На краю земли. Челябинские предприятия принимают участие в масштабном арктическом проекте

2 Августа 2016 Автор: Андрей Трушников Фото: автора
На краю земли. Челябинские предприятия принимают участие в масштабном арктическом проекте

И все же сегодня Арктика привлекает не только своими красотами, но и экономическими возможностями. И все говорит о том, что Россия, как одна из ведущих арктических держав, эти возможности упускать не собирается. Один из примеров тому — грандиозное строительство в рамках проекта «Ямал СПГ» в Сабетте, в котором задействованы и челябинские предприятия.

Ресурсы земли

«В первую очередь нам нужно посмотреть, установлен ли уже наш пробкоуловитель», — переживала всю дорогу до арктической стройки наша коллега из пресс-службы новосинеглазовского завода «Трубодеталь» Светлана Кулагина. Ее переживания понятны: для челябинского предприятия этот заказ не только экономически выгоден, но и несет с собой ощутимые имиджевые плюсы. К слову, пробкоуловитель как раз монтировали, и ожидания от его работы у спецов очень большие… Но обо всем по порядку.

Если коротко, то «Ямал СПГ» — это интегрированный проект по добыче, сжижению и реализации природного газа. Строится завод СПГ (сжиженного природного газа) на территории полуострова Ямал. После стопроцентного запуска предприятия его планируют вывести на ежегодную мощность в 16,5 млн тонн СПГ и до 1,2 млн тонн конденсата.

Такие объемы возможны, лишь если они подкрепляются серьезным ресурсом. И он сосредоточен в Южно-Тамбейском месторождении. Его доказанные запасы — 1,3 трлн кубометров газа и 60 млн тонн газового конденсата. Проектный уровень добычи на месторождении — 28 млрд кубометров газа в год.

Оператором проекта, владельцем лицензии и всех активов является ОАО «Ямал СПГ», совместное предприятие ОАО «НОВАТЭК» (60 %), Total (20 %) и CNPC (20 %). Начало производства СПГ запланировано на 2017 год.
Челябинская Арктика

— Наш завод, по сути, это замкнутый круг. Он будет сам себя обеспечивать необходимой энергией. Но даже для замкнутого круга нужен свой стартер, — говорит Артем Курамшин, начальник отдела строительства входных сооружений, стоя на самом пороге строящегося предприятия. — Стартером в нашем случае является система раннего газа. Этот объект мы сдадим уже в этом году. Газ будет подаваться на электростанцию для пусконаладочных работ и для запуска первых двух агрегатов.

Именно с этого момента завод, извините за игру слов, заведется. Немалую роль в этом сыграют челябинские предприятия. В числе более чем 650 российских предприятий из 55 регионов России есть и компании с южноуральской пропиской. Они выполняют контракты более чем на полтора миллиарда рублей (всего на поставку оборудования и проведение работ российскими предприятиями в рамках проекта «Ямал СПГ» будет направлено 540 млрд рублей). Как сообщили в пресс-службе проекта, на сегодняшний момент здесь задействованы такие южноуральские производства, как завод Златоустовских металлоконструкций, завод «Соединительные отводы трубопроводов», Челябинский трубопрокатный завод, новосинеглазовский завод «Трубодеталь». Из Южного Урала в Арктику будет поставлено более 3 тысяч тонн трубной продукции, 1300 тонн металлоконструкций, более 6500 соединительных деталей трубопроводов… Надо отметить, что в ямальском строительстве задействована и иная продукция наших предприятий. Так, к примеру, куда ни повернетесь, вы увидите наши грузовые «Уралы», собираемые на миасском автозаводе.

— Здесь, на входных сооружениях, больше всего монтируется именно челябинских труб производства ЧТПЗ, — оценивает роль южноуральцев в проекте Артем Курамшин. — Все газопроводы, которые проходят через здание переключающей арматуры, в конечном итоге врезаются в единый коллектор диаметром 1200 мм. И дальше уже поступают на пробкоуловители. Эта конструкция — пробкоуловитель — изготовлена на вашем заводе «Трубодеталь». Она состоит из 24 трубных узлов. Общий вес этой конструкции с учетом всех соединенных труб порядка 500 тонн. Пробкоуловитель сюда доставлялся отдельными элементами и собирался уже здесь.

Конструкция пробкоуловителя уникальна, она по заказу челябинского предприятия была разработана в Донецке. Данный аппарат необходим для очистки пластового газа, поступающего со скважины, от гидратов, образующих пробки, и последующей передачи для подготовки на входных сооружениях.

