Сети vs сельпо. Крупная продуктовая розница осваивает села Челябинской области

29 Апреля 2015 Автор: Алина Голованова Фото: Ярослав Наумков
Сети vs сельпо. Крупная продуктовая розница осваивает села Челябинской области

Федеральный фуд-ритейл, развиваясь в регионах, все увереннее держит курс на сельские местности. Если еще лет 10 назад это трудно было представить, то сегодня с магазинчиками сельских ипэшников соседствуют порой по несколько разных супермаркетов известных сетей. И, судя по планам компаний-владельцев, сел-счастливчиков с каждым годом будет все больше.

Ритейл растет и богатеет…

По итогам первого квартала 2015 года тройка лидеров на отечественном рынке продовольственной розницы дружно продемонстрировала рост финансовых показателей, о чем свидетельствуют опубликованные в открытых источниках отчеты этих игроков.

Выручка крупнейшего FMCG-ритейлера «Магнит» увеличилась на 33,4 %, составив 218,76 млрд рублей. Этот рост в компании связывают с увеличением торговых площадей и ростом сопоставимых продаж на 14,53 %. Увеличились у сети и трафик (в среднем на 0,49 %) со средним чеком (на 13,97 %). И хоть самый большой рост сопоставимого трафика оказался у дрогери-сети «Магнит-Косметик» (на 12,63 %), посещаемость продуктовых форматов ритейлера тоже возросла: в магазинах «у дома» — на 0,1 7%, в гипермаркетах — 0,47 %, в «Магнитах Семейных» — на 1,79 %. За первые три месяца этого года «Магнит» открыл 409 магазинов, доведя общее количество точек до 10 120, с совокупной торговой площадью 3,73 млн кв. м. Больше всего у компании — «магазинов у дома» (8 581), на втором месте — дрогери (1 239), далее следуют гипермаркеты (196) и «Магнит Семейный» (104 магазина).

Неплохие результаты показала в первом квартале и X5 Retail Group. Ее чистая розничная выручка выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 26,5 %, достигнув 182,05 млрд рублей. (без НДС). Сопоставимые продажи увеличились на 17,1 %. На примере одной из наиболее широко представленных сетей этой компании можно сделать выводы о востребованности в стране подобных форматов: выручка универсамов «Пятерочка» в первом квартале выросла на 34,7 %, составив 129,58 млрд руб. (71 % продаж всей группы), LFL-продажи увеличились на 21,7 %, в том числе трафик — на 5,2 % и средний чек — на 15,7 %.

Чистых открытий у Х5 пришлось на первый квартал 2015‑го - 156 (против 74 в январе-марте 2014 г.). Компания отремонтировала 332 «Пятерочки», 11 «Перекрестков» и один гипермаркет «Карусель». При этом, правда, в рамках программы повышения эффективности ритейлер закрыл 15 универсамов, пять «Перекрестков» и 25 «Экспрессов». По данным на 31 марта под управлением Х5 находилось 5 639 магазинов (в том числе, 4 958 магазинов «Пятерочка», 405 супермаркетов «Перекресток», 83 гипермаркета «Карусель» и 193 магазина «Экспресс»). Их совокупная торговая площадь достигла 1,86 млн кв. м.

Опубликовала неаудированные итоги работы за три месяца и Группа компаний «Дикси». Согласно им консолидированная выручка ГК выросла по сравнению с январем-мартом прошлого года на 27,7 %, составив 63,6 млрд рублей, сопоставимые продажи приросли на 11,7 %, средний чек — на 11,5 %, трафик — на 0,1 %. Розничная выручка магазиновв «у дома» в отчетном периоде увеличилась на 31,3 % (до 50,63 млрд рублей), LFL-продажи — на 13 %, в том числе средний чек — на 12,8 %, трафик — на 0,2 %. За январь-март 2015 г. компания открыла 143 магазина нетто, из них 82 — в марте. По состоянию на 31.03.2015 г. группа управляла 2 338 магазинами, включая 2 208 «Дикси» в формате «у дома», 94 магазина «Виктория», один Cash и 35 компактных гипермаркетов «Мегамарт» и «Минимарт». Торговая площадь на конец первого квартала составила 787 994 кв. м.

