Конкуренция в е-коммерции. Участникам челябинского рынка интернет-торговли приходится толкаться локтями

24 Августа 2015 Автор: Алина Голованова
Конкуренция в е-коммерции. Участникам челябинского рынка интернет-торговли приходится толкаться локтями

Электронная коммерция продолжает развиваться, несмотря ни на какие экономические перипетии. Причем развитие это идет сразу в нескольких направлениях — и в отношении товарных ниш (конкуренцию узкоспециализированным интернет-магазинам составляют многопрофильные кибермаркеты), так и в плане способов продвижения товара (крупные сети делают упор на многоканальность, используя онлайн-площадку как дополнительный источник дохода).

Интернет-винегрет

На рынке электронной коммерции (e‑commerce) представлено сегодня довольно много игроков. Среди них как компании, использующие оба канала продаж — и оффлайн, и онлайн (прежде всего это касается сетей бытовой техники и электроники — «М. Видео», «Эльдорадо», DNS, «Найфл» и других, а также мобильных ритейлеров, типа «Евросети» или «Связного»), так и «чистые» онлайн-торговцы. В «реале» последние представлены преимущественно центрами и пунктами выдачи товара либо по всей стране, включая Челябинск, либо только в пределах региона. Хотя, безусловно, и среди узконишевых игроков встречаются те, кто в плане способов реализации работает «на два фронта».

Среди компаний, специализирующихся на e‑commerce, встречаются как многопрофильные интернет-магазины, типа Ozon или Е96, так и те, кто заточен на продажи одной-двух групп товаров — для детей (от федерального detmir.ru до множества челябинских торговых онлайн-площадок), для дома и интерьера или строительства и ремонта (sebevdom.com, moydom174.ru, sam‑chel.ru и других), для автомобилистов (к примеру, 74kolesa.ru), а также одежды, спорттоваров, парфюмерии-косметики и другой продукции. Иными словами, в онлайне продается все, что покупается — то есть наиболее востребовано потребителем.

Например, 74kolesa.ru, которому этой осенью исполняется четыре года, предлагает 55 тысяч товаров, из которых около 30 тысяч составляют диски, а остальное — шины, как европейского, так и российского производства. «В своем узком сегменте в Челябинске мы однозначно лидеры — у нас самый большой ассортимент и есть уникальные предложения, так как мы возим товар напрямую из Европы, — рассказывает «Южноуральской панораме» Денис Ведерников, коммерческий директор интернет-магазина «74колеса.ru». — У нас очень хороший агрегатор предложений от поставщиков. На третий год существования наша компания начала удваиваться и даже устраиваться в объемах продаж. Хорошая динамика была в конце 2014‑го, и в 2015-м идет увеличение оборотов. Некоторые компании  кризис не выдержали, ушли с рынка. А мы не сдаем своих позиций. Это связано с нашими внутренними процессами, работой над эффективностью продаж».

Одна из плотно заполненных ниш в онлайн-торговле — товары для дома и интерьера. Так, к примеру, Sebevdom.com вот уже около восьми лет предлагает любителям затариться, не вставая со стула, ковры, мебель, светильники, сантехнику и прочую домашнюю и интерьерную продукцию. За все время существования компании ассортимент магазина принципиально не менялся, поскольку нужды в этом не было — электронный спрос на предметы для обустройства жилища вполне устойчив.

Техника преобладает

С той или иной степенью успешности интернет-торговцы продвигают в Сети разную продукцию. Однако наиболее популярной онлайн-нишей пока все же остается техника и электроника. И примечательно, что у компаний, использующих многоканальные продажи, соотношение онлайновых показателей к оффлайновым растет даже в условиях кризиса.

— С 2011 года в нашей сети развивается стратегия интегрированных продаж (Omni‑Channel), — рассказывает «ЮП» Антон Пантелеев, руководитель управления по связям с общественностью «М. Видео». — Формат «омни» признан успешным всеми крупнейшими компаниями. Об этом свидетельствуют цифры: в первом полугодии 2015-го, в условиях падающего рынка, наши интернет-продажи выросли на 29 % и составили более 10 % общего оборота сети.

