Ночное затишье. Бары и клубы Челябинска фиксируют спад посещаемости

2 Ноября 2015 Автор: Алина Голованова
Ночное затишье. Бары и клубы Челябинска фиксируют спад посещаемости

Развлекательные заведения столицы Южного Урала, как и бары с клубами в других российских городах-миллионниках, уже не пользуются тем спросом, который они фиксировали в докризисное время. По словам опрошенных «ЮП» представителей «бизнеса удовольствия», посещаемость их заведений сократилось минимум на треть, а где‑то и вовсе втрое.

В качестве основной причины торговцы веселым настроением называют снижение покупательской способности и, как результат, нежелание челябинцев платить, в частности, за подорожавший алкоголь. В связи с этим некоторые заведения могут вскоре перейти на более дешевые отечественные вина. Как бы то ни было, на аренду столиков и помещений в предновогодние и праздничные даты в барах и клубах все же рассчитывают. В остальное время игроки подстраховываются продажей сопутствующих услуг.

Дорогое удовольствие

Из-за роста цен на алкоголь и еду спрос на услуги развлекательных заведений заметно сократился. Согласно данным исследования Nielsen, с начала 2015 года 49 % опрошенных посетителей (в 2014 г. аналогичный показатель был равен 28 %) отказывали себе в походах в бары, 46 % — в пабы (против прошлогодних 32 %), а 62 % — в ночные клубы (в прошлом году — 45 %). «Посещение ресторанов и баров превратилось в весьма затратный досуг. Очень многие говорят о том, что перестали ходить туда без повода», — говорит Екатерина Петрова, руководитель потребительских исследований практики «Эффективность продаж» Nielsen Россия.

В исследовании Nielsen приняли участие 1000 респондентов, которые в минувшем году хотя бы один раз в месяц посещали предприятия общественного питания. Опрос проводился в российских городах с населением более 1 млн человек. Среди прочего  респондентов спрашивали, изменилась ли частота их походов в рестораны, бары и пабы, просили назвать причины отказа от посещения развлекательных заведений. Как пишет «Коммерсант» со ссылкой на Nielsen, участники опроса объяснили свой отказ общим отсутствием денег, а также подорожанием ресторанных блюд и алкоголя в клубах, барах и пабах (в последних форматах рост цен наиболее ощутим). А те, кто подобные заведения все же посещал, были более скромны, чем раньше, в своих заказах: например, в ресторанах россияне стали экономить, в частности, на вине: в прошлом году его заказывали 22 % посетителей, в нынешнем — только 15 %, из-за чего, по подсчетам экспертов, в 2015-м поставки вина упали в целом на 35 %, сообщает федеральное издание.

Челябинские бары «отдыхают»

В челябинских развлекательных заведениях этот тренд подтверждают. Опрошенные нами участники рынка фиксируют сокращение посещаемости их баров и клубов, отмечая, правда, что связано это не только с ростом цен на импортный (а именно напитки иностранного производства составляют основу меню в барах) алкоголь, но и в целом с перестройкой потребительских предпочтений в кризис. При этом руководители таких заведений отмечают, что если летом дела у них шли, мягко говоря, неважно, от новогодних заказов они все же ожидают прилива.

  — Время сейчас очень тяжелое, и у нас в том числе, — комментирует ситуацию «Южноуральской панораме» Алина Горбунова, управляющая караоке-баром Baccara. — Посещаемость у нас упала примерно на 30 %. В стране системный кризис, в связи с обвалом рубля доходы у людей сократились вдвое, и после всех обязательных платежей, которыми люди обременены (кредиты, квартплата и т. д.), у людей остается немного денег только на походы в магазин, а на развлечение их уже не остается. Летом у нас дела шли вообще очень плохо, мы буквально выживали. Надеемся, что под Новый год посещаемость вырастет, и мы хорошо поработаем. Пока еще есть компании, которые организуют для своих сотрудников корпоративы. Да и частные клиенты тоже звонят нам, интересуются ценниками и новогодней программой.

В еще одном баре нам тоже сообщили о спаде посещаемости  в целом по году, которая произошла даже несмотря на то, что компания решилась сохранить клиентов в ущерб своей прибыли. «Спрос на нескидочные банкеты сократился у нас в этом году вдвое, если не втрое, — рассказывает «ЮП» Дмитрий Чернов, управляющий баром-клубом «Какаду». — Но в нашем случае это не связано с подорожанием алкоголя — мы держим цены на прежнем уровне. То есть у нас прибыль по алкоголю уменьшилась, а на привлекательности наших ценников для посетителей это никак не сказалось».

В то же время на акционные продажи (в этом клубе-баре предлагают также скидочные купоны на банкеты, предновогодние мероприятия по сайту распродаж и скидок gilmon.ru) здесь отмечают устойчиво высокий спрос. «У нас уже до Нового года все забито банкетами — и выходные, и будни, — говорит управляющий «Какаду». — Причем в выходные, несмотря на то, что наши услуги в эти дни дороже, спрос более высокий. «Банкетная» прибыль у нас формируется за счет заказов по бару и кухне. Сама услуга по накрыванию стола у нас бесплатная, а тарифный сбор — 300 руб. с человека».

Курс на  российский градус?

Недавно в федеральных СМИ появилась информация о том, что в винных картах российских ресторанов и кафе увеличилось количество наименований отечественных вин. Согласно результатам опроса, проведенного РБК, российское вино заметно расширило присутствие на рынке. «Еще два-три года назад двери московских ресторанов были закрыты для нас, — рассказывает федеральному изданию директор департамента HoReCa группы  «Абрау-Дюрсо» Денис Кузнецов. — Владельцы ресторанов и сомелье смотрели с недоумением: русское вино? Да вы в своем уме? Сейчас таких вопросов уже не задают: российское вино в винной карте стало в порядке вещей».