…В том числе  за счет сел

Данных о том, сколько из общего количества недавних открытий приходится на города, а сколько — на сельские местности, компании не предоставляют. Однако, судя по информации, размещенной на сайтах ритейлеров-лидеров (к примеру, у «Магнита» в Челябинской области из 52 населенных пунктов, в которых он представлен, 16 — это села и поселки), муниципалитеты районного масштаба однозначно рассматриваются фуд-операторами в качестве перспективного направления. Ведь там конкурентная среда куда менее жесткая, а кушать, как говорится, хочется всем, независимо от толщины кошелька. В некоторых городах уровень экономической депрессивности тоже ведь приближен к сельскому, однако это не мешает «федералам» прокладывать дорогу и туда. Тем более, что в данном случае соблюдается принцип «и нашим, и вашим» — с ростом точек в слабоконкурентной среде увеличивается выручка компаний и одновременно проявляется социальная направленность бизнеса, спасающего деревни.

Как известно, отсутствие нормального конкурентного поля развязывает руки игрокам-монополистам. Однако в случае с сельскими местностями ситуация несколько иная: назвать мелких предпринимателей монстрами-монополистами язык не поворачивается — они просто выживают, как могут. Но потребитель от такого «выживания» все равно страдает: ведь в конечном счете ему приходится расплачиваться за накрутки мелкого ипэшника, который в свою очередь тоже переплатил (ИП закупки достаются дороже, чем крупной компании, имеющей, с одной стороны, грамотно выстроенную логистику, а с другой — преференции от поставщиков из-за больших объемов закупок). По данным Росстата, жители сел и деревень тратят на продукты питания на 25 % больше, чем жители городов. И это притом что частично селяне питаются тем, что сами выращивают.

Понимая жизненную необходимость для селян торговли предметами первой необходимости, а также просчитав свою выгоду, крупные федеральные фуд-ритейлеры вот уже не первый год держат курс на малонаселенные пункты. Так, по предоставленным нашему изданию компанией Х5 данным, на начало 2015 г. в южноуральских деревнях, поселках и поселениях работало 17 «Пятерочек». Конечно, в сравнении с общим показателем — более чем 200 магазинов под этой вывеской в Челябинской области — эта цифра не такая впечатляющая, но когда‑то и о ней селяне могли только мечтать.

В некоторых малонаселенных муниципалитетах крупным сетям приходится даже конкурировать со своими федеральными коллегами. Исходя из размещенной на сайтах самих компаний информации, в Челябинской области «Магнит» делит покупателей с «Дикси» в селах Долгодеревенское, Миасское, Аргаяш и поселке Октябрьское. Всего же первая сеть представлена сегодня в 16 южноуральских поселках и селах, а вторая — в одиннадцати.

Дальше — больше

Судя по всему, останавливаться на достигнутом, по крайней мере на Южном Урале, крупная продовольственная розница не собирается. Опрошенные участники рынка заявляют о своих намерениях и дальше осваивать наш регион, в том числе — сельскую местность.

— 2 октября 2014 г. Х5 заключила с правительством Челябинской области Соглашение о сотрудничестве, рассчитанное на период до конца 2017 года, — рассказывает «Южноуральской панораме» Владимир Русанов, начальник Управления по связям с общественностью X5 Retail Group. — Оно предусматривает совместные действия по развитию розничной торговли в регионе в целях удовлетворения потребностей населения в высококачественных товарах по доступным ценам, оперативного обмена информацией, совместной работы по продвижению товаров местных производителей. В 2014 - 2017 гг. Х5 планирует открыть в Челябинской области не менее 100 магазинов (в том числе с использованием франчайзинга в муниципальных образованиях региона) и распределительный центр, инвестировав до 3,5 млрд рублей. Реализация плана позволит создать не менее 2000 рабочих мест и расширить партнерство с местными поставщиками.

Не назвав конкретных планов по деревням и селам, Владимир Русанов при этом справедливо заметил, что в тех населенных пунктах, где работает мало магазинов, безусловно, есть перспективы для развития сетевого ритейла, там же, где конкуренция более высокая, шансов на успех   меньше. «Но мы считаем, что в Челябинской области еще есть где развиваться в сельской местности, и в целом этот рынок очень перспективен», — заключил наш собеседник.

Есть планы по расширению на Южном Урале, в частности, за счет открытия новых точек в селах и поселках, и у «Дикси».

— Мы намерены укреплять позиции в регионах своего присутствия, в том числе в Челябинской области, — сообщает «ЮП» Екатерина Куманина, директор по внешним связям ГК «ДИКСИ». — В актуальных экономических условиях преимущества магазинов «у дома» востребованы жителями как в крупных мегаполисах, так и в небольших поселениях. Сеть стремится сделать покупателям оптимальное ценовое предложение вне зависимости от масштаба муниципалитета. Сегодня магазины «Дикси» есть в населенных пунктах с населением от 1000 человек. При этом уровень сервиса, требования к качеству продукции и представленности ассортимента в таких поселках аналогичны «столичным». В сельской местности магазин крупной сети — это не только социальный объект (качественные продукты по низким ценам), но и привлекательный работодатель, гарантирующий исполнение ТК и достойные условия труда.