Как уточнили в компании, традиционно в их интернет-магазине с доставкой на дом заказывают крупную бытовую технику (холодильники, стиральные машины) и телевизоры с большой диагональю. А в последнее время активно покупают в онлайне и «цифру».

«Многие интернет-магазины и локальные сети покинули рынок с начала года, — комментируют «М. Видео» состояние e‑commerce в период кризиса. — На их место пришли крупные розничные сети, которые готовы предложить покупателю широкий ассортимент, бонусную программу, развитую сеть магазинов и пунктов самовывоза. К примеру, в нашей сети мы зафиксировали рост онлайн-продаж и планируем развивать это направление в дальнейшем».

В ожидании «Юлмарта»

В обозримой перспективе у многопрофильных и нишевых «виртуальных» ритейлеров скоро появится мощный конкурент — компания, торгующая в онлайне несколькими категориями товара. Интернет-ритейлер «Юлмарт», на электронной витрине которого представлено более 75 тысяч наименований (от ультрабуков, смартфонов и бытовой техники до автомобильных шин, моторных масел, детских товаров и товаров для дома), планирует до конца года открыть кибермаркет в Челябинске. В настоящее время для него подыскивается подходящее помещение, в торговой зоне города и с охватом аудитории порядка 10 тысяч человек.

Как рассказал «ДК» Евгений Иванченко, директор по капитальному строительству компании «Юлмарт Девелопмент», компания отмечает спрос на продукт со стороны жителей УрФО вообще и Челябинска в частности. «Регулярно отслеживая статистические данные по покупкам товаров, представленных на сайте  ulmart.ru, мы отмечаем высокую покупательскую активность в этих городах, — сообщает интернет-ритейлер. — При этом компания не имеет здесь собственных логистических объектов, благодаря которым покупатели могли бы воспользоваться всеми возможностями сервисов и услуг «Юлмарта». Предполагается, что после открытия кибермаркета местные заказчики интернет-магазина смогут быстрее получать купленную в сети продукцию. Вообще, товар можно получить несколькими способами, оформив один из трех видов доставки: курьерскую, почтовую или в ближайший пункт выдачи «Юлмарт Outpost», товар также можно забрать самостоятельно в круглосуточном центре исполнения заказов (кибермаркете). На сегодня у этого интернет-ритейлера в 190 городах страны работает свыше 280 пунктов и 29 кибермаркетов, планируется открытие еще 15 центров исполнения заказов.

Конкуренты об экспансии «Юлмарта» высказываются, что называется, в рамках политкорректности. «Появление нового игрока на рынке — это дополнительный стимул улучшения покупательского опыта и сервиса, — говорят в «М. Видео». — Для покупателей также положительный момент — новые товары, бонусные программы, акции и прочее. Некоторые, правда, комментируя планы федерального интернет-ритейлера, особо не церемонятся. «Надеюсь, по шинам «Юлмарт» не предложит больший ассортимент и лучшие цены, чем у нас», — говорит Денис Ведерников.

Широко или узко?

Всяк кулик свое болото хвалит. Справедливость этой пословицы демонстрируют участники электронного рынка: вероятно, защищая свою территорию (= удерживая свою клиентскую базу), представители узких ниш отмечают слабые стороны интернет-магазинов, торгующих «всем подряд».

— На мой взгляд, лучше более узкая сосредоточенность, чем многопрофильность, невозможно охватить все сразу и быть успешным во всех направлениях, — высказывает свою точку зрения Екатерина Парова, менеджер интернет-магазина «Себевдом.com». — А работая в определенных нишах, ты можешь предоставить покупателям более широкий ассортимент в конкретной категории товара и лучшие предложения на рынке. Например, по коврам в Челябинске нам, думаю, нет равных — мы предоставляем широкий выбор бельгийских, нидерландских и других ковров. Они и пользуются среди всех товаров у нас наибольшим спросом. Потребительский интерес подстегивает еще и тот факт, что мы этот товар и продвигаем активнее. И прежде, чем заказать ковер на сайте, покупатели у нас в офисе могут изучить образцы, то есть и потрогать товар, и рассмотреть его в реальном, а не в  виртуальном виде, что очень удобно.

