Артем Пушкин: «К президенту России может обратиться любой человек»

Как глава государства мониторит ситуацию в Челябинской области, сколько южноуральских чиновников предпочло написать в своих декларациях неверные сведения и как бороться с отписками ответственных лиц на обращения граждан. На эти и другие вопросы ответил Артем Пушкин, главный федеральный инспектор по Челябинской области.
-
Евгений Савченко: «Бдительность никто не отменял»
-
Александр Гончаров: «Отразить рейдерскую атаку очень сложно»

Президент у нас определяет и внутреннюю, и внешнюю политику страны. Приоритеты сегодняшнего дня определяются в поручениях первого лица. Вопросы социального, экономического, военного развития страны, обозначенные главой государства, в дальнейшем транслируются на уровень субъектов Федерации. Есть прямые поручения президента, когда, к примеру, высшему должностному лицу в регионе поручено разработать в четкие сроки конкретную программу по детям-сиротам, малообеспеченной категории населения, пенсионерам и так далее… Когда проходит доклад президенту РФ, полпред отчитывается о реализации такого поручения, а делает он это на основе заключения, которое представляется главным федеральным инспектором.
— Что именно сейчас на контроле?
— Поручений от президента, данных на основе соисполнительства, на сегодня в регионе около 400. Из последних, по которым я делал заключения, могу назвать процесс предоставления жилых помещений детям-сиротам, работа по оснащению пешеходных переходов (в первую очередь у образовательных учреждений) в Челябинской области… Но важна в первую очередь не наша оценка выполнения того или иного поручения, важно то, как оценивает эту работу население региона. Об этом мы узнаем в том числе, используя инструменты общественных советов, существующих при различных ведомствах, общественных палат конкретных территорий.
— Именно вы контролируете работу всех федералов в регионе, в том числе и силовых ведомств?
— Да, одна из функций полпредства — это координация деятельности федеральных органов исполнительной власти на местах. Это в том числе все федеральные правоохранительные, контрольно-надзорные органы. Я как главный федеральный инспектор для выполнения этих задач использую площадку коллегии территориальных органов. Здесь собираются все руководители региональных управлений.
— И на последней такой коллегии рассматривались вопросы противодействия коррупции…
— Такие вопросы рассматриваются на разных уровнях в постоянном режиме — и на федеральной, и окружной, и региональной площадках. В марте отчеты по работе в этом направлении заслушивал полпред Игорь Холманских, проводил свое совещание губернатор Борис Дубровский. На нашей коллегии в первую очередь обсуждались вопросы персональной ответственности руководителей за организацию этой работы.
— За какие конкретно направления антикоррупционной работы спрашивали персонально?
— Например, касались проблем в декларациях чиновников. Как известно, в этой части было выявлено достаточно большое количество нарушений. В Челябинской области эта цифра равна порядка 280 нарушений. На коллегии также поднимались вопросы контроля расходов в территориях и ведомствах, рассматривались результаты работы комиссий по конфликту интересов… По итогам совещания мы определили перечень мер, которые необходимо принять, чтобы максимально эффективно решать болевые точки.
— Какие ошибки в декларациях у челябинских чиновников встречаются чаще всего?
— Кто‑то допускает чисто технические ошибки, кто‑то что‑то забывает по каким‑то причинам в декларацию внести. Напомню, каждый госслужащий должен внести в декларацию свои доходы (как с основного места работы, так и дополнительные), указать имеющуюся у него недвижимость, наличие ценных бумаг и прочее. Если за отчетный период у служащего появилась недвижимость, в отдельных случаях у него могут потребовать указать, за счет каких доходов она была приобретена, если ее стоимость превышает его доходы на основном месте работы за последние три года.
— Если чиновник допустил техническую ошибку, правку внести, наверное, несложно. А что происходит, если проверяющие выявили, что человек намеренно что‑то упустил или исказил в декларации?
— Безусловно, есть инструменты разобраться с такой ситуацией. Бывает, что выявляются и признаки должностных проступков, и преступлений коррупционной направленности. Это может, к примеру, служить основанием для представления на увольнение такого госслужащего. Такой недавний пример был в службе судебных приставов, когда руководство заняло достаточно принципиальную позицию, потребовав увольнения сотрудника. И еще не забывайте следующий аспект — если правоохранительные органы занимаются раскрытием и пресечением подобных преступлений, то руководители ведомства, где это произошло, должны разобрать и устранить причины, которые позволили подобному преступлению совершиться. Должны быть проанализированы должностные обязанности, организация контроля работы сотрудника… Необходимо раскрутить всю цепочку.
Кстати, в этом году мы в первую очередь будем оценивать не конкретные ошибки в конкретных декларациях, а сделаем акцент на организацию подобной работы в ведомствах. Мы должны не приходить и проверять каждого сотрудника, а посмотреть, как работает кадровая служба, другие отделы, на которые возложена функция проверки деклараций.
— Именно федеральный инспектор работает с обращениями граждан к президенту… Как строится эта работа?
— Да, я как федеральный инспектор являюсь руководителем общественной приемной президента РФ в Челябинской области. То есть все обращения, которые поступают на имя главы государства, проходят через меня. Любой житель региона имеет право написать обращение высшему должностному лицу Российской Федерации и принести его на Цвиллинга, 40. Я как уполномоченное лицо рассматриваю суть обращения и могу направить его в те службы, которые могут и должны помочь в решении озвученных проблем. Конечно, не только направить, но и проконтролировать, как прореагировали на это обращение.
— Как часто южноуральцы обращаются к президенту?
— По году таких обращений было около трех тысяч. Если в прошлом году основная их масса была социальной направленности (люди обращались за материальной помощью, просили оказать содействие в приобретении средств реабилитации, получении медицинской помощи и так далее), то за первые месяцы этого года на первое место среди обращений вышли вопросы жилищно-коммунальной сферы. В частности, проблемы в тарифном регулировании.
— Наши читатели нередко заостряют внимание на то, что от некоторых органов власти приходят лишь отписки на заданные вопросы. Как вы с ними боретесь?
— На самом деле отписки — это достаточно серьезная проблема. Сталкиваясь с ней, мы как минимум направляем в этот орган повторное обращение. Если не видим реакции, привлекаем органы прокуратуры, чтобы те своими методами отреагировали на нарушение прав гражданина.
Поделиться