Оказавшийся пророком. Челябинского депутата знали Николай II, Столыпин, Дутов и Ленин
Среди депутатов Первой Государственной думы России, созванной в 1906 году, был и наш земляк, Тимофей Иванович Седельников, избранный в российский парламент верхнеуральскими казаками. И в большую историю он вошел как защитник обездоленных и угнетенных.
- Проба парламентаризма. Как сто лет назад челябинцы выбирали в Госдуму
- Новый глава избиркома Алексей Фартыгин — о Старостиной, «варягах» в списках и личном отношении к партиям
Родился Тимофей Иванович Седельников в 1876 году в селе Спасском, что невдалеке от Верхнеуральска, в семье потомственного казака.
Учился в казачьей школе, в Верхнеуральске и Уфе получил специальность землемера. В этой должности на просторах киргиз-кайсацких степей он проработал почти семь лет, изучая при этом быт местных жителей. Многолетние наблюдения вылились в доклад «Борьба за землю в Киргизской степи и колонизационная политика правительства». Нетрудно догадаться, что только одно название доклада привело в бешенство местное начальство. Дело дошло до столицы. И в 1905 году необычайно дерзкий землемер был уволен со службы по требованию тогдашнего министра внутренних дел России Петра Дурново.
А уже в 1906 году Оренбургское казачество избрало своего земляка депутатом Первой Государственной думы.
— Можно считать, что политическая карьера Тимофея Ивановича Седельникова началась в одночасье 27 апреля 1906 года, — рассказывает доктор исторических наук, профессор ЧГПУ Надежда Сидоренко. — В этот день, когда в Санкт-Петербурге открылась Первая Государственная дума, кадеты провели митинг, на котором выступил никому не известный оратор. Его чрезвычайно смелая речь произвела настоящий фурор. Впервые так открыто было сказано о казачестве, которое, по словам выступавшего, изжило себя как социальная группа и должно перестать существовать. Эти слова были восприняты как неслыханная дерзость: в стране еще продолжалась Первая русская революция, с последствиями которой государство боролось прежде всего с помощью казаков. Сами казаки уже тяготились своим положением, превратившись в этакую военизированную касту. А человеком, который впервые во всеуслышание сказал то, о чем боялись даже помыслить, и был Тимофей Седельников.
Пророческие слова
Сохранилась стенограмма заседания Первой Государственной думы от 29 апреля 1906 года, в которой зафиксирована речь депутата от Оренбургской губернии Тимофея Седельникова: «…Одни говорят, что крестьяне и вообще политические преступники — продукт брожения. Другие говорят, что крестьяне были вовлечены в поток революционного движения. Это не так.
В аграрных беспорядках, в наших политических преступлениях сказывается итог нашей истории, итог точный и безошибочный. Та роскошь, то золото, бриллианты, которые я здесь видел, эти огромные здания столицы — откуда все это явилось, если это не их труд, не их пот, их достояние? И надо страшиться той минуты, когда они это поймут, они уже начали это понимать, и мы должны предупредить окончательный расчет...»
Не слушайте царя!
Оратора, выступавшего с хлесткой речью, полной нападок по адресу партии народной свободы, заметил и Ленин. По словам вождя, депутат критиковал либералов «метко и картинно».
Верхнеуральский краевед Александр Вернигоров приводит отрывки из публикаций уральских газет того времени, в которых цитируются слова Тимофея Седельникова, обращенные к казакам: «Не слушайте царя и не смейте бить крестьян и рабочих!»
По своей политической и мировоззренческой ориентации прибывший в северную столицу уральский землемер примыкал к трудовой фракции. За все 72 дня работы Первой Государственной думы он был дважды избит полицией, несмотря на свою депутатскую неприкосновенность. В первый раз — при попытке пройти на митинг, во второй раз — за то, что наблюдал действия стражей порядке при разгоне манифестантов.