Единый организм

Завод СПГ для непосвященного напоминает организм гигантского мифического существа, главной задачей которого является научить «дышать» землю с пользой для людей. У этого существа есть свои артерии, свое сердце, свои легкие… Точнее, будут: этот организм сейчас как раз находится в процессе сборки. В настоящее время готовность первой очереди завода СПГ превышает 70 %.

Но Сабетту уже не узнать. Из совсем крохотного поселка она превратилась в гигантский строительный муравейник. И, как и положено в муравейнике, здесь все происходит по четкому плану. Каждый объект строится своим подрядчиком, на каждом участке есть свой контроль качества, при этом каждое движение состыковано с движением соседнего объекта, ибо организм должен получиться единым.

Если первой точкой являются скважины (некоторые из них удалены от завода в глубь полуострова на десятки километров), то конечным пунктом этого организма должен стать порт. Именно отсюда пойдут загруженные танкеры по всему миру. Это сооружение в условиях Арктики приходится делать сверхсложным и сверхпрочным. Одна только защита ото льда чего стоит.

— Мы уже в полном объеме выполнили конструктив ледозащитного сооружения, — рассказывает Георгий Малышев, руководитель группы строительного контроля «Ямал СПГ» морского порта. — Ледозащитное сооружение нужно для того, чтобы с подветренной стороны в момент ледохода защищать конструкцию подходных путей для танкеров ото льда. Его протяженность более полутора километров. Будет створ для входа судов, в результате мы получим полностью закрытую акваторию. В дальнейшем здесь смонтируют установку для контроля толщины льда, таким образом, температура в акватории будет еще и регулироваться. Танкер ледового типа будет совершенно спокойно сюда заходить, загружаться и уходить в сопровождении ледокола.

Однако предварял этот большой порт для «газовых» танкеров порт грузовой. Он нужен для того, чтобы на место стройки доставлялись необходимые материалы и конструкции. Его строительство начали в 2012 году, первую сваю погрузили 26 октября. А уже через год, 23 октября 2013 года, приняли первое судно.

— Особенность порта в том, что он может принимать крупногабаритные тяжелые модули, то есть причалы выдерживают очень высокие нагрузки, — комментирует Алексей Неумоин, начальник участка грузовых и портовых операций. — Думаю, в Арктике он единственный такой.

Пока мы говорим, к причалу подходит очередной морской большегруз, еще мгновение и оживает разгрузочная техника — на Ямал пришли очередные материалы и конструкции, а стало быть, одна из самых грандиозных строек современной России продолжается.

Редакция благодарит компанию «НОВАТЭК» за предоставленную возможность посетить строительную площадку проекта «Ямал СПГ» и помощь в написании материала.

Поделиться

Вчера | 15:10
Гонки и цифры. Челябинск принял молодежный IT-форум

Челябинск в очередной раз стал площадкой проведения всероссийского IT-форума. Если год назад слет был ориентирован по большей части на взрослую аудиторию, то в этот раз мастер-классы, конкурсы и другие активности подготовили с прицелом на молодежь. Школьники и студенты быстро осваивают новые технологии, поэтому название форума «на ТЫ с IT» стало очень символичным.

17.04.2024 | 17:17
Челябинск представит креативный потенциал Урала

В областном центре пройдет окружной форум «Российская креативная неделя».

24.12.2019 | 13:12
Вкус к жизни здесь. Олег Гербер — о том, что помогает и мешает челябинцам

Олег Гербер в Челябинске человек новый. Еще года не прошло, как он приехал вслед за Алексеем Текслером в наш регион, возглавив медиахолдинг ОТВ. Что его впечатлило на Южном Урале, что угнетает — в нашем разговоре с гендиректором ОТВ.

11.10.2018 | 09:39
Сохранение памяти. Зачем французские и российские атомщики привлекают к работе ученых-семиотиков

Уже 11 лет в Нормандии на стадии мониторинга находится пункт финальной изоляции радиоактивных отходов (РАО). По планам через два года строительство подобного пункта начнется и в Челябинской области. После того, как он будет заполнен и на его месте зазеленеет трава, нашим атомщикам, так же как и французским, предстоит не только контролировать состояние окружающей среды, но и через 300 лет наполнить эту местность такими символами, которые будущему человечеству дадут четкий сигнал, что находится под землей.

Новости   
Спецпроекты