По мнению Екатерины Куманиной, формат магазинов «у дома» востребован вне зависимости от их расположения и в любой экономической ситуации. «Даже в условиях экономических трансформаций потребительский спрос здесь стабилен», — резюмировал наш спикер.

Получить комментарий от представителей «Магнита» на момент подготовки материала нам не удалось. Но, судя по тому активному развитию, которая краснодарская сеть демонстрирует «на всех фронтах», сельскую местность, вероятнее всего, компания из своих планов не вычеркивает. Особенно если учесть ориентацию этой ТС на массового покупателя и «заточенность» на развитие преимущественно за счет регионов.

Голодным не останется никто

Как бы то ни было, но грань между крупными селами и небольшими городами постепенно стирается, а параллельно с этим «упраздняется» и дискриминация по географическому признаку. Ведь с годами становятся ближе к жителям отдаленных от мегаполиса районов и такие крупные игроки, чей формат не предполагает выход на рынки малонаселенных территорий, но кто за счет охвата большого количества городов упрощает жизнь массовому покупателю. Так, например, держит курс не только на мегаполисы транснациональная сеть «АШАН» — как известно, на Южном Урале этот оператор после столицы принялся за освоение Магнитогорска, что, в том числе, расширило возможности для жителей соседствующих с городом металлургов территорий.

Понятно, что всевозможные универсамы с «магазинами у дома» и гипермаркеты типа «АШАН» не очень пересекаются на конкурентном поле, но очевидно одно: конкурентная среда развивается на пользу потребителям, укорачивая их дорогу до места качественного «отоваривания».

— Классические гипермаркеты «АШАН» и «АШАН Сити» представлены сейчас в городах с населением более 500 тысяч жителей, — рассказывает «ЮП» Мария Курносова, директор по внешним коммуникациям «АШАН Россия». — Общий принцип наших гипермаркетов — «все под одной крышей», то есть клиент может купить все товары, которые ему необходимы. А формат «Сити» — это гипермаркеты «шаговой доступности», они меньше по площади и расположены в черте города, и их основные клиенты — жители близлежащего района, которые приходят в магазин пешком 2 - 3 раза в неделю.

Развивает компания и магазины экономичного формата – «НАША Радуга», разработанные для городов с населением от 100 до 500 тысяч жителей. Но пока эти магазины открываются только в регионах, удаленных от Москвы не более чем на 600 км, что связано с особенностями работы формата и снабжения.

И все же есть надежда, что Челябинск и Магнитогорск не останутся на Южном Урале единственными городами, куда транснациональный игрок закинул сети. Не исключено, что в не очень далекой перспективе вместе с ним усилят свое присутствие в регионе — в этом случае и в сельской местности — и другие фуд-ритейлеры. А фактором, который, в принципе, призван этому поспособствовать, может стать недавнее (в феврале этого года) попадание нескольких крупных сетей — «Ашан», «Метро», «Магнит», «Пятерочка», «Дикси» и некоторых других — в подготовленный Минэкономразвития список системообразующих предприятий, которым может быть оказана антикризисная поддержка. 

Поделиться

Сегодня | 14:38
Как обеспечивают развитие горнодобывающей отрасли на Южном Урале

Промышленники, ученые и представители власти обсудили перспективы по добыче полиметаллов в России.

20.03.2024 | 15:41
В Челябинске показали новый трамвай со звездным названием

Модель Усть-Катавского вагоностроительного завода с февраля испытывают на улицах областного центра.

18.08.2016 | 10:53
Ипотечное оживление. Кредиты на «квадраты» в Челябинской области снова в цене

Южноуральский рынок ипотечного жилищного кредитования (ИЖК) демонстрирует уверенный рост. Положительная динамика наблюдается как в отношении количества кредитных организаций, работающих с ипотекой (с начала года число таких банков выросло в полтора раза), так и в объемах кредитования (заметный рост отмечен и в штуках, и в деньгах).

18.08.2016 | 10:42
В челябинской ипотеке время снижения — ставок, взносов и возраста заемщика

Участники ипотечного рынка Челябинской области рассказали нашему изданию о нескольких трендах, наметившихся и ожидающихся в этой сфере. Опрошенные игроки сообщили о тенденциях на сокращение процентных ставок и величины первоначального взноса, а в одном из банков поведали о росте в общем кредитном объеме доли бюджетников и о том, что южноуральский заемщик помолодел. Респонденты прогнозируют и дальнейшее развитие рынка ипотеки в заданном направлении.

Новости   
Спецпроекты