Выживать по-разному. Челябинский продуктовый ритейл работает в более серьезном конкурентном поле из-за отсутствия больших пробок

27 Апреля 2015 Автор: Алина Голованова Фото: Вячеслав Шишкоедов
Выживать по-разному. Челябинский продуктовый ритейл работает в более серьезном конкурентном поле из-за отсутствия больших пробок

В условиях сниженного покупательского спроса, с одной стороны, и растущей конкуренции — с другой, продовольственная розница выживает как может.

Фуд-ритейлеры используют различные приемы и технологии, нацеленные на удержание клиентов и прибыли, — от внедрения новых программ лояльности до продажи субфраншизы. Однако у всего есть свои подводные камни.

Халява, плиз

В конце апреля в одной из соцсетей с подачи эксперта, в том числе в продовольственной рознице, обсуждалась кросс-маркетинговая новинка одного местного ритейлера. Речь шла об акции гипермаркета «Теорема», который за покупку на сумму от 2000 рублей, сделанную с 20 по 26 апреля, предлагал своим посетителям разовый талон в фитнес-центр «Цитрус».

Мнения по поводу разумности и эффективности этого приема в комментариях под постом, посвященным этой теме, были высказаны разные. Одни, сославшись на средние ценник и аудиторию этого гипермаркета, назвали выбор и суммы, и зала «более чем странным». Другие, отдав дань «Теореме» как достойному магазину и отметив, что указанный минимум по покупке, в сравнении с аналогами в других городах, вполне лояльный, признались при этом, что разовый фитнес им неинтересен. А некоторые посмотрели на этот ход челябинского ритейлера с другой стороны, отметив, что он «наступает по всем фронтам», продвигаясь и через соцсети, и с помощью программ лояльности, и, мол, правильно делает: клиент с каждым днем все более требователен, и к нему нужно искать новый подход.

Но, насколько удачной или неудачной ни была бы конкретная акция, очевидно одно: подобные маркетинговые эксперименты возникают не на пустом месте. В последнее время потребитель действительно стал более рачительным, и торговцам приходится учитывать смену потребительских настроений.

— Покупателей сегодня в первую очередь интересует цена, — комментирует «Южноуральской панораме» Юрий Блохин, директор по маркетингу ООО «МОЛЛ» (ТС «Молния», SPAR). — Зарплаты ни у кого не повышаются, возможности снижаются, плюс появляются дополнительные затраты (например, на капремонт дома). Люди стараются найти способ более рационально распорядиться своими деньгами — посещают несколько разных магазинов, выбирая, где подешевле. Учитывая это, все ритейлеры проводят ценовые акции, усиливают свои преимущества: ввозят уникальные товары, улучшают обслуживание и так далее.

Схожего мнения придерживаются и другие участники рынка, признавая, что в сегодняшних реалиях подарки, сюрпризы и скидки — это то, на что потребитель обращает внимание в первую очередь.

— Вопрос цены сегодня для потребителей определяющий, — считает Андрей Грибанов, коммерческий директор РС «Проспект». — Сейчас люди стараются экономить на всем, в том числе на продуктах. Учитывая это, ритейлеры применяют те или иные программы лояльности: предлагают акционные скидки, делают подарки. Это, в принципе, делалось всегда. К нам, например, не раз обращались с предложениями по совместной программе. Но это не всегда технически возможно. Одно дело просто дать талон на разовое посещение, а другое — создать совместную с компанией-партнером карту. Но в любом случае мы стараемся идти навстречу нашим потребителям, в частности, сегодня мы даем максимальные скидки на отдельные виды товаров.

И действительно, из всех программам лояльности «продуктовый sale» сегодня, пожалуй, самая популярная «замануха». В супермаркетах «Дикси» регулярно предлагаются отдельные товары по акции, на полках «Молнии» в любой день можно встретить яркие таблички с надписью «цена дня». А, к примеру, «Магнит» накануне различных праздников (23 февраля, 8 Марта, 1 Мая и т.д.) устраивает дни распродаж, предупрежая покупателей большой вывеской снаружи о том, что с такого-то по такой-то день на товары в супермаркете действует 20%-ая скидка. И это действительно работает: очереди в распродажный период в магазинах краснодарской сети выстраиваются немаленькие, а товары с полок буквально сметаются.

Путь через компьютер

Еще один путь к сердцу потребителя лежит через онлайн-канал. Правда, в Челябинске эта дорожка прокладывается довольно медленно, ни один из крупных сетевых ритейлеров до сих пор не находит экономически обоснованным онлайн-продвижение товаров фуд-категорий. Как писала «ЮП» ранее, использовать электронный способ реализации своей продукции решаются единичные оффлайновые операторы.

