Джентльмен российского марафона. Как покорял королеву спорта челябинец Леонид Мосеев

15 Ноября 2016 Автор: Наталья Калентьева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Джентльмен российского марафона. Как покорял королеву спорта челябинец Леонид Мосеев

В активе 64-летнего челябинца Леонида Мосеева, которого по праву считают легендой отечественного марафонского бега, седьмое место на Играх в Монреале и пятое — на Олимпиаде в Москве.

Суммарно успешнее южноуральца не выступил ни один из марафонцев страны. Сегодня олимпиец, в 1996 году ставший первым из спортсменов, удостоенных звания «Почетный гражданин Челябинска», по-прежнему в курсе всех событий, происходящих в российской и мировой легкой атлетике.

Бег по будильнику

Стать олимпийцем и попасть на Игры Леонид Мосеев мечтал, еще будучи мальчишкой.

— У нас была большая семья, семеро детей. В детстве я был слабым, и меня даже сестра-близняшка «скручивала», — рассказывает Леонид Николаевич о начале большого спортивного пути. — Чтобы стать сильнее, я стал подтягиваться на перекладине, бегать.

Первым тренером худощавого паренька из Метлино, а именно там жила семья, стала мать Парасковья Дмитриевна, которая засекала время по будильнику, когда он бегал вокруг квартала. Потом морально поддержал школьный учитель физкультуры Владимир Недельчев, в прошлом десятиборец. И уже в Магнитогорском педучилище Леонид попал в руки тренера Василия Петрова.

— Помню, Василий Иванович представляет своих учеников: «Вот чемпион Челябинской области, перворазрядник, вот еще один». А для меня это как заслуженный мастер спорта, олимпийский чемпион… — вспоминает Леонид Мосеев.

К тренировкам в группе Петрова новичок приступил с энтузиазмом. И результаты не заставили себя ждать: спустя пару лет челябинец стал кандидатом в мастера спорта на «полуторке» и «трешке», а в 1972 году вошел в сборную Союза. Первым зарубежным соревнованием для Мосеева стал матч СССР — США среди юниоров. На нем он показательно выиграл дистанцию 10 км.

— Это сейчас в Штаты ездят элементарно, а в то время легче было на луну слетать. Виза иногда год оформлялась, при этом можно было остаться не у дел, — усмехается Леонид Николаевич. — Сейчас я по-хорошему завидую ребятам. Столько классных стартов, на которые можно легко поехать. Тот же Берлинский марафон, где бегут чуть ли не по мировому рекорду, или Нью-Йоркский…

«Давай, Леня!»

Свой первый марафон Леонид Мосеев помнит как сейчас. Впервые он пробежал эту дистанцию в 1975 году на Спартакиаде народов РСФСР в Воронеже.

— Температура +35, вторая половина дня, понимания, как бежать марафон, нет. Но я бегу. Даже когда шансов не было, выходя на старт, я проигрывал варианты, как становлюсь чемпионом, забегая первым на стадион, — спустя 41 год вспоминает один из лучших советских и российских марафонцев ХХ века. — Уже на середине дистанции один из участников ушел в отрыв, и тренер Василий Иванович Петров, царство небесное, из машины сопровождения закричал: «Леня, давай!» — Через несколько километров я догнал лидера. Когда позади осталось 40 километров, меня свободно и красиво обогнал другой участник… Я же добегал на воле. В голове была одна мысль: осталось всего два километра 195 метров. По меркам обкомовской дороги совсем немного…

В тот день челябинец финишировал вторым. Ощущения после дистанции, как признается сам ветеран, были не из приятных.

— Словно удар под дых пропустил. До гостиницы меня довели ходоки — сам вряд ли дошел бы, — продолжает Леонид Николаевич. — Тренер меня тогда спросил: «Еще бегать будешь?» А я, стиснув зубы, сказал: «Буду!»

В Воронеже спортсмен показал невысокий результат — 2 часа 24 минуты 42,2 секунды. Но после победы на Кубке СССР по марафону в Ужгороде, который прошел той же осенью, перед челябинским стайером замаячили олимпийские перспективы. До Игр в Монреале между тем оставалось чуть более полугода…

— Опыт у меня тогда был минимальный. Марафон на Олимпиаде в Канаде был четвертым по счету. Увы, победить опыта не хватило, как не хватило еще и внутренней уверенности, — констатирует бегун. — Если бы кто‑то крикнул, мог бы, наверное, собраться и как минимум шестым. Но после кулаками, как говорится, не машут…

Олимпийские «шрамы»

Если Игры в Монреале были для спортсмена бегом в неизвестность, то домашняя Олимпиада должна была стать апофеозом его спортивной карьеры. Мосеева тогда называли бесспорным фаворитом и претендентом на золото. Но финишировал он только пятым.

— Уже после 35‑го километра, который является своего рода рубежом на дистанции, я был пустой и ничего не мог сделать. Добегал, как говорят спортсмены, «на бровях», — рассказывает Леонид Николаевич. — А нацеливался‑то я на победу…

Мало кто знает, что за восемь месяцев до Игр атлет попал под мощный прессинг. Приглашенный вместе с тренером на престижный марафон в Японию, Леонид Мосеев попал в опалу.

— За несколько часов до рейса мне сообщили, что Василий Иванович не едет. Причина была самая нелепая: якобы нет мест на самолете. Я решил, что если шефа «отстегивают», то и я не поеду. И если до этого нам пели дифирамбы о тандеме, то после этого случая начали «душить», — вспоминает спортсмен. — В «Динамо» нам устроили публичную выволочку. Даже пригрозили снять с меня звание заслуженного мастера спорта. Но бегал‑то я не за званиями. Так руководству и сказал…

Московскую эпопею спортсмен старается не вспоминать, сравнивая ее с боевым шрамом.

