Не техникой единой жив Интернет. Онлайн-торговля Челябинска развивается сразу в нескольких направлениях
E-commerce (электронная коммерция) по-прежнему остается одним из наиболее динамично развивающихся рынков, однако вектор потребительского спроса меняется.
- «Детский» передел. Товары для самых юных продолжают наступать на челябинского потребителя
- Онлайн–бизнес зависнет? Челябинцы станут скромнее в своих интернет-покупках
Накликали...
Одна из немногих отраслей, которая продолжает расти в кризис, — интернет-торговля. По данным аналитиков InSales.ru, общий объем рынка онлайн-продаж в 2014 году составил 612 млрд рублей (+31 %). Чаще всего жители России покупали в прошлом году в онлайне электронику и бытовую технику (ЭБТ, 147 млрд рублей), одежду и обувь (93 млрд), компьютеры, ноутбуки, комплектующие (68 млрд), автозапчасти (38 млрд) и мобильные телефоны (32 млрд рублей). Наиболее быстрорастущими по числу заказов стали категории одежды и обуви (за счет существенного роста числа дешевых заказов в зарубежных магазинах), стройматериалы, оборудование и спорттовары.
В Челябинске ситуация развивалась по схожему сценарию: более половины продаж приходилось на ЭБТ, а около трети — на смешанный ассортимент. Как писало наше издание ранее, в топ-лист годичной давности, составленный «Деловым кварталом», входило шесть онлайн-торговцев Челябинска и 11 федеральных фирм. Среди компаний-лидеров, нацеленных на южноуральских интернет-покупателей, числились «РБТ», «IdeЯ!» и «Санрайз» (в категории «Бытовая техника и электроника»), «74 колеса», «Первый интернет-гипермаркет мебели» и «Технопульт» (в категориях «Автозапчасти», «Мебель» и «Сделай сам» соответственно). На первых пяти позициях в топе «федералов» находились преимущественно торговцы смешанным ассортиментом: OZON. ru, «Сотмаркет», «Ситилинк», Е5 и Е96.
Однако итоги 2015-го будут, вероятнее всего, отличаться от результатов 2014-го, более того, измененную картинку можно увидеть и не забегая на полгода вперед. Уже сейчас логично предположить, что расклад сил на рынке изменился, о сворачивании бизнеса заявило сразу нескольких игроков: местная «IdeЯ!», федеральные «Сотмаркет» (объединился с «Ютинет» и «Е96.ru»), Е5 (проект X5 Retail Group) и «Белый Ветер-Цифровой». Причина этого — сокращение прибыли. К примеру, как пишут федеральные СМИ, в III квартале 2014 года выручка E5 снизилась на 30 %, число покупок упало втрое, а «Белый Ветер-Цифровой» и вовсе подал в августе иск о банкротстве, оценив свои долги в 7,2 млрд рублей.
Товарные рокировки в Сети
Любопытно, что меняются в сфере интернет-продаж не только число игроков и их доли, но и потребительские предпочтения, что влияет и на усиление позиций компаний, ранее далеких от топовых мест. По опубликованным недавно результатам исследования OnLife от компании Synovate Comcon, с начала 2015 года в топе-5 самых популярных у интернет-пользователей категорий товаров бытовая, аудио-, видео- и фототехника переместилась со 2-го места на 3-е, составив 25 % в общем объеме интернет-продаж, а компьютерная техника и аксессуары и вовсе вылетели из пятерки лидеров. Возглавили топ-5 одежда, обувь и аксессуары (41 %), на второй строчке расположились косметика и парфюмерия (28 %), на четвертом месте, как и раньше, — доставка еды на дом (24 %), а замкнули список впервые попавшие в пятерку детские товары с 20%-й долей.
Правда, по словам самих игроков, итоги начала года не являются показательными, если говорить о развитии онлайн-рынка в целом. Ведь затишье первых месяцев года связано с пропорциональной активностью покупателей под занавес 2014-го.
— Смена лидеров в топ-5 I квартала 2015 года в большей степени связана с тем, что многие закупили впрок телевизоры и крупную бытовую технику в конце прошлого года, — комментирует ситуацию «Южноуральской панораме» Юлия Зотова, менеджер по связям с общественностью «М.Видео». — У нас, например, в предновогоднем сезоне интернет-продажи выросли по отношению к году в семь раз.