Несмотря на низкую популярность онлайн-канала среди торговцев продовольствием, отдельные смельчаки все же возлагают надежды на этот способ привлечения клиента. Так, разработкой полноценного онлайн-магазина занимается челябинская РС «Проспект». Правда, делает она это уже довольно давно: ранее запуск торговой интернет-площадки был анонсирован на конец прошлого года, однако по техническим причинам сроки сдвинулись. «Мы пока работаем над этим сервисом, все оказалось несколько сложнее, чем предполагалось, — говорит Андрей Грибанов. — Это достаточно кропотливая, ресурсозатратная работа. Нужно сфотографировать и оцифровать порядка 12-13 тысяч позиций. Некоторые выставляют лишь пять тысяч позиций, но мы по интернет-заказам хотим работать с максимальной матрицей».

 В «Проспекте» рассчитывают на то, что новый сервис положительно скажется на объемах продаж розничной компании. Ведь у нее уже есть опыт работы с дистанционными заказами. «Мы не первый год принимаем телефонные заявки, — отмечает наш собеседник, — но мы понимаем, что выбирать и заказывать наглядно представленный товар для потребителя гораздо удобнее и такой способ заявки будет более востребованным, чем заказы по телефону».

Точную дату запуска проекта в компании пока не называют, как и не говорят, какой, по их мнению, процент в общем объеме продаж займет интернет-торговля, ссылаясь на то, что многое будет зависеть от качества и скорости доставки, которая в «Проспекте» отдана на аутсорсинг.

Однако не все представители продовольственной розницы верят в эффективность торговли продуктами в онлайне. «Даже в Великобритании, где интернет-торговля товарами повседневного спроса считается одной из самых развитых сфер в сравнении с другими странами, доля таких продаж составляет около 5 % в выручке ритейлеров, — рассуждает Юрий Блохин. — В России, и тем более в Челябинске, значительной доли онлайн-продажи, думаю, в ближайшем будущем не займут. Да, этот рынок будет развиваться, большим спросом будет пользоваться самовывоз товара, а не доставка заказа на дом».

Эту тенденцию представитель компании «МОЛЛ» объясняет мобильностью южноуральской столицы: в Челябинске в отличие от того же Екатеринбурга и тем более Москвы средняя скорость движения автотранспорта довольно высока, людям не приходится стоять в получасовых и тем более часовых пробках. «Это дает челябинцам возможность активно передвигаться по городу, ездить в нужные магазины, — говорит наш собеседник. — Кроме того, в каждом микрорайоне сегодня есть по несколько магазинов в формате «у дома», торговых точек, реализующих мясную продукцию, алкомаркетов, и у покупателей просто нет необходимости заказывать что-то по Интернету».

Как бы то ни было, в компании изучают онлайн-рынок, но сильно сомневаются, что в ближайшее время займутся полноценной — в том виде, в каком она развита в нишах нон-фуда — интернет-торговлей. «Да, мы прощупываем этот канал продаж, считаем экономику проекта, но, думаю, доставки у нас не будет, т.к. она влечет за собой существенные дополнительные расходы», — добавляет представитель компании «МОЛЛ».

Разноплановое расширение

В плане развития в условиях кризиса отечественные фуд-ритейлеры тоже ведут себя по-разному. Сети федерального масштаба не то вопреки финансовой нестабильности, не то именно из-за нее (дабы за счет больших объемов увеличить выручку) продолжают освоение регионов. Так, в феврале этого года зашел на челябинский рынок питерский ритейлер, открыв гипермаркет «Лента» в Советском районе, а летом с запуском уже в Ленинском районе ТРК «Алмаз» ожидается открытие еще одного крупноформатного магазина — федеральной сети "О'Кей». Тихой сапой занимают свою долю на розничной продуктовой площадке Челябинска и менее глобальные игроки, такие как, например, курганская сеть «Метрополис».

Локальные же операторы в своем развитии не столь активны. «Проспект» в прошлом году открыл в Челябинске три магазина (в ТРК «КУБа», на Краснопольском проспекте и на Университетской набережной), а в этом году новых запусков в компании не анонсируют. «Каждый новый магазин мы тщательно просчитываем, — говорит Андрей Грибанов. — Пока на 2015 год у нас нет конкретных планов по открытию новых точек. Если появятся приемлемые по аренде предложения — рассмотрим».

Торговая сеть «Молния» свое расширение в 2015 году тоже приостановила. По словам Юрия Блохина, расширяться компания будет только тогда, когда снизятся кредитные ставки. «Сегодня стоимость кредитов для развития очень высокая, и у бизнеса ограничены возможности для развития, — отмечает наш спикер. — Темпы экономического роста в стране практически нулевые, и есть опасение, что будут отрицательными. То есть экономическая ситуация в стране пока не способствует расширению бизнеса».