В то же время некоторые, говоря о том же ассортиментном преимуществе и большем профессионализме узкоспециализированных магазинов в отношении конкретной группы товара, при этом отмечают, что с экономической точки зрения многопрофильность более выгодна самой компании. «Шинами торгуют многие — и Е96, и тот же «Юлмарт», но у специализированных интернет-магазинов ассортимент шире, — говорит Денис Ведерников. — Кроме того, шины — довольно специфичный товар, необходимо учитывать его особенности — к примеру, сезонность, от которой он зависит. В узкой нише работают профессионалы в этом деле. Но при этом с точки зрения бизнеса узкосегментированная торговля и менее защищена, а многопрофильность для бизнеса более безопасна». В последнем случае у компаний, по словам нашего собеседника, при хорошем ассортименте еще и по-другому выстроена логистика, и, поскольку такие компании работают с большей географией, у них и в плане объемов продаж больше возможностей.

Реально виртуальный идеал

Электронные коммерсанты, признавая, в принципе, все плюсы рынка онлайн-торговли, делают, тем не менее, оговорку: «реал» без «виртуала» менее конкурентоспособен. «Преимущества розничных сетей, имеющих торговые залы, заключаются в возможности показать товар «вживую», — объясняют в «М. Видео». — К сетям с магазинами выше доверие еще и потому, что всегда можно прийти и обменять товар». По словам Антона Пантелеева, сейчас покупатели используют все каналы покупки: например, выбрали в розничном магазине — сделали заказ в онлайне, или, наоборот, выбрали в интернет-магазине, а удостовериться в выборе и купить пришли в розничный магазин. В 2015 году 68 % покупок, сделанных в интернет-магазине mvideo.ru, покупатели забрали в оффлайновых магазинах, добавили в компании.

Представители отдельных узкоспециализированных онлайн-маркетов тоже признают важность оффлайновой подстраховки. Например, Sebevdom.com планирует открытие выставочной площадки, на которой будут представлены не только ковровые образцы, но и мебель, и другие виды товара этого интернет-магазина. В то же время, некоторые смысла в дополнительной — «реальной» — рознице все же не видят. Так, у 74kolesa.ru  был опыт работы в оффлайне, однако, по словам Дениса Ведерникова, практика показала, что в этой нише держать магазин нет никакого резона, поскольку это влечет за собой одни затраты.

Поделиться

Вчера | 12:30
Южноуральцы стали чаще пользоваться зарядными станциями для электромобилей

В Челябинской области развивают сеть быстрых ЭЗС для электротранспорта.

25.04.2024 | 15:48
Продать идею. На Южном Урале обсудили перспективы креативных индустрий

Челябинск стал первым из городов Урала, где прошел форум «Российская креативная неделя». Это событие по-настоящему уникальное, особенно для города с богатой промышленной историей. Креативные индустрии, которым целиком посвятили это событие, представлены товарами или услугами, являющимися результатом интеллектуальной и творческой деятельности. На Южном Урале в последние годы этот сектор экономики развивается особенно бурно.

18.08.2016 | 10:53
Ипотечное оживление. Кредиты на «квадраты» в Челябинской области снова в цене

Южноуральский рынок ипотечного жилищного кредитования (ИЖК) демонстрирует уверенный рост. Положительная динамика наблюдается как в отношении количества кредитных организаций, работающих с ипотекой (с начала года число таких банков выросло в полтора раза), так и в объемах кредитования (заметный рост отмечен и в штуках, и в деньгах).

18.08.2016 | 10:42
В челябинской ипотеке время снижения — ставок, взносов и возраста заемщика

Участники ипотечного рынка Челябинской области рассказали нашему изданию о нескольких трендах, наметившихся и ожидающихся в этой сфере. Опрошенные игроки сообщили о тенденциях на сокращение процентных ставок и величины первоначального взноса, а в одном из банков поведали о росте в общем кредитном объеме доли бюджетников и о том, что южноуральский заемщик помолодел. Респонденты прогнозируют и дальнейшее развитие рынка ипотеки в заданном направлении.

Новости   
Спецпроекты