Топ-3 нарушений закона о рекламе в Челябинской области
Шоу «Снежная королева», концерт Элджея, клоны «Песняров» и «лучшие бургеры по версии твоей мамы». В челябинском УФАС подвели итоги контроля за соблюдением рекламного законодательства в 2019 году. О самых распространенных нарушениях рассказала руководитель регионального управления ФАС Анна Козлова.
- Зачем экономическим преступлениям потребовался суд присяжных
- Челябинску предлагают толкнуть жителей в онлайн-экономику
Обращения нередко получают отказ, когда заявители считают, что жалуются на рекламу, которая на самом деле таковой не является. «Например, данные на сайтах магазинов или производителей — это не реклама, а все-таки информация, — поясняет руководитель ведомства. — Тем не менее она может стать предметом рассмотрения антимонопольной службы, если есть подозрения на недостоверные сведения или же в этой информации усматриваются признаки недобросовестной конкуренции».
Так, в прошлом году в поле зрения антимонопольной службы несколько раз оказывались челябинские медицинские центры, заявлявшие на своих сайтах и в соцсетях об оказании услуг по пластической хирургии. При этом указывалась стоимость, в том числе в условиях стационара, хотя у клиник нет соответствующей лицензии. «Эти нарушения были пресечены», — отмечает Анна Козлова.
Всего в 2019 году челябинским УФАС было возбуждено 73 дела об административных правонарушениях. Но поскольку большинство нарушителей являются субъектами малого и среднего бизнеса, которые по закону вправе претендовать на снисхождение, они были освобождены от штрафов, многие отделались предупреждениями.
Остаются проблемы с выявлением и пресечением таких нарушений, как самовольная установка всевозможных рекламных конструкций. «Очень много обращений по этому поводу. Все они перенаправляются в органы местного самоуправления, но у нас нет информации, привлекались ли вообще к ответственности эти компании за самовольную рекламу. Видимо, органам МСУ нужно усилить взаимодействие с правоохранительной и судебной системами, потому что по этой статье именно суды, а не антимонопольная служба привлекают к ответственности. Напомню, штраф за самовольную рекламу составляет для юрлиц минимум 500 тысяч рублей».
Итак, топ-3 нарушений рекламного законодательства.
1. Незаконная СМС-реклама
Остается самым распространенным нарушением, на СМС-рекламу жалуются особенно часто. Из 486 обращений в 2019 году на эту долю пришлось 202. Впрочем, большинство заявлений (150) получили отказ, потому что были совершенно неинформативными и не подкреплены согласием на обработку персональных данных. В результате из более двухсот жалоб подтвердилось только 36 фактов нарушений.
Прежде чем обращаться в антимонопольный орган, граждане должны сами попытаться найти решение. Внимательно прочитать договор (не исключено, человек сам когда-то согласился на рассылку, не придав этому значения), написать заявление оператору мобильной связи. И если эсэмэски и рекламные звонки после этого не прекратятся, тогда можно идти в УФАС. Как уточняет Анна Козлова, к заявлению нужно приложить ряд документов: снимки рекламных сообщений с экрана мобильного телефона, распечатку эсэмэсок, копию договора на оказание услуг связи и, обязательно, согласие на обработку персональных данных. «Без этих документов мы не будем рассматривать обращение», — отмечает она.
Челябинское УФАС в прошлом году рассматривало дела по СМС-рекламе в отношении таких крупных компаний, как банк «Русский стандарт», банк «Открытие» и Сбербанк.
2. Недостоверная реклама (со словами «лучший», «главный», «крупнейший»)
Маркетологи достаточно часто стараются приукрасить рекламируемый товар или услугу, используя в рекламе некорректные сравнения и слова вроде «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный» и т.п. При этом в сообщениях не указаны конкретные характеристики или параметры сравнения, что является нарушением рекламного законодательства.
В прошлом году на Южном Урале участились такие случаи. В антимонопольной службе напоминают, что рекламная информация должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного представления о товаре или услуге, его качестве, потребительских свойствах. И реклама, которая не сопровождается конкретикой сравнения, считается недостоверной.
Такое дело рассматривалось по рекламе горнолыжного центра «Солнечная долина». На трассе М5 под Миассом был размещен баннер с призывом: «не забудьте повернуть на главный горнолыжный курорт». Рекламу признали недостоверной из-за отсутствия конкретных критериев сравнения. Как и в случае с плакатом оружейного магазина в Златоусте со словами «магазин ножей № 1», с рекламой заведения BRO`DA в Миассе, предлагавшей «лучшие бургеры, пиццу и шаурму», а также быстрое обслуживание «по версии твоей мамы». Похожее дело было рассмотрено по рекламе торгового комплекса «Урал» в Копейске с фразой «лучший облицовочный камень Урала». Одно из последних дел, еще не завершенных, касается рекламной конструкции на улице Лесопарковой, гласившей: «Пожалуй, лучшее место в городе».
Самыми громкими в этой категории дел стало шоу «Снежная королева» и несостоявшийся концерт рэпера Элджея. Организаторы «Снежной королевы» без конкретики сравнения анонсировали «Крупнейшее новогоднее шоу в России». Кроме того, в рекламе говорилось о «сотнях артистов», что создавало впечатление об участии в мероприятии профессиональных артистов. На самом же деле в шоу участвовали детские коллективы и волонтеры. Также на афише был изображен герб правительства Челябинской области и указано: «При поддержке правительства Челябинской области». Из-за этого создавалось ложное впечатление об одобрении деятельности рекламодателя органами государственной власти.
А на рекламных плакатах концерта Элджея стоит неправильная классификация возрастного ограничения: «16+». В челябинском УФАС пришли к выводу, что на афишах должен быть возрастной ценз «18+», однако организаторы так и не поменяли маркировку.
Также была признана недостоверной реклама концерта ансамбля с чужим товарным знаком «Песняры».
3. Реклама финансовых услуг
В челябинское УФАС поступило много обращений на рекламу финансовых организаций, где изображен ребенок с деньгами в руках. Такая реклама распространяется в Еманжелинском районе в поселке Зауральный на рекламной конструкции и листовках. Это может создать впечатление, что финансовыми услугами могут воспользоваться несовершеннолетние, посчитали в антимонопольной службе. Кроме того, указанная реклама побуждает детей к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар, а также создает искаженное представление о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка. В итоге эта реклама была признана незаконной.
Также в поле зрения УФАС попали ломбарды, один из которых утверждал, что работает 24 часа в сутки (хотя по закону ломбарды могут работать до 20 часов вечера), а другой обещал «реальные деньги» под залог ПТС, что также противоречит закону.
Поделиться