Этому игроку, к слову, повезло и в 2015-м: если за I квартал у «Эльдорадо», как следует из отчетности компании, онлайн-продажи бытовой техники и электроники снизились на 7 % (до 3,49 млрд рублей), то у «М.Видео» они, наоборот, увеличились, причем существенно — на 31 % (до 4,8 млрд). «За последний год приоритеты наших онлайн-покупателей сместились с приобретения больших телевизоров на покупку смартфонов, — рассказывает Юлия Зотова. — Активно растут продажи фото-авто-сегмента, крупной бытовой техники, игровых консолей и актуальных в летнем сезоне аксессуаров: фитнес-браслетов, часов с GPS и т.п.».
Хотя основные продажи в Сети приходятся на центральную часть страны, в компании отмечают, что активность более отдаленных регионов растет с каждым годом. «Хотим отметить, что в I квартале 2015 года доля онлайн-покупок в Челябинской области выросла на 61 % по отношению аналогичному периоду 2014-го», — сообщили нам в «М.Видео».
В то же время игроки рынка e-commerce не прочат светлого будущего некоторым бывшим товарам-лидерам. Так, например, по мнению руководителя пресс-службы «Связного» Марии Заикиной, в 2015-м не стоит ожидать рекордной динамики онлайн-продаж электроники. Замедление роста в компании связывают с продолжавшейся на протяжении долгого времени позитивной динамикой, а также с тем, что покупатели стали более взвешенно подходить к покупкам гаджетов.
Фэшн с доставкой на дом
Согласно данным исследования, представленного InfoLine, по итогам 2014 года интернет-продавцы одежды показали разные результаты. В топ-100 крупнейших ритейлеров России интернет-магазин Otto потерял 13 позиций (54-е место, снижение выручки на 9,8 %, до 21 млрд рублей), а, например, Wildberries и H&M в этом списке, наоборот, поднялись: первый — на 10 пунктов, заняв 60-е место (выручка компании выросла на 40 % и достигла 18,8 млрд рублей), а шведский ритейлер — на 12 позиций, заняв 80-е место (рост на 32 %, до 14,2 млрд).
В Челябинской области, как и в других регионах, интернет-магазины, продвигающие модную одежду, преимущественно международные онлайн-площадки (Otto, Wildberries, Bonprix, Lamoda и др.) На запросы о предоставлении комментария в этих компаниях нам, к сожалению, не ответили, но судя по наличию в столице Южного Урала распределительных центров федеральных онлайн-брендов и по их рекламной активности в Челябинске, говорить о развитии этого сегмента в нашем регионе, пожалуй, имеет смысл.
— Мы заявили о себе, когда на рынке интернет-торговли практически не было серьезных игроков fashion-ритейла, и на тот момент перед нами стояла практически невыполнимая задача — завоевать доверие российских клиентов, так как предрассудков об онлайн-покупке одежды было более чем достаточно, — делился ранее с сайтом Retail.ru Нильс Тонзен, исполнительный директор (CEO) Lamoda. — Нам удалось обеспечить высокий уровень сервиса, который включает в себя бесплатную доставку, возможность примерки перед покупкой, обмена размера, возврата в течение 365 дней, доставку товара торговыми представителями. Результатом всей этой работы стало то, что все больше и больше потребителей покупают одежду и обувь именно в режиме онлайн.
Этот успех ритейлер связывает с созданием собственной службы доставки (товар доставляется на следующий день после оформления заказа), и одна из задач долгосрочного развития Lamoda — расширение географии присутствия. В компании заявили о развитии наряду с качественными показателями (уровень обслуживания, ассортимента, интернет-опций и сервисов) и показателей количественных — увеличении числа регионов, где действует Lamoda Express.
Тем не менее ситуация с рокировками в общероссийском топе-5 по итогам I квартала 2015 года, по мнению экспертов, не вполне типична для Челябинска. Пока чаще других товаров южноуральцы все же предпочитают покупать в Сети технику и электронику, а остальные категории из российского топа здесь не на первых позициях. Однако подвижки в этом направлении налицо: челябинская молодежь следит за модными тенденциями, а потому и интернет-магазины, продвигающие фэшн-товары, попадают в зону ее интереса.
