предлагаемых поправок развернулись общественные споры. Например, поправка о фальсификации истории не всеми принимается. В чем была необходимость ее появления?
— Попытки фальсифицировать историю в последнее время предпринимаются достаточно часто как отдельными иностранными политиками, так и целыми государствами. Мы этот процесс все наблюдаем. Наблюдаем, например, как некоторые западные товарищи пытаются отнять у России победу в Великой Отечественной войне, запятнать память о тех событиях. Есть уже попытки даже обвинить Советский Союз в развязывании в войны. Переворачивая все с ног на голову, пытаются показать тех, кто боролся не только за свою свободу и независимость, но и за свободу других стран и народов, агрессорами.
Нам необходимо поставить прочный барьер для подобных попыток. Нам нужно не дать ни малейшего шанса тем, кто пытается фальсифицировать нашу историю. Они же не для себя это делают, а пытаются воздействовать на подрастающее поколение, в том числе и на нашу российскую молодежь.
— А вот по блоку социальных поправок практически не возникает споров. Закрепление индексации пенсий, зарплат, социальных пособий принимается всеми…
— Совершенно неудивительно. Важность и острота политики народосбережения не вызывает ни у кого сомнения. Это приоритет нашего государства, потому что без людей трудно, практически невозможно решить те задачи, которые сегодня стоят перед нашей страной. Блок социальных поправок к Конституции как раз создает основу для решения демографических проблем.
— А сейчас где-нибудь сидит ворчливый экономист и говорит, что этими поправками Россия загоняет себя в гипотетическую экономическую ловушку. Сегодня экономика страны может позволить индексировать пенсии, зарплаты и выплаты, а завтра грянет какой-нибудь кризис, и мы окажемся в совершенно иных условиях…
— Кризисы приходят и уходят. В условиях глобальной экономики, в которых мы сегодня существуем, это вполне себе привычное явление. К примеру, начал распространение коронавирус в Китае, а всю мировую экономику уже затрясло. Нужно понимать, что Россия готова ко всем вызовам, мы способны проходить через все перипетии мировой экономики. И главный потенциал, за счет которого у нас есть эта экономическая устойчивость, скрыт как раз в нашем человеческом капитале, в наших людях. Закрепляя социальные гарантии в Основном Законе страны, мы работаем на свой, в том числе антикризисный, потенциал.
Поделиться