Надежда Макатрова: «Продвижение в туризме должно идти параллельно с подтягиванием качества»

5 Октября 2015 Автор: Наталья Калентьева
Надежда Макатрова: «Продвижение в туризме должно идти параллельно с подтягиванием качества»

Одной из тем прошедшего на прошлой неделе туристского форума стал брендинг территорий. Какой видят Челябинскую область жители России, сколько лет потребуется на то, чтобы раскрутить туристический потенциал региона, и как этому может помочь юмор, — об этом и многом другом «ЮП» рассказала Надежда Макатрова, генеральный директор консалтинговой компании «Конкретика», модератор дискуссионной площадки «Брендинг территорий».

— Надежда Сергеевна, как вы оцениваете туристический потенциал Челябинской области?

блиц_Макатрова-Надежда.jpg— Высоко в силу того, что, во-первых, в Челябинской области много природных красот. Во-вторых, удобная логистика — регион расположен ближе к европейской части России, где сосредоточена большая часть трудоспособного населения. Главная задача на нынешнем этапе — работать над продвижением, чтобы об этом самом потенциале узнали жители других регионов. В целом нужно объяснять людям, что такое Южный Урал, раз такое позиционирование уже используется. Нужно объяснять, какие плюсы, какие выгоды получит турист, приехав сюда.

— Для нас Южный Урал — это горнолыжные центры, спорт, в частности хоккей, национальные парки и Аркаим. Как выглядит область в глазах жителей других регионов?

— На данный момент имидж Челябинской области стойко ассоциируется с промышленностью, не вполне благоприятной экологией, метеоритом и спортом. Для меня, кстати, стало открытием чувство юмора местных людей. Мне кажется, что юмор — одна из тем, которая может разрушить стереотипы, связанные с промышленностью, загрязнением, и это нужно прорабатывать. Причем  пример удачного использования уже есть — проект КВН «Уральские пельмени». Региону нужно как можно активнее работать над тем, чтобы сломать негативные стереотипы, чтобы в сознании людей закрепилось, что  Южный Урал — это активный отдых, активный туризм, сплавы и оздоровление.

— А как же горнолыжные центры, на которые, в частности, делается ставка в проекте создания туристического кластера?

— Горнолыжный центр, будь то Шерегеш, «Солнечная долина», Апатиты или какой‑то другой курорт, свой имидж не распространяет на регион. Он рассматривается туристом как некая отдельно взятая территория, и турист, приезжая покататься на лыжах, зачастую за пределы этого курорта не выезжает. Возьмем, к примеру, Шерегеш. Он известен на всю Россию, при этом мало кто знает, что это Кемеровская область.

— Сейчас ставка делается именно на кластерный подход. Он единственно эффективный?

— Кластерный подход — это хорошо. Это нормально, когда есть зоны, которые мы развиваем и продвигаем в первую очередь. Тем более, что турист на самом деле не едет в регион, он едет на определенный объект. Люди не мыслят в категориях административно-территориального деления.
Только у нас, к сожалению, слово «кластер» стало уже ругательным. И не всегда то, что у нас называют кластером, по сути, им является. В любом случае, обычно туризм в России развивается следующим образом: появляется частный объект (музей, горнолыжный центр, туркомплекс), он становится популярным и вокруг него начинают нарастать дополнительные сервисы, появляются радиальные экскурсии, маршруты, то есть происходит естественная кластеризация. В итоге получается туристическая зона, которая притягивает потоки.

— Сколько лет потребуется на то, чтобы раскрутить бренд Южный Урал?

— Как показывает российская практика, хорошие объекты, зоны или маршруты при грамотном продвижении дают реальный результат не раньше, чем через три года.

В целом все будет зависеть от степени рьяности работы в этом направлении, от совместных согласованных действий местной власти, объектов туриндустрии, туристических компаний и СМИ. Нужно понимать, что в первую очередь на туристические объекты в Челябинской области приезжают местные жители, за ними — жители соседних регионов. И это понятно: есть транспортная составляющая любой поездки, которая на сегодня составляет половину затрат. На мой взгляд, стремление привлечь питерцев, москвичей или иностранцев не совсем правильное. Не важно откуда турист: из Москвы, Питера или из Самары, если он все равно оплатит гостиницу, кафе и съездит на экскурсию. Просто для жителей соседних регионов это дешевле, и у нас есть шанс охватить большую аудиторию. Мне кажется, нужно идти именно по этой стратегии: давать рекламу и направлять пиар-активность на тех, кто ближе. Тем более, они имею представление о регионе. Сейчас очень мало людей готово ехать в неизведанные места. Не на руку развитию внутреннего туризма стереотип о России в целом: что сервиса нет, что все плохо.

— Но то, что инфраструктура зачастую оставляет желать лучшего, — это факт…

— Поэтому мы говорим о том, что продвижение должно идти параллельно с подтягиванием качества. Что толку, если мы дадим рекламу, сюда приедут туристы на сырое место и потом в Интернете мы получим сотни негативных отзывов. Если мы ставим целевые показатели, нужно задавать вопрос: «А мы сможем проглотить поток? А мы сможем этих людей накормить, разместить, обеспечить трансфером? Что мы вообще сможем им дать?» Туристический имидж нарабатывается годами, а испортить его можно очень легко и быстро.

— Вы можете привести примеры, когда туристические объекты за несколько лет становились действительно популярными и притягивали значительный турпоток?

— «Заповедник сказок» в Кировской области, курорт «Пужалова гора» в Гороховце, «Никола Ленивец» в Калужской области, «Степной кочевник» в Бурятии, — таких примеров много, они есть практически в каждом регионе.

Поделиться

20.03.2024 | 15:41
В Челябинске показали новый трамвай со звездным названием

Модель Усть-Катавского вагоностроительного завода с февраля испытывают на улицах областного центра.

06.03.2024 | 09:03
Челябинской молодежи рассказали, как начинать бизнес без ошибок

Со школьниками и студентами пообщался Александр Калинин, президент «Опоры России».

17.03.2024 | 14:14
Основной день. Челябинцы выбирают президента страны

В челябинском лицее № 120 выборы всегда особенное событие. С советских времен в дни голосования здесь царит особая праздничная атмосфера, а еще избирателей, многие из которых заканчивали когда-то эту школу, ждут увидеть их учителя.

08.03.2024 | 18:18
Как выбрать профессию и добиться успеха

В Челябинске Сергей Безруков дал взрослые ответы на детские вопросы.

Новости   
Спецпроекты