— Безусловно, частичный переход на отечественные вина ожидается и в челябинским заведениях общепита, — прогнозирует в беседе с корреспондентом «ЮП» ресторатор Алексей Носков. — Потому что когда обычные столовые сорта европейского вина, стоимость которых 3-5 евро, в России продаются практически как премиум-сегмент — за 1500 рублей, владельцы ресторанов будут вынуждены перейти на вина отечественного производства более-менее схожего качества. К сожалению, не аналогичного, а только схожего. Не в обиду кубанским винам, но они и по возрасту виноградников, и по качеству конечного продукта уступают европейским.

В заведениях же развлекательной направленности либо высказываются осторожно о возможности частичного перехода на российский алкоголь, либо заявляют о том, что в их планы такая ротация не входит. «Думаю, какую‑то долю российских вин и мы завезем, но это будет очень маленькая доля, — говорят в караоке-баре Baccara. — Потому что качество вин иностранного и отечественного производства — это все же небо и земля. Я недавно покупала краснодарское и французское вино в одной ценовой категории. Отличие — разительное». Скептически отзываются о вероятности частичного алкозамещения и в «Какаду». Как отметил Дмитрий Чернов, не заведения диктуют спрос — сам народ к отечественным напиткам относится с предубеждением, и клуб-бар не берется выполнять миссию по их продвижению.

В любом случае полное импортозамещение по напиткам, представленным в барах и ночных клубах, невозможно. По крайней мере — по основной части ассортимента, продающегося за барной стойкой.

«Какими российскими аналогами можно заменить джин, ром, виски, текилу? — задается риторическим вопросом Алексей Носков. — Как, например, ничем не заменишь и кофе. Не ячменным же колосом или цикорием! А между тем импорт составляет 70 % барного меню. Другое дело, что есть вероятность замещения качественного виски какими‑то более дешевыми сортами. В этом случае нежелание людей ходить по барам будет максимально оправданным. Тем более, что сделать самому, в домашних условиях, коктейль довольно просто — Гугл в помощь. Впрочем, концепция коктейль-баров в Челябинске, уверен, никогда не будет востребована так, как в Москве, — где люди могут, например, в четверг после работы зайти в подобное заведение, чтобы пропустить по коктейлю. Индустриальный Челябинск, большинство жителей которого не разбирается даже в разновидностях виски, живет по другому рабочему и ментальному режиму».

Не коктейлем единым…

Вероятно, как раз и учитывая специфику потребительского спроса в Челябинске, местные бары и клубы подстраховываются разными сопутствующими их бизнесу услугами — от непосредственно развлекательных до общепитовских.

Так, например, в Baccara делают ставку на развлечения. Ведь караоке-бар, как отмечает его управляющая, посещает преимущественно публика, которая любит и, как правило, умеет петь, поэтому и развлекательные мероприятия здесь организуются с учетом этой особенности целевой аудитории — проводятся всевозможные музыкальные конкурсы и т. д.

А, например «Какаду», кроме банкетов, продажи которых в последнее время все же просели по сравнению с докризисным периодом, зарабатывает также на бизнес-ланчах. Цены на них в клубе-баре, по словам его управляющего, на сегодня одни из самых низких, если не самые низкие в городе (от 100 рублей за комплекс из трех блюд), и это позволяет заведению достигать нормального оборота. Хотя и по продажам обедов дела не всегда идут ровно — например, летом спрос на них традиционно падает в связи с сезоном отпусков.

В любом случае и рестораны, и развлекательные заведения типа баров и клубов относятся к сфере услуг не первой необходимости, напоминает Алексей Носков. «Все это — так называемый «бизнес удовольствия», — говорит он, — а в сегодняшних условиях, когда зарплаты у людей не выросли, а индексы потребительских цен подскочили нереально, платить за эмоции мало кто готов».

Поделиться

Вчера | 12:30
Южноуральцы стали чаще пользоваться зарядными станциями для электромобилей

В Челябинской области развивают сеть быстрых ЭЗС для электротранспорта.

25.04.2024 | 15:48
Продать идею. На Южном Урале обсудили перспективы креативных индустрий

Челябинск стал первым из городов Урала, где прошел форум «Российская креативная неделя». Это событие по-настоящему уникальное, особенно для города с богатой промышленной историей. Креативные индустрии, которым целиком посвятили это событие, представлены товарами или услугами, являющимися результатом интеллектуальной и творческой деятельности. На Южном Урале в последние годы этот сектор экономики развивается особенно бурно.

18.08.2016 | 10:53
Ипотечное оживление. Кредиты на «квадраты» в Челябинской области снова в цене

Южноуральский рынок ипотечного жилищного кредитования (ИЖК) демонстрирует уверенный рост. Положительная динамика наблюдается как в отношении количества кредитных организаций, работающих с ипотекой (с начала года число таких банков выросло в полтора раза), так и в объемах кредитования (заметный рост отмечен и в штуках, и в деньгах).

18.08.2016 | 10:42
В челябинской ипотеке время снижения — ставок, взносов и возраста заемщика

Участники ипотечного рынка Челябинской области рассказали нашему изданию о нескольких трендах, наметившихся и ожидающихся в этой сфере. Опрошенные игроки сообщили о тенденциях на сокращение процентных ставок и величины первоначального взноса, а в одном из банков поведали о росте в общем кредитном объеме доли бюджетников и о том, что южноуральский заемщик помолодел. Респонденты прогнозируют и дальнейшее развитие рынка ипотеки в заданном направлении.

Новости   
Спецпроекты