Наряду с одеждой и обувью южноуральцы все активнее заказывают в Сети детские товары. Но этому тренду имеет смысл посвятить отдельную главку.
Е-конкуренция не по-детски
В южноуральском онлайн-сегменте для киндеров ситуация несколько отличается от той, что характерна для фэшн-онлайна: в первом погоду делают преимущественно местные компании. Как писало наше издание ранее, среди интернет-проектов Челябинска — такие, как kroker.ru, toyschel.ru, IgraUral.ru, igrushka174.ru, planet74.ru, mishutka74.ru, zaika74.ru, bumburu.ru и другие. Большинство «виртуальных» торговцев игрушками и другими товарами для детей зарекомендовали себя на этой бизнес-площадке и держатся на ней уже не первый год.
— Мы тоже стабильно входим в десятку по соответствующим рейтингам и запросам, — рассказывает «ЮП» Анжелла Мустафина, директор Babyboom74.ru. — Но сохранять свою долю не так-то просто. Мы существуем 3,5 года, и почти половина из этого времени пришлась на кризис, а продажи в этот период сильно упали. Те, кто раньше покупал дорогую коляску, переключились на более дешевые польские аналоги, а кто до этого предпочитал Польшу, перешли на дешевый Китай. В кризис мы только отбивали аренду и зарплату сотрудникам и, можно сказать, лишь последние две недели начали подниматься с колен. Наши покупатели вернулись в интернет: стали пользоваться спросом такие детские товары, как электромобили, пластиковые домики, плюс детские сады стали заказывать у нас мебель.
По словам нашей собеседницы, недостаточно активное развитие рынка онлайн-торговли детскими товарами связано не только с экономическими перипетиями — большую роль играет менталитет потребителей. «Раньше я работала в Москве и могу сказать, что там совсем иначе относятся к онлайн-покупкам, там чуть ли не туалетную бумагу покупают в Интернете, т.е. заказывают на дом буквально все, — говорит Анжелла Мустафина. — А в Челябинске люди предпочитают по старинке: прийти, посмотреть, пощупать, прежде чем купить. Есть еще один момент: по отдельным категориям (например, по коляскам или велосипедам) челябинцы предпочитают товары б/у, т.к. они дешевле новых. В этом смысле популярностью пользуются сайты типа «Авито».
Имеет значение и конкурентная среда: несмотря ни на что, в Челябинске постоянно открываются интернет-магазины, продающие те или иные детские товары. Правда, по словам нашего спикера, жизнь у новых проектов зачастую недолгая. «Есть несколько стабильных игроков, которые не отпускают своих клиентов и не теряют позиций в рейтингах, среди них «Малютка74», «Кроха74», «Детмир74», «Ангел74», Дом колясок «У Тихоновой» и др., — говорит наша собеседница. — Новички, еще толком не оценившие емкость рынка и расклад сил на нем, создают новые домены, но надолго их не хватает, они, как правило, живут полгода — восемь месяцев от силы. Потому что не у каждой маленькой фирмы есть возможность выложить сразу 50-100 тыс. рублей на закуп одной позиции».
Виртуальный передел
По словам федеральных экспертов, тренды на рынке e-commerce последнего времени — переход на мультикатегорийность и консолидация, крупные игроки будут укрупняться, а мелкие — уходить с рынка. «Магазины, которые обрабатывают меньше 150 заказов в день, скорее всего не смогут удержаться, т.к. операционные затраты на обработку заказов, на маркетинг будут увеличиваться, а маржинальность выше не будет», — говорит PR-директор Е96.ru Дмитрий Иванов. По мнению аналитиков Data Insight, консолидация крупных компаний неминуемо приведет к масштабному переделу рынка, но место для небольших фирм на нем еще есть. При этом гендиректор Ozon.ru Дэнни Перекальски полагает, что новых игроков в этом году будет немного, так как порог входа на рынок очень высок.
Как бы то ни было, но, по оценкам Data Insight, рост числа онлайн-покупателей находится в самом расцвете, в ближайшее время покупать в Сети начнут те, кто начал осваивать Интернет в 2008-2012 гг., в эти годы приток новых пользователей Интернета достиг максимальных значений.
Поделиться