Формальная защита. Какие риски несут предприниматели при покупке бизнеса

19 Сентября 2019 Автор: Елена Николаева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Формальная защита. Какие риски несут предприниматели при покупке бизнеса


В условиях переходной экономики (а многие эксперты ее до сих пор таковой считают) любая покупка/продажа — это лотерея. А если это сделка по переходу прав на бизнес — вдвойне лотерея. Как в ней не проиграть — в нашем разговоре с Андреем Коршуновым, председателем комитета ЮУТПП по правовой поддержке предпринимательства, руководителем коллегии адвокатов Челябинской области «Экономическая».

Осмотрительность не помешает

— Действительно ли у нас до сих опасно покупать бизнес или это не более чем страшилки?

Защита-застройщиков_Коршунов-Андрей.jpg— Всякая деятельность потенциально опасна. А предпринимательская особенно. Вопрос в том, можно ли снизить какие-то риски или лучше и не рисковать. В категории объявлений «продам готовый бизнес» можно встретить и прилавок в торговом центре, и производственный комплекс, занимающий несколько гектаров. И все это продается, потому что желание выгодно вложить деньги всегда было, есть и будет. Но, к сожалению, покупатели не всегда отдают себе отчет в том, что они хотят купить и что фактически покупают не всегда одно и то же. Впоследствии это и приводит к громким делам в судах, обвинениям в мошенничестве и широкому освещению всего этого в СМИ.

Кажется, что достаточно купить нечто и это будет приносить доход само по себе. Это настолько распространенное заблуждение, что в марте 2019 года Верховный суд РФ в одном из своих определений даже вынужден был разъяснить, что бизнес — это деятельность, а не имущество и не какой-то самостоятельный объект гражданского права. Поэтому когда говорят о продаже бизнеса, нужно понимать, что речь, по сути, идет о сделке по передаче каких-то бизнес-активов.

Так сложилось, что наиболее популярной формой ведения бизнеса у нас является общество с ограниченной ответственностью (ООО). И, чтобы особо не заморачиваться, предприниматели продают доли в ООО, которое является собственником этих активов. Эта схема достаточно рискованная, хотя, на первый взгляд, может показаться вполне безобидной, тем более что некоторые виды активов, например, большую клиентскую базу, другим способом передавать очень хлопотно. Если же есть возможность не пользоваться этой схемой, то лучше покупать актив прямой сделкой купли-продажи.

Коршунов_Шишкоедов_DSC0324.jpg

— Каковы основные риски у продавцов и покупателей бизнеса существуют на Южном Урале сегодня?

— Наиболее распространенная проблема при покупке бизнес-активов путем приобретения доли в ООО заключается в появлении в будущем долгов, о существовании которых просто объективно невозможно узнать в момент покупки. Анализ бухгалтерских документов, баз судебных актов не гарантирует, что в будущем не будет предъявлен многомиллионный иск по «потерявшимся из виду» актам выполненных работ, накладным или векселям.

Если покупать просто, не через доли в ООО, то тоже необходимо проявлять достаточную осмотрительность. Например, это важно при покупке дорогостоящих активов у компаний, находящихся в предбанкротном состоянии. Такое имущество нередко пытаются продать по очень привлекательной цене. Риск оспаривания сделки и потери и актива и, по сути, денег (место в реестре требований кредиторов деньгами назвать трудно) в будущем здесь достаточно велик.

— Является ли более простым и менее рискованным выходом из ситуации покупка франшизы?

— Нередко это как раз яркая иллюстрация того, что хотели купить одно, а купили другое. Франшизу бизнес-активом назвать можно, но с оговоркой. По оценкам специалистов, в России найдется едва ли более 20 реально работающих франшиз. Покупая франшизу, нужно понимать, что покупается всего лишь инструмент, который никак не гарантирует возврата инвестиций. При этом часть прибыли, если она будет, придется отдавать продавцу франшизы. А если ее не будет, то скорее всего платить все равно придется. Т.е. все это сильно напоминает работу на хозяина, только без выходных, праздников и Трудового кодекса. А сможет ли яркий логотип и методические материалы обеспечить высокий спрос на производимые услуги, нужно просчитывать.