Однако, если количество «Молний» ее владельцы увеличивать пока не планируют, то число вывесок с брендом SPAR, который ООО «МОЛЛ» развивает по франшизе, может в этом году возрасти. И не только на Южном Урале. «Благодаря успешному развитию сети SPAR в Челябинской области, мы получили право на ее продвижение в Свердловской области, которая за счет распределительного центра входит в зону нашего охвата, — говорит Юрий Блохин. — В соседнем регионе по сопоставимым форматам выручка выше, чем в нашем, и там больше возможностей по открытию точек формата «магазин у дома».

Пошли по ипэшникам

Как отмечают сами участники рынка, важно понимать, с кем именно ты конкурируешь, и уже исходя из этого выстраивать стратегию своего дальнейшего развития. «Около 43 % выручки в розничной торговле сегодня приходится на индивидуальных предпринимателей, владеющих небольшими магазинами, торговыми павильонами, киосками, а доля крупного сетевого ритейла — порядка 30-35 %, остальное приходится на рынки и среднюю розницу, — объясняет Юрий Блохин. — С учетом этого факта мы и планируем развиваться. В настоящий момент сетевые ритейлеры конкурируют в меньшей степени между собой, а в большей — со средним ритейлом и индивидуальными предпринимателями.
Сетевая розница будет сокращать долю ИП. Рядом с торговой точкой, владельцы которой не знают всех современных технологий, открывается магазин, где благодаря объемам закупок и цена ниже, и сервис под постоянным контролем. Как в этой ситуации ИП может защитить свою позицию? Только качеством обслуживания и непрерывным самосовершенствованием».

Кроме этого, у компании есть решения для ИП по субфраншизе: ООО «МОЛЛ» предлагает предпринимателям перейти на стандарты торговой сети и за счет этого увеличить продажи. Сейчас данный проект находится на стадии согласования. «Предприниматели интересуются, ажиотажа пока нет, но мы это направление и не очень пока продвигаем, — говорит Юрий Блохин. — Когда начнем, спрос на субфраншизу, думаю, возрастет. Выживать-то как-то нужно всем».

Франшиза, как оказалось, довольно перспективное направление, по этой схеме работают разные фуд-ритейлеры. Однако существуют факторы, которые при использовании этой схемы необходимо учитывать, чтобы проект оказался успешным.

— Продажа франшизы на рынке продуктового ритейла — явление известное и вполне рабочее при грамотном подходе, — комментирует Илья Коноплев, управляющий коммерческой недвижимостью, в прошлом директор сети мини-маркетов «Домашний». — Это относительно неплохо получается у «Перекрестка», не получилось у «Метро», сейчас пробует себя в этом направлении компания «7 Пятниц». При грамотной разработке франшизы и предоставлении оператором, к примеру, товаров для закупки по более эффективным, чем он купил бы напрямую, ценам — это вполне рабочее решение.

Проблема нашему эксперту видится в другом. По мнению Ильи Коноплева, розничный бизнес выживает исключительно при наличии хорошего места. «Нет места — хоть в какую вывеску одевайся, не взлетишь, — уверен он. — И, к сожалению, многие локальные предприниматели, когда-то открывшие точки, оказались в ситуации, когда рядом встали федеральные операторы, а с ними даже с франшизой не поиграешь. Владелец франшизы все равно создает нагрузку на экономику точки, и конкурировать по ценам в этом случае тяжело. А нет эффективности по цене при одинаковом ассортименте, нет и бизнеса. Если рядом поставить SPAR и «Магнит» сопоставимой площади, SPAR не взлетит. То есть продавать франшизу, конечно, можно, но вот каков рынок эффективных покупателей, это вопрос».

Поделиться

Сегодня | 14:38
Как обеспечивают развитие горнодобывающей отрасли на Южном Урале

Промышленники, ученые и представители власти обсудили перспективы по добыче полиметаллов в России.

20.03.2024 | 15:41
В Челябинске показали новый трамвай со звездным названием

Модель Усть-Катавского вагоностроительного завода с февраля испытывают на улицах областного центра.

18.08.2016 | 10:53
Ипотечное оживление. Кредиты на «квадраты» в Челябинской области снова в цене

Южноуральский рынок ипотечного жилищного кредитования (ИЖК) демонстрирует уверенный рост. Положительная динамика наблюдается как в отношении количества кредитных организаций, работающих с ипотекой (с начала года число таких банков выросло в полтора раза), так и в объемах кредитования (заметный рост отмечен и в штуках, и в деньгах).

18.08.2016 | 10:42
В челябинской ипотеке время снижения — ставок, взносов и возраста заемщика

Участники ипотечного рынка Челябинской области рассказали нашему изданию о нескольких трендах, наметившихся и ожидающихся в этой сфере. Опрошенные игроки сообщили о тенденциях на сокращение процентных ставок и величины первоначального взноса, а в одном из банков поведали о росте в общем кредитном объеме доли бюджетников и о том, что южноуральский заемщик помолодел. Респонденты прогнозируют и дальнейшее развитие рынка ипотеки в заданном направлении.

Новости   
Спецпроекты