Наступило 10 июля 1906 года. В этот день вместе со 180 депутатами Седельников подписал знаменитое «Выборгское воззвание» с протестом против незаконного роспуска Думы и призывом к народу начать акции гражданского неповиновения. За это он был заочно осужден на три месяца заключения с запретом впредь избираться в Думу. Однако от следствия скрылся, проживал нелегально в Финляндии, где встречался с Лениным. Затем для него, находившегося в полицейском розыске, начались долгие «хождения по мукам»…
«Не любо» от атамана
В сентябре 1917 года атаманом Оренбургского казачьего войска избирается Александр Дутов, обосновавшийся в Верхнеуральске. Именно в лице Седельникова бравый атаман хотел иметь умного соратника, который пользуется уважением среди казаков. Однако отношение с Дутовым не сложились: Седельникову крайне не нравилась позиция казачьего атамана, жестко душившего любые проявления демократии.
Сам Тимофей Седельников был прекрасным журналистом, в ноябре-декабре 1917 года редактировал газету «Верхнеуральский край».
Февральскую революцию не приветствовал, говоря, что в это время она была выгодна лишь немцам. А восстание большевиков считал не иначе как настоящей бедой. Деятельность новых властей резко осуждал. И даже самого Ленина называл «слепым вождем», ставя его в один ряд с Григорием Распутиным. Он отчетливо видел признаки надвигающейся в стране гражданской войны и был категорически против нее. В публикациях тех дней видна вся его тревога и боль. Вот что он пишет в статье «Перед голгофой», опубликованной 3 декабря 1917 года: «…Придут новые учители. …Их троица будет называться Братство, Равенство и Свобода. Но и их постигнет та же участь. Толпа возьмет их учение и приспособит его к своим вкусам, изменит его по образу и подобию своему. И мир содрогнется от бесконечного ряда бессмысленных, ненужных, позорных жертв во имя братства, во имя равенства и свободы…»
Народ вымирает тихо
Между тем глубоко страдали родные и близкие Тимофея Ивановича, всегда с головой уходившего в политику. В его семье, которую он сам называл «нищей и голодной», было пять детей. Один из них, сын, Владимир Седельников, несмотря на физический недостаток (у бедного юноши был горб), вынужден был бросить учебу и содержать больную мать и всю многодетную семью. Не выдержав испытаний, в один из мартовских дней 1919 года в Верхнеуральске с помощью револьвера он покончил с собой.
Сам Тимофей Иванович, по признанию всех, кто хорошо знал его, никогда не терял человечности. Будучи уполномоченным в Башкирии в 1920 году, он писал в Москву о народе башкирском, который где-то в глубине лесов «вымирает тихо, безропотно, геройски от тифа, голода и безработицы»: «Думаю, что минимум 25-30 процентов башкир за эту зиму отправилось на тот свет. Какой-то тихий ужас охватывает тебя, когда видишь эту немую трагедию».
Чуждый микроба стяжания
В одном из писем в 1921 году Ленин дал высокую оценку Седельникову: «Человек абсолютно добросовестный».
И вот этот «абсолютно добросовестный» человек 26 мая 1930 года на 55-м году жизни скончался от разрыва сердца. Произошло это в машине по дороге на заседание комиссии СНК СССР.
В том же году в Париже были изданы знаменитые мемуары «Среди красных вождей». Их автор, видный деятель российской социал-демократии Георгий Александрович Соломон (Исецкий) дал весьма эклектичную характеристику своему современнику Тимофею Седельникову, которого знал как «человека более чем ограниченного по уму… не имевшего никаких организаторских способностей, но зато поистине гениального путаника, крайне самоуверенного и напористого… Он был… крайний толстовец, но понимавший Толстого по-своему, как не снилось и самому Толстому. Однако он был глубоко и ригористически честный и бескорыстный человек, совершенно и до святости чуждый микроба стяжания».
И вот задумываешься невольно: смогли бы про кого-то из сегодняшних российских парламентариев сказать так — «до святости чуждый микроба стяжания»?
Поделиться