Коршунов_Шишкоедов_DSC1320-(3).jpg

Хоть большой, хоть малый

— Когда происходит «кидок», принято ругать государство за несовершенную систему. Каков вклад в такие ситуации государственных механизмов, а каков процент самостоятельных ошибок, совершенных бизнесом?

— У нас вообще стало модным все списывать на несовершенство законодательства. Действительно, долгое время специалисты утверждали, что российское законодательство плохо приспособлено для структурирования сделок по продаже бизнес-активов. Поэтому крупный бизнес пользовался в основном для покупки компаний и других бизнес-активов английским правом. Малому выбирать не приходилось, оставалось только вслед за консультантами говорить о несовершенстве российского законодательства.

Одной из целей изменений, внесенных в гражданское законодательство в 2015 году, как раз и была необходимость введения инструментов, таких как, например, заверение об обстоятельствах и ряда других, позволяющих защитить права участников сделок по отчуждению бизнес-активов, в частности, долей в обществах с ограниченной ответственностью. Однако, как показывает практика, этими инструментами участники оборота овладели еще не в полной мере. Конечно, каждый волен выбирать: во всем винить государство или прорабатывать сделку, с тем чтобы свести риски к минимуму.

— После некачественной сделки можно ли обратить ситуацию назад?

— Чисто теоретически гражданское законодательство предоставляет сторонам такую возможность. На практике же все выливается в то, что о «некачественности» бизнес-актива заявляет, как правило, покупатель. Оно и понятно. Продавец получил деньги, качество которых всегда стабильно, и его все устраивает. А вот покупателю придется доказать, что он получил не совсем то, что написано в договоре. А поскольку подробные договоры в несколько сот страниц, где было бы все расписано, для нашей практики редкость, у покупателя нередко возникают проблемы.

Коршунов_Шишкоедов_DSC_3180.jpg

— Подобного рода проблемы случаются только со средним бизнесом или крупные сделки также рискуют попасть в разряд злополучных?

— Тут, как говорится, размер не имеет значения. Общий принцип один и тот же. Другое дело, что крупный бизнес не экономит на квалифицированных специалистах, сопровождающих сделку, поэтому чисто формально у него риск меньше. Хотя встречаются ситуации, когда бизнес вырос, а владелец продолжает мыслить категориями мелкого лавочника. До сих пор еще можно встретить мнение, что документы — это все формальность, чтобы налоговая не докучала. А так, мы же обо всем договорились. Но именно невнимание к юридической стороне сделки способно принести впоследствии большие неприятности.

Поделиться

20.03.2024 | 15:41
В Челябинске показали новый трамвай со звездным названием

Модель Усть-Катавского вагоностроительного завода с февраля испытывают на улицах областного центра.

06.03.2024 | 09:03
Челябинской молодежи рассказали, как начинать бизнес без ошибок

Со школьниками и студентами пообщался Александр Калинин, президент «Опоры России».

11.08.2021 | 12:28
Ученые ради туризма оценят состояние достопримечательностей горнозаводской зоны Южного Урала

В рамках проекта «Открытая экспедиция» в настоящий момент по Большому Уралу работают несколько сотен ученых, краеведов и путешественников. Часть из них высадится десантом в горнозаводской зоне Челябинской области.

26.07.2021 | 12:11
Почему, чтобы развить туризм, уральским регионам нужно перестать конкурировать

Новый национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» предусматривает развитие туриндустрии в рамках 12 макротерриторий, и глава Ростуризма Зарина Догузова уже анонсировала начало разработки мастер-планов по трем из них — Крыму, Дальнему Востоку и Золотому кольцу.

Новости   
Спецпроекты