Китайский путь. Зачем России импортозамещение и что может Южный Урал
В гостях у проекта «Большая редакция» медиахолдинга «Гранада Пресс» побывал депутат Госдумы Валерий Гартунг. Один из опытнейших политиков Южного Урала рассказал о непростых отношениях России и Запада, санкциях, импортозамещении.
- Эффект замены. Как Южный Урал адаптируется к новой экономической реальности
- Небо за стеклом. Как западные санкции помогут развить рынок Южного Урала
Разделение труда
— Мы себя во многом обеспечили, но дальше дело не пошло. Что касается промышленности, здесь у нас, в основном, все осталось на бумаге и словах. Если бы мы тогда сделали все, что планировалось, то сейчас страна была бы в совершенно другой ситуации. К сожалению, нас постоянно кто-то должен подталкивать, и теперь импортозамещение стало просто вынужденной мерой. Речь идет именно об основных отраслях экономики. Естественно, на 100 % мы себя всем не обеспечим, но на это не способна ни одна страна в мире, — обозначил парламентарий.
Чтобы не замедлять темпы развития, необходимо вкладываться в науку. Этот принцип работает повсеместно. Один из методов технологического прогресса — так называемый реинжиниринг. Это когда некий продукт пытаются воспроизвести с аналогичным потенциалом, но без прямого копирования. Как отметил Валерий Гартунг, несколько лет назад по этому пути пошел Китай, и сейчас его экономика является одной из самых мощных в мире. Первые шаги в этом направлении сейчас делает и наша страна.
— Россия — часть мирового сообщества, и я думаю, что эта кризисная ситуация когда-нибудь закончится. Вопрос в другом: какую роль будет играть Россия в мировом разделении труда? Пока что мы движемся в сторону колонии всего остального мира — сначала западного, а теперь восточного. Эту траекторию мы должны и можем изменить. Имею в виду экономику. Как ни странно, действия западных стран нас к этому подталкивают», — отметил Валерий Гартунг.
Однако все это относится к передовым технологиям. Не стоит забывать, что многие направления, особенно в промышленности, отечественная продукция может легко перекрыть. К примеру, детали и двигатели для станов и машин. Ранее многие предприятия закупали эту продукцию за границей, не обращая внимания на внутренний рынок, однако сейчас времена изменились. Надо сказать, что российские аналоги ничем не хуже, а порой даже лучше импортных.
— Если рост экономики зависит от какого-то подшипника, понятное дело, ты в него вложишься. Есть три крупные мировые компании (производят кассетные ж/д подшипники), которые пришли в Россию и работали в рамках требования по импортозамещению. Они его начали, до конца не довели и ушли. Заместим ли мы их? Легко. Они же оставили здесь свои мощности, станки. Все самое сложное уже сделано, осталось несколько составляющих, которые мы тоже найдем. По той же смазке, может, сразу и не разгадаем формулу, но до поры будем использовать другую. Просто нужно определенное время. Что-то мы можем реализовать за 3-6 месяцев, что-то за 3-6 лет или дольше, — рассказал депутат Госдумы.
Инженерия реинжиниринга
Программа импортозамещения в России стартовала, и это факт. На эти проекты выделяются огромные деньги из Фонда развития промышленности. Авторы готовых концепций могут получить льготные ссуды под 1-3% на срок от 5 до 7 лет. Главное условие — наличие всей документации. Аналогичный подход и к реинжинирингу (обратной разработке). Здесь заказчиками тех или иных деталей выступают предприятия, заинтересованные в продукте.
— Сейчас спрос на инженеров, государство выделяет деньги. На эти средства, собственно, проводится реинжиниринг, после чего все разработки передают государственному агентству. Оно в итоге становится собственником разработки, после чего передает ее той или иной компании. Именно так делал Китай, — обозначил Валерий Гартунг.
Что касается потенциала Челябинской области по линии импортозамещения, он, по мнению парламентария, просто колоссален. На Южном Урале есть металлургические предприятия, которые почти на 90 % закрывают потребности машиностроения в сталях. Отраслевая база очень серьезная. Второе направление — непосредственно машиностроение. Это УралАЗ, КОНАР, ЧКПЗ. Есть в регионе и своя кузница кадров: инженеров-машиностроителей обучают в ЮУрГУ. Кроме того, вуз является серьезным научным центром.
— Металлургия, промышленное машиностроение и кадровый потенциал — вот три составляющие, которые необходимы и которые у нас есть, — акцентировал депутат.
Другой важный аспект — это выгодное географическое положение Южного Урала. Он находится практически в центре страны, что позволяет выстраивать эффективную логистику.
— Самое главное, что через нас проходит торговый путь Китай — Европа. Не знаю, как так сложилось, но мы находимся в очень стратегически важном месте. Для Челябинской области это исторический шанс для мощнейшего экономического рывка. Возможности для этого просто огромные, — подчеркнул Валерий Гартунг.
Поделиться