— То поражение как шрам, — говорит Леонид Николаевич, до сих пор являющийся примером для многих южноуральских бегунов. — Бывает, что видишь его и переживаешь все заново. Но по прошествии лет ко всему начинаешь относиться философски. Ну, нет олимпийской медали и нет. Главное — остаться человеком.

После 35‑го километра

Спустя несколько лет Леонид уже с приставкой Николаевич, молодой тренер, пошел по школам набирать девчонок и мальчишек. За 30 с лишним лет, к слову, его учениками стали сотни легкоатлетов.

— Сколько их было, неважно. Они все для меня были как дети, — рассуждает Мосеев-тренер. — Медали и достижения, а к этому стремится любой наставник, конечно, важны. Тренер порой иногда даже больше желает, чтобы его воспитанник был чемпионом, чем собственно сам атлет. Но главное помочь ему стать человеком. Если хотя бы одному подставил плечо — уже хорошо.

Работу тренера Леонид Мосеев всегда сравнивает с работой старателя.

— Один находит крупинки, а другому повезет — сразу найдет самородок. Так же и тренеры, — рассуждает Леонид Николаевич. — В любом случае настоящий наставник должен не отбывать номер, а работать с головой, вникать. И главный принцип любого тренера — не навредить.

В 2009 году тренеру-легкоатлету, не пропускавшему до того ни одних ветеранских стартов, пришлось поставить крест на беге: Леонид Мосеев оказался на операционном столе. Нечеловеческие нагрузки марафона не проходят бесследно, и их результатом стали две открытые операции на сердце. Но тренерскую работу он продолжил: каждый день сухопарую, поджарую фигуру Леонида Николаевича можно увидеть в парке Гагарина, где он наставляет спортсменов, представляющих спортивное общество «Динамо».

Единственным исключением, когда ветеран снова побежал, стала Эстафета олимпийского огня в Челябинске. Тогда 61-летний марафонец в числе 266 факелоносцев пронес по городским улицам олимпийский огонь. Этап ветерана южноуральского спорта находился на Кировке.

— Для меня эстафета была как третья Олимпиада. Погода была холодная, и по дороге в оперный театр, где нам выдавали экипировку, я думал: «Ну кто придет? Кому это надо?» — вспоминает мэтр легкой атлетики. — Когда вышел на этап, народу по обе стороны от ограждения было уже немереное количество… Охрана, толпы людей за «волчатником», зажженный факел — это незабываемо…

«Экскьюзми, в дисквал!»

За ситуацией в российской и мировой легкой атлетике Леонид Николаевич следит очень внимательно. Говоря о прошедших Играх в Рио, только хмурится.

— Все же понимают, что отстранение нашей сборной было политическим заказом, — говорит южноуралец. — Обидно, что отыгрались на России. Все страны должны быть в едином правовом поле, неважно чемпион ты во-от с таким кошельком из Америки или же спортсмен из России или Зимбабве. Попался многократный чемпион на допинге? Экскьюзми, будь добр на четыре года в дисквал. Повторно? Экскьюзми, гудбай навсегда.

В России положение вида спорта, по мнению Леонида Николаевича, пока что оставляет желать лучшего. Из королевы спорта легкая атлетика превратилась в бедную Золушку.

— Видов спорта очень много, и естественно добиться мало-мальского результата и проще условно в софтболе, чем в легкой атлетике. Тем более она только называется легкой, а пахать надо очень тяжело, — рассуждает тренер. — Прорываются и зарабатывают единицы, остальные — трудовые лошадки. Но чем больше основание спортивной пирамиды, тем больше будет атлетов на вершине.

Былые позиции, уверен Леонид Мосеев, королевы вернутся, когда наступят лучшие времена. В любом случае позитивные сдвиги есть, считает Леонид Николаевич. Бегать стало модно, и, прогуливаясь по обкомовской дорожке, возрастной олимпиец с удовольствием наблюдает за любителями бега. Правда, тем, кто ставит своей целью пробежать марафон, всегда дает только один совет — не торопиться.

— Знаю, что есть тренеры, которые готовят с нуля к полумарафону за семь недель. Это огромный стресс для неподготовленного организма. Убить себя большого ума не надо, — сетует олимпиец. — Чтобы пробежать, чувствуя себя комфортно, не нужно форсировать события. Тогда желание проходить дистанцию будет появляться снова и снова.

Поделиться

08.03.2024 | 14:14
Светлана Ишмуратова: «Мировой биатлон без россиян неинтересен!»

Двукратная олимпийская чемпионка поделилась с «ЮП» впечатлениями от стадиона и сегодняшнего биатлона.

29.02.2024 | 13:13
Как «Трактору» преодолеть башкирский рубеж в плей-офф

Уже сегодня челябинский «Трактор» проведет стартовый поединок первого раунда плей-офф сезона 2023/2024.

17.03.2024 | 14:14
Основной день. Челябинцы выбирают президента страны

В челябинском лицее № 120 выборы всегда особенное событие. С советских времен в дни голосования здесь царит особая праздничная атмосфера, а еще избирателей, многие из которых заканчивали когда-то эту школу, ждут увидеть их учителя.

08.03.2024 | 18:18
Как выбрать профессию и добиться успеха

В Челябинске Сергей Безруков дал взрослые ответы на детские вопросы.

Новости   
